AZ-libr.ру

информационный портал





Статья 23.1. Судьи


Статья 23.1. Судьи

1. Судьи рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 5.15.26, частью 2 статьи 5.27, статьями 5.375.43, 5.455.52, 5.56, частью 2 статьи 6.1, статьями 6.2, 6.8, 6.9, 6.116.14, 6.15, 7.5, 7.12, 7.15, 7.17, 7.24, 7.27, 7.28, частью 2 статьи 8.28, частями 3 и 4 статьи 8.40, частью 3 статьи 9.1, статьями 9.13, 9.14, 10.11, частью 4 статьи 11.17, статьями 11.21, 11.22, 11.24, частью 4 статьи 12.2, частями 1 и 2 статьи 12.4, частями 3—6 статьи 12.5, статьями 12.8, 12.26, 12.35, 12.36, частями 1 и 2 статьи 13.5, статьями 13.10, 13.11, частью 5 статьи 13.12, статьями 13.1413.16, 13.20, 13.21, 13.23, 14.1, 14.1014.14, частями 1 и 2 статьи 14.16, частями 1, 3 и 4 статьи 14.17, статьями 14.18, 14.2114.24, частями 1, 2 и 4 статьи 14.25, статьями 14.27, 15.315.12, 15.26, 16.1, 17.117.13, 18.1018.13, 19.1, частями 1 и 3 статьи 19.3, частями 1 и 3 статьи 19.4, частью 1 статьи 19.5, статьями 19.6, 19.7, 19.9, 19.1119.13, частями 1 и 2 статьи 19.19, статьями 19.20, 19.21, 19.23, 19.26, 20.2, 20.2.1, 20.3, 20.520.7, 20.9, 20.15, 20.18, 20.19, 20.23, статьей 20.24 (в отношении частных детективов (охранников), статьями 20.2520.27 настоящего Кодекса.

2. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 5.27, статьями 5.53, 6.36.6, 6.13, 8.2, 8.3, частью 2 статьи 8.6, частью 2 статьи 8.12, частью 2 статьи 8.13, частью 1 статьи 8.14, статьями 8.178.20, частями 1 и 3 статьи 8.21, частями 2 и 3 статьи 8.26, частями 2 и 3 статьи 8.31, статьями 8.34, 8.35, 8.378.39, 9.19.4, 9.9, 9.11, 10.3, 10.6, 10.8, 11.5, 11.7, 11.9, 11.11, 11.20, частью 2 статьи 12.2, частью 4 статьи 12.9, частью 1 статьи 12.10, частью 3 статьи 12.15, частью 2 статьи 12.17, частью 2 статьи 12.21, статьей 12.24, частью 2 статьи 12.27, статьями 13.113.4, 13.613.8, частями 2 и 4 статьи 13.12, статьями 13.13, 13.22, 14.2, частью 2 статьи 14.4, частью 3 статьи 14.16, частью 1 статьи 14.20, статьями 14.26, 14.29, 15.27, частями 1 и 3 статьи 16.1, статьей 16.2, частью 2 статьи 16.3, статьей 16.7, частью 1 статьи 16.9, статьей 16.16, частью 1 статьи 16.18, частями 1—3 статьи 16.19, частью 1 статьи 16.20, статьей 16.21, частями 2 и 3 статьи 18.1, частью 2 статьи 18.3, частью 2 статьи 18.4, статьями 18.7, 18.8, частями 2 и 3 статьи 19.5, статьями 19.24, 20.1, частью 1 статьи 20.4, частями 2 и 3 статьи 20.8, статьей 20.10, частями 1 и 3 статьи 20.12, статьями 20.13, 20.14, 20.21 настоящего Кодекса, рассматриваются судьями в случаях, если орган или должностное лицо, к которым поступило дело о таком административном правонарушении, передает его на рассмотрение судье.

3. Дела об административных правонарушениях, указанных в частях 1 и 2 настоящей статьи и совершенных военнослужащими и гражданами, призванными на военные сборы, рассматриваются судьями гарнизонных военных судов.

Дела об административных правонарушениях, которые указаны в частях 1 и 2 настоящей статьи и производство по которым осуществляется в форме административного расследования, а также дела об административных правонарушениях, влекущих административное выдворение за пределы Российской Федерации или административное приостановление деятельности, рассматриваются судьями районных судов.

Судьи арбитражных судов рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 6.14, 7.24, 14.1, 14.1014.14, частями 1 и 2 статьи 14.16, частями 1, 3 и 4 статьи 14.17, статьями 14.18, 14.2114.23, 14.27, 15.10, частями 1 и 2 статьи 19.19 настоящего Кодекса, совершенных юридическими лицами, а также индивидуальными предпринимателями.

В остальных случаях дела об административных правонарушениях, указанных в частях 1 и 2 настоящей статьи, рассматриваются мировыми судьями.

Комм. Бекетов О.И.

В комментируемой статье определяется компетенция судей районных судов общей юрисдикции, гарнизонных военных судов, арбитражных судов, а также мировых судей в части, касающейся рассмотрения дел об административных правонарушениях. В отличие от КоАП РСФСР в действующем Кодексе компетенция судей значительно расширена и дифференцирована, что служит целям усиления гарантий прав и свобод человека и гражданина, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и в полной мере соответствует сложившейся мировой практике.

Характерной чертой предметной компетенции судей является ее надведомственный характер. Если другие субъекты административной юрисдикции (за исключением комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав) уполномочены рассматривать дела о нарушениях только тех правил, надзор за соблюдением которых на них возложен, то судьи не имеют подобной «отраслевой» специализации. Они не ограничены ведомственными рамками и рассматривают дела о широком круге правонарушений, совершаемых в различных сферах государственной и общественной жизни.

Только они вправе назначать административные наказания, в наибольшей мере ограничивающие правовой статус граждан: возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения, их конфискацию, лишение специального права, административный арест, дисквалификацию.

Следует учитывать, что предметная компетенция мировых судей может быть расширена законами субъектов Российской Федерации.

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 2 ст.23.1 КоАП РФ, подведомственны одновременно как органам (должностным лицам), осуществляющим в определенной сфере жизнедеятельности общества государственный контроль (надзор), так и судьям. Они рассматриваются судьями лишь в случаях, если орган или должностное лицо, к которым поступило дело о таком административном правонарушении, передает его на рассмотрение судье. Данное положение определяет последовательность рассмотрения указанных дел прежде всего в зависимости от вида применяемых наказаний. Так, дело об установке на транспортном средстве без соответствующего разрешения устройств для подачи специальных световых или звуковых сигналов (ч.2 ст.12.4 КоАП РФ) сначала от имени органов внутренних дел (милиции) рассматривает, как правило, начальник государственной инспекции безопасности дорожного движения, который применяет к виновному административное наказание в виде штрафа. Если данная мера признается им недостаточной, он, не применяя никакого наказания, направляет дело на рассмотрение мировому судье, полагая, что последний назначит более строгое наказание — административный штраф с конфискацией указанных устройств. Вместе с тем судья, не будучи связанным мнением начальника государственной инспекции безопасности дорожного движения, вправе применить к виновному любое из наказаний, предусмотренных санкцией статьи, включая и административный штраф без конфискации.

Передача дела производится на основании соответствующего мотивированного определения (п.1 ч.2 ст.29.9 КоАП РФ), вынесенного органом (должностным лицом), к компетенции которого отнесено его рассмотрение. Учитывая, что передача дел данной категории на рассмотрение судье относится к исключительной компетенции названных выше органов (должностных лиц), судья в указанном случае обязан принять дело к рассмотрению по существу, не обсуждая целесообразность такой передачи.

Часть 3 ст.23.1 КоАП РФ определяет родовую (или предметную) подсудность дел об административных правонарушениях. Родовая подсудность означает отнесение дела к ведению того или иного звена судебной системы в зависимости от характера административного правонарушения, его субъектов, процессуальной формы производства, видов возможного наказания и т.д.

Судьи гарнизонных военных судов рассматривают дела обо всех административных правонарушениях, указанных в частях 1 и 2 ст.23.1 КоАП РФ, если они совершены военнослужащими либо гражданами, призванными на военные сборы. К военнослужащим относятся офицеры, прапорщики, мичманы, курсанты военных образовательных учреждений профессионального образования, сержанты, старшины, солдаты, матросы, проходящие военную службу по контракту или по призыву. На граждан, призванных на военные сборы, в соответствии с законодательством распространяется статус военнослужащих.

Судьи районных судов рассматривают дела об административных правонарушениях в двух случаях: если они указаны в частях 1 или 2 ст.23.1 КоАП РФ и производство по ним осуществляется в форме административного расследования (см.: комментарий ст.28.7 КоАП РФ); если они влекут административное наказание в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации или административное приостановление деятельности.

Кроме того, до полного завершения формирования системы мировых судей дела об административных правонарушениях, отнесенные к их ведению, также рассматриваются судьями районных судов.

Судьи арбитражных судов с принятием Кодекса об административных правонарушениях стали новым для отечественного административно-деликтного права субъектом административной юрисдикции. Исходя из анализа содержания абзацев 2 и 3 ч.3 ст.23.1 КоАП РФ, родовая подсудность дел о правонарушениях, предусмотренных абзацем 3, определяется прежде всего их характером и специальными субъектами правонарушений, которыми могут быть только юридические лица или индивидуальные предприниматели. Все дела, подсудные судьям арбитражных судов, так или иначе связаны с предпринимательской деятельностью, и их рассмотрение, безусловно, должно способствовать укреплению законности и предупреждению правонарушений в данной сфере, что в полной мере согласуется с задачами судопроизводства в арбитражном суде (ст.2 Арбитражного процессуального кодекса РФ от 24 июля 2002г.). Дела, указанные в абзаце 3, подсудны судьям арбитражных судов и в том случае, когда по ним в соответствии со статьей 28.7 КоАП РФ проводилось административное расследование, а также когда индивидуальный предприниматель, совершивший административное правонарушение из числа названных в указанном абзаце, утратил статус индивидуального предпринимателя (см. п.3 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005г. №5).

По смыслу статьи 23.1 КоАП РФ судьи гарнизонных военных судов и судьи арбитражных судов рассматривают дела об административных правонарушениях, отнесенные к их компетенции, вне зависимости от того, осуществлялось ли по ним производство по делу в форме административного расследования или нет.

Предметная подсудность дел об административных правонарушениях мировым судьям определена абзацем 4 ч.3 ст.23.1 КоАП РФ в соответствии с принципом остаточной компетенции. Практически это означает, что мировые судьи вправе рассматривать все дела об административных правонарушениях, указанных в частях 1 и 2 ст.23.1 КоАП РФ, кроме тех случаев, когда они совершены несовершеннолетними, военнослужащими или гражданами, призванными на военные сборы, когда производство по ним осуществляется в форме административного расследования, или они влекут административное выдворение за пределы Российской Федерации или административное приостановление деятельности. Кроме того, мировые судьи не уполномочены рассматривать дела, предусмотренные статьями, указанными в абзаце 3 ч.3 ст.23.1, совершенные юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями.

Таким образом, именно на мировых судей возложено рассмотрение основной массы дел об административных правонарушениях.

Порядок осуществления правосудия мировыми судьями устанавливается уже упомянутым Федеральным законом «О мировых судьях в Российской Федерации», а также другими федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.








<<< Пред. Оглавление
Начало раздела
След. >>>

П е р с о н а л и и    б и б л и о т е к и
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я

Дата последнего изменения:
Sunday, 15-Jun-2014 06:08:14 UTC





(c) 2017 AZ-libr.ру :: Библиотека - "Люди и книги"