Статья 15.27. Нарушение законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризмаСтатья 15.27. Нарушение законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма Неисполнение организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части фиксирования, хранения и представления информации об операциях, подлежащих обязательному контролю, а также в части организации внутреннего контроля — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц — от пятисот до пяти тысяч минимальных размеров оплаты труда или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток. Комм. Футо С.Р. Для законодательства Российской Федерации об административных правонарушениях комментируемая норма является новой. Она адресована в первую очередь кредитным организациям, а также тем организациям, которые осуществляют операции с денежными средствами или иным имуществом (ломбарды, организации, осуществляющие регистрацию имущества, профессиональные участники рынка ценных бумаг и т.п.). Объектом правонарушения являются общественные отношения в сфере нормального функционирования органов государственной власти, осуществляющих противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Основными нормативными правовыми актами, действующими в рассматриваемой сфере, являются федеральные законы от 7 августа 2001г. №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем», от 10 июля 2002г. №88-ФЗ «О ратификации Международной конвенции о борьбе с финансированием терроризма», рекомендации по разработке организациями, совершающими операции с денежными средствами или иным имуществом, правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, утвержденные распоряжением Правительства РФ от 17 июля 2002г. №983-р, и иные нормативные правовые акты. Предметом административного правонарушения выступают денежные средства или иное имущество, приобретенные преступным путем, а также информация. Объективная сторона правонарушения выражается в неисполнении организацией правовых норм о противодействии легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Под легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, понимается придание правомерного вида владению, пользованию или распоряжению денежными средствами или иным имуществом, полученными в результате совершения преступления. Терроризмом в соответствии со статьей 3 Федерального закона от 25 июля 1998г. №130-ФЗ «О борьбе с терроризмом» признается насилие или угроза его применения в отношении физических лиц или организаций, а также уничтожение (повреждение) или угроза уничтожения (повреждения) имущества и других материальных объектов, создающие опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий, осуществляемых в целях нарушения общественной безопасности, устрашения населения, или оказания воздействия на принятие органами власти решений, выгодных террористам, или удовлетворения их неправомерных имущественных и (или) иных интересов; посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля, совершенное в целях прекращения его государственной или иной политической деятельности либо из мести за такую деятельность; нападение на представителя иностранного государства или сотрудника международной организации, пользующихся международной защитой, а равно на служебные помещения либо транспортные средства лиц, пользующихся международной защитой, если это деяние совершено в целях провокации войны или осложнения международных отношений. Под фиксированием информации понимается сбор (получение) и закрепление информации на материальном носителе (бумажном, электронном и т.п.). Хранением считаются действия по нахождению информации и обеспечению ее сохранности в организации в течение установленных сроков. Представлением информации является ее передача любым установленным способом (на бумажных и магнитных носителях, по средствам коммуникации и т.п.) уполномоченным органам в установленные сроки. Организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны соблюдать положения законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. В частности, в соответствии со статьей 6 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем» обязательному контролю подлежит операция с денежными средствами или иным имуществом, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 600 000 рублей, либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600 000 рублей, или превышает ее, а по своему характеру данная операция осуществляется в наличной, безналичной форме и иными способами, указанными в названной статье. Организация, осуществляющая операции с денежными средствами или иным имуществом, при их проведении обязана: 1) идентифицировать лицо, находящееся на обслуживании в организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом; 2) документально фиксировать и представлять в уполномоченный орган не позднее рабочего дня, следующего за днем совершения операции, сведения по операциям с денежными средствами или иным имуществом, подлежащим обязательному контролю (дату, сумму, вид операции и основания ее совершения; сведения для идентификации физического лица; данные о юридическом лице и т.д.); 3) представлять в уполномоченный орган по его письменному запросу указанную информацию. Основаниями для документирования информации (фиксирования и дальнейшего конфиденциального сохранения) являются: 1) запутанный или необычный характер сделки, не имеющей очевидного экономического смысла или очевидной законной цели; 2) несоответствие сделки целям деятельности организации, установленным учредительными документами этой организации; 3) выявление неоднократного совершения операций или сделок, целью которых является уклонение от процедур обязательного контроля; 4) иные обстоятельства. Документы, подтверждающие сведения, касающиеся фактов легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, а также копии документов, необходимых для идентификации личности, подлежат хранению в течение не менее пяти лет. Под внутренним контролем понимается деятельность организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, по выявлению операций, подлежащих обязательному контролю, и иных операций с денежными средствами или иным имуществом, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма. Внутренний контроль организуется в соответствии с рекомендациями Правительства Российской Федерации по разработке организациями, совершающими операции с денежными средствами или иным имуществом, правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем. Кредитные организации и профессиональные участники рынка ценных бумаг обеспечивают такой контроль согласно указанию ЦБ РФ от 28 ноября 2001г. №137-Т «О рекомендациях по разработке кредитными организациями правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем», и постановлению ФКЦБ РФ от 13 августа 2003г. №03-34/пс «О Положении о внутреннем контроле профессионального участника рынка ценных бумаг». По конструкции юридического состава правонарушение является формальным. Под организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, понимаются: 1) кредитные организации (об их правовом статусе см.: комментарий статей 15.4, 15.26 КоАП РФ); 2) организации — профессиональные участники рынка ценных бумаг (см. комментарий статьи 15.19 КоАП РФ); 3) страховые и лизинговые компании; 4) организации федеральной почтовой связи; 5) ломбарды, 6) организации, осуществляющие скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий; 7) организации, содержащие тотализаторы и букмекерские конторы, а также проводящие лотереи и иные игры, в которых организатор разыгрывает призовой фонд между участниками, в том числе в электронной форме; 8) организации, осуществляющие управление инвестиционными фондами или негосударственными пенсионными фондами, а также другие лица, имеющие статус организации и осуществляющие указанные в статье операции (например, органы, осуществляющие регистрацию организаций (юридических лиц) — в части операций по внесению средств в уставный капитал). При квалификации деяния следует учитывать, что за совершение финансовых операций и других сделок с денежными средствами или иным имуществом, приобретенными заведомо незаконным путем, либо использование указанных средств или иного имущества для осуществления предпринимательской или иной экономической деятельности наступает уголовная ответственность по статье 174 УК РФ. Разграничивать рассматриваемое административное правонарушение и уголовно наказуемое деяние следует по объективной стороне деяния. Субъектом правонарушения выступают юридические лица и их должностные лица (в частности, должностное лицо, ответственное за организацию внутреннего контроля). С субъективной стороны правонарушение характеризуется как умышленной формой вины, так и неосторожной. Протоколы о правонарушениях составляют и дела о них рассматривают должностные лица органов, осуществляющих контроль за исполнением законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. |
|
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
Дата последнего изменения: |