Статья 15.4. Нарушение срока представления сведений об открытии и о закрытии счета в банке или иной кредитной организации


Статья 15.4. Нарушение срока представления сведений об открытии и о закрытии счета в банке или иной кредитной организации

Нарушение установленного срока представления в налоговый орган или орган государственного внебюджетного фонда информации об открытии или о закрытии счета в банке или иной кредитной организации

— влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда.

Комм. Футо С.Р.

Объектом правонарушений, предусмотренных комментируемой статьей, выступают общественные отношения в сфере налогообложения, точнее, в сфере обеспечения контрольных функций налоговых органов по своевременному и полному внесению в бюджет налогов и иных обязательных платежей. Налоговые органы в процессе осуществления налогового контроля вправе приостанавливать операции по счетам налогоплательщиков, а также выставлять инкассовые поручения для обеспечения уплаты ими обязательных платежей в бюджет.

В соответствии с частью 2 ст.23 Налогового кодекса РФ обязанность представить в налоговый орган или орган государственного внебюджетного фонда по месту учета письменную информацию об открытии и закрытии счета в банке возникает у организации в течение 10 дней с момента осуществления подобных действий. Аналогичная обязанность согласно статье 86 Налогового кодекса РФ возлагается также и на должностных лиц банка, в котором налогоплательщиком открыт (закрыт) счет. Информацию об этом банк обязан представить в налоговый орган или орган государственного внебюджетного фонда по месту учета налогоплательщика в пятидневный срок.

Обязанность банков в 5-дневный срок представлять в органы государственных внебюджетных фондов информацию об открытии или закрытии налогоплательщиком-страхователем счета в банке или иной кредитной организации установлена только для Пенсионного фонда Российской Федерации и Фонда социального страхования Российской Федерации. Однако в соответствии со статьей 9 Федерального закона от 5 августа 2000г. «О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах» с 1 января 2001г. полномочия по осуществлению контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения взносов в государственные социальные внебюджетные фонды (Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования), уплачиваемых в составе единого социального налога (взноса), перешли к налоговым органам Российской Федерации.

Для целей комментируемой статьи термин «счет» нуждается в дополнительном разъяснении. Под ним следует понимать только расчетный (текущий) и иной счет в банке, открытый на основании договора банковского счета, на который зачисляются и с которого могут расходоваться денежные средства организаций (ст.11 НК РФ). В качестве иного счета, о котором следует сообщать в налоговые органы, будут выступать текущие валютные, транзитные валютные и специальные транзитные валютные счета, так как их открытие производится на основании договора банковского счета и по ним могут осуществляться операции по зачислению и расходованию денежных средств организации. Очевидно, что в качестве счета, об открытии (закрытии) которого следует сообщать в налоговый орган, не будут выступать ссудный, депозитный и аналогичный счета и соответственно за непредставление банками информации о таких счетах ответственность по статье 15.4 КоАП РФ исключается.

Момент открытия счета следует определять, исходя из положений статьи 846 Гражданского кодекса РФ. Это — достижение сторонами соглашения и оформление надлежащих документов.

Счет признается закрытым с момента расторжения договора банковского счета по заявлению клиента либо со времени, указанного в заявлении (ст.859 ГК РФ).

Объективную сторону правонарушения образует бездействие должностных лиц организаций и банков, выразившееся как в нарушении срока представления информации об открытии или закрытии счета в банке или иной кредитной организации, так и в непредставлении такой информации вовсе.

Комментируемый состав правонарушения носит формальный характер, т.е. административная ответственность наступает за само нарушение срока представления либо непредставление в налоговый орган информации об открытии либо закрытии банковского счета вне зависимости от наступления каких-либо вредных последствий.

Диспозиция данной статьи является бланкетной.

Разграничение правонарушений, предусмотренных настоящей статьей, и статьей 118 Налогового кодекса РФ осуществляется по субъекту: к налоговой ответственности привлекаются юридические лица и лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а к административной — должностные лица организаций и банков.

Субъектом правонарушения являются только должностные лица организаций и банков (см.: комментарий ст.2.4 КоАП РФ).

Субъективная сторона правонарушения предполагает вину как в форме умысла, так и неосторожности. Административные правонарушения, предусмотренные статьей 15.4 Кодекса, совершаются, как правило, умышленно с корыстным мотивом. Скрывая информацию об открытии счета, должностные лица организаций надеются избежать уплаты обязательных платежей, а должностные лица банка или иной кредитной организации стремятся не потерять клиента, поскольку формально организация имеет право пользоваться счетом с момента его открытия, т.е. в тот же день (гл.45 ГК РФ).

Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица налоговых органов и органов государственных внебюджетных фондов.

Дела об административных правонарушениях рассматривают судьи (мировые судьи).




Поддержите культуру
ЯндексЯндекс. ДеньгиХочу такую же кнопку

Google
 
Web azdesign.ru az-libr.ru

<<< Пред. Оглавление
Начало раздела
След. >>>

П е р с о н а л и и    б и б л и о т е к и
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я

Дата последнего изменения:
Sunday, 15-Jun-2014 06:08:15 UTC