Статья 15.3. Нарушение срока постановки на учет в налоговом органеСтатья 15.3. Нарушение срока постановки на учет в налоговом органе 1. Нарушение установленного срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе или органе государственного внебюджетного фонда — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда. 2. Нарушение установленного срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе или органе государственного внебюджетного фонда, сопряженное с ведением деятельности без постановки на учет в налоговом органе или органе государственного внебюджетного фонда, — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда. Примечание. Административная ответственность, установленная в отношении должностных лиц в настоящей статье, статьях 15.4—15.9, 15.11 настоящего Кодекса, применяется к лицам, указанным в статье 2.4 настоящего Кодекса, за исключением граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. Комм. Футо С.Р. Объектом правонарушений являются общественные отношения в сфере налогов и сборов, в частности, в сфере формирования данных о налогоплательщиках и плательщиках страховых сборов, а также об объектах налогообложения. Комментируемой нормой также охраняются общественные отношения в сфере обязательного социального страхования. Диспозиция статьи носит бланкетный характер, так как отсылает к нормам налогового законодательства (глава 14 Налогового кодекса РФ) и иных правовых актов (определяющих порядок регистрации юридических лиц, порядок постановки организаций на учет в государственном внебюджетном фонде и т.д.). Объективная сторона правонарушения выражается как в форме действий, так и бездействия. Деяние, предусмотренное частью 1 комментируемой статьи, совершается путем бездействия (лицо не выполняет свою обязанность встать на учет в налоговом органе, органе государственного внебюджетного фонда). Административное правонарушение, ответственность за совершение которого установлена частью 2, предполагает как действия, так и бездействие (неисполнение обязанности по постановке на учет сопряжено с осуществлением предпринимательской и иной деятельности, направленной на извлечение прибыли). Административные правонарушения, предусмотренные комментируемой статьей, носят характер длящихся, в связи с чем момент их окончания определяется либо моментом их прекращения самими правонарушителями (подача заявления о постановке на учет), либо моментом их выявления налоговыми органами в процессе осуществления налогового контроля. Самостоятельное прекращение правонарушения виновным лицом не оказывает влияния на квалификацию совершенного деяния, но может учитываться юрисдикционными органами в качестве обстоятельства, смягчающего административную ответственность. Состав рассматриваемых правонарушения формальный, т.е. административная ответственность наступает за сам факт совершенного деяния (действия или бездействия) независимо от наступления каких-либо вредных последствий. Правонарушение считается оконченным с момента истечения последнего дня срока, отведенного нормативными правовыми актами для подачи заявления о постановке на учет лица или объекта, подлежащего учету. Состав правонарушений, предусмотренных данной статьей, образуют действия (бездействие), нарушающие установленный срок подачи заявления о постановке на учет как в налоговом органе, так и в органе государственного внебюджетного фонда. Статьей 57 Конституции РФ установлен основополагающий принцип налоговой системы России: каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Налогоплательщиками признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с Налоговым кодексом РФ возложена обязанность уплачивать налоги и(или) сборы. Плательщики страховых сборов — организации и физические лица, являющиеся самостоятельными плательщиками страховых взносов в государственные внебюджетные фонды. Налогоплательщики подлежат постановке на учет в налоговых органах либо по месту нахождения организации, либо по месту нахождения ее обособленных подразделений, либо по месту жительства физического лица или по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств и по иным основаниям, предусмотренным Налоговым кодексом РФ (ст.83 НК РФ). Обязанность по постановке на учет в налоговом органе возникает в течение 10 дней с момента государственной регистрации юридического лица. Для постановки на учет лицу необходимо подать в налоговые органы заявление установленного образца и заверенные копии документов (например, копии документов о регистрации). При поступлении в налоговый орган заявления о постановке на учет со всеми необходимыми для этого документами налоговый орган обязан осуществить постановку налогоплательщика на учет в течение 5 дней и в тот же срок выдать соответствующее свидетельство. Данные, содержащиеся в заявлении о постановке в налоговый орган на учет, составляют основу для формирования Единого государственного реестра налогоплательщиков (ЕГРН) и подлежат занесению в него. Реестр представляет собой систему государственных баз данных учета налогоплательщиков: юридических лиц — Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ) и индивидуальных предпринимателей — Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП), ведущихся налоговыми органами на основе документированной информации, поступающей в эти органы. Для отдельных категорий налогоплательщиков, а также в зависимости от объекта налогового контроля существует свой, отличный от общего, порядок постановки на учет в налоговых органах и органах государственного внебюджетного фонда. Заявление о постановке на учет нотариусов, занимающихся частной практикой, частных детективов, частных охранников подается в налоговый орган по месту их жительства в течение 10 дней после выдачи им лицензии, свидетельства или иного документа, на основании которого осуществляется их деятельность. Заявление организации о постановке на учет по месту нахождения недвижимого имущества или транспортных средств, подлежащих налогообложению, подается в налоговый орган по месту нахождения этого имущества в течение 30 дней со дня его регистрации. Такой же срок предусмотрен и для подачи заявления о постановке на учет организации по месту нахождения обособленного подразделения с момента его создания. Для иностранных организаций постановка на учет в налоговом органе имеет исключения из общего порядка и определяется приказами МНС РФ от 7 апреля 2000г. №АП-3-06/124 «Об утверждении Положения об особенностях учета в налоговых органах иностранных организаций» и от 28 июля 2003г. №БГ-3-09/426 «Об учете иностранных организаций в налоговых органах». Под деятельностью, о которой идет речь в части 2 комментируемой статьи, следует понимать как предпринимательскую деятельность так и иную деятельность, имеющую направленность на систематическое получение дохода. Порядок постановки на учет в органе государственного внебюджетного фонда определяется специальным законодательством. Срок постановки на учет организаций, частных детективов, нотариусов, занимающихся частной практикой, и других лиц в органах Пенсионного фонда Российской Федерации в соответствии со статьей 11 Федерального закона от 15 декабря 2001г. №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» составляет 30 дней с момента их государственной регистрации или получения соответствующей лицензии. Порядок постановки страховщиков в органах Фонда социального страхования Российской Федерации установлен Федеральным законом от 24 июля 1998г. №125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний». Срок постановки на учет организации-страхователя составляет 10 дней со дня государственной регистрации — для организации по месту нахождения; 30 дней — для обособленного подразделения (см.: постановление Фонда социального страхования РФ от 23 марта 2004г. №27 «Об организации работы исполнительных органов Фонда социального страхования Российской Федерации по регистрации страхователей»). Постановка на учет в органах фонда обязательного медицинского страхования в настоящее время не закреплена в качестве обязанности для плательщиков страховых взносов. В связи с этим непостановка организаций и иных страхователей на учет в органах фонда обязательного медицинского страхования не образует состава административного правонарушения, закрепленного комментируемой статьей. Субъектом нарушения установленного срока подачи заявления о постановке на учет могут быть только должностные лица. С учетом статьи 2.4 Кодекса в качестве должностных лиц выступают руководители, главные бухгалтеры и иные лица, которые наделены полномочиями выступать от имени организации и осуществлять действия по постановке лица на учет в налоговом органе или органе государственного внебюджетного фонда. Из числа субъектов правонарушения примечание к комментируемой статье исключает индивидуальных предпринимателей (граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица). В противном случае их пришлось бы привлекать к ответственности за одно и то же деяние и по комментируемой статье, и по статьям 116 и 117 Налогового кодекса РФ. Лица, имеющие статус индивидуального предпринимателя, при совершении деяния, по составу совпадающего с комментируемой статьей, привлекаются к налоговой ответственности в соответствии с названными статьями НК РФ. С субъективной стороны правонарушение совершается как умышленно, так и по неосторожности. Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица налоговых органов и государственных внебюджетных фондов. Дела об административных правонарушениях рассматривают судьи (мировые судьи). |
|
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
Дата последнего изменения: |