AZ-libr.ру

информационный портал





Статья 15.11. Грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности


Статья 15.11. Грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности

Грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности, а равно порядка и сроков хранения учетных документов

— влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда.

Примечание. Под грубым нарушением правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности понимается:

искажение сумм начисленных налогов и сборов не менее чем на 10 процентов;

искажение любой статьи (строки) формы бухгалтерской отчетности не менее чем на 10 процентов.

Комм. Футо С.Р.

Комментируемая статья, так же как и предыдущие, является новой для законодательства об административных правонарушениях. По своему содержанию она близка статье 120 Налогового кодекса РФ, предусматривающей ответственность налогоплательщиков-организаций и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, за грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения.

Объектом правонарушения выступают общественные отношения в сфере исполнения обязанности должностных лиц организаций по ведению бухгалтерского учета и представлению в налоговые органы бухгалтерской отчетности.

Предметом административного правонарушения являются документы — бухгалтерские учетные документы и отчетность.

Объективная сторона выражается в форме как действия (ведение учета и представление отчетности с нарушением требований, предъявляемых к ним), так и бездействия (отсутствие бухгалтерского учета, неисполнение обязанности по обеспечению сохранности документов).

Самостоятельный состав административного правонарушения, предусмотренного комментируемой статьей, образуют только те действия (бездействие) должностных лиц, нарушающие правила ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности, а также порядок и сроки хранения учетных документов, которые выразились в искажении сумм начисленных налогов и сборов либо любой статьи (строки) формы бухгалтерской отчетности не менее чем на 10 процентов.

В соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете» бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организаций и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.

Правила ведения организациями бухгалтерского учета установлены, помимо указанного Закона, также и иными нормативными правовыми актами: методическими указаниями по бухгалтерскому учету (см.: приказ Минфина России от 13 октября 2003г. №91н «Об утверждении Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств»), различными положениями по бухгалтерскому учету, инструкциями и другими документами (например, приказ Минфина России от 28 ноября 2001г. №9бн «Об утверждении положения по бухгалтерскому учету «Условные факты хозяйственной деятельности» ПБУ 8/01» и др).

Под бухгалтерской отчетностью понимается единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности, составляемая на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам. Бухгалтерская отчетность организаций состоит из: бухгалтерского баланса; отчета о прибылях и убытках, приложений к ним, предусмотренных нормативными актами; аудиторского заключения, подтверждающего достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она подлежит обязательному аудиту; пояснительной записки. Бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций организаций ведется в рублях путем двойной записи на взаимосвязанных счетах бухгалтерского учета, включенных в рабочий план счетов бухгалтерского учета.

В соответствии с положениями статьи 9 Федерального закона «О бухгалтерском учете» все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет. Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации. Документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать следующие обязательные реквизиты: наименование документа; дату составления документа; наименование организации, от имени которой составлен документ; содержание хозяйственной операции; измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении; наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления; личные подписи указанных лиц.

В настоящее время действует пять альбомов унифицированных форм первичной учетной документации:

1) по учету труда и его оплаты, основных средств и нематериальных активов, материалов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов работ в капитальном строительстве;

2) по учету работы строительных машин и механизмов, работ в автомобильном транспорте;

3) по учету кассовых операций и результатов инвентаризации;

4) по учету торговых операций;

5) по учету продукции и товарно-материальных ценностей в местах хранения.

Первичная учетная документация должна соответствовать утвержденным формам. Первичный учетный документ должен быть составлен в момент совершения операции, а в случае если это не представляется возможным, — непосредственно после ее окончания на бумажном или машинном носителе. Документ, полученный из автоматизированной информационной системы, приобретает юридическую силу только после его подписания соответствующим должностным лицом или подтверждения электронной цифровой подписью.

Бухгалтерская отчетность представляется организацией непосредственно, передается через представителя, направляется в виде почтового отправления с описью вложения или передается по телекоммуникационным каналам связи. При этом днем представления отчетности считаются дата отправки почтового отправления, дата отправки по телекоммуникационным каналам связи либо дата фактической передачи по принадлежности.

В соответствии с пунктом 8 ст.23 Налогового кодекса РФ налогоплательщики обязаны обеспечивать сохранность данных бухгалтерского учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, а также документов, подтверждающий полученные доходы (расходы) и уплаченные (удержанные) налоги в течение четырех лет. Этот срок подлежит исчислению с момента окончания налогового периода, в котором создана документация.

Кроме того, обязанность организаций по сохранности первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности установлена правилами организации государственного архивного дела и составляет не менее пяти лет.

Рабочий план счетов бухгалтерского учета, другие документы учетной политики, процедуры кодирования, программы машинной обработки данных (с указанием сроков их использования) должны храниться организацией не менее пяти лет после года, в котором они использовались для составления бухгалтерской отчетности в последний раз.

Сроки хранения различных учетных документов установлены Перечнем типовых управленческих документов, образующихся в деятельности организаций, с указанием сроков хранения, утвержденным Росархивом (ныне — Федеральное архивное агентство) 6 октября 2000г., а также федеральными законами от 8 февраля 1998г. №14-83 «Об обществах с ограниченной ответственностью» и от 26 декабря 1995г. №208-ФЗ «Об акционерных обществах».

Порядок хранения учетных документов определен Положением о документах и документообороте в бухгалтерском учете, утвержденным Минфином СССР от 29 июля 1983г. №105, Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденным приказом Минфина России от 29 июля 1998г. №34н.

В примечании к статье 15.11 Кодекса раскрыто понятие грубого нарушения правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности. Это — искажение сумм начисленных налогов и сборов не менее чем на 10 процентов либо искажение любой статьи (строки) формы бухгалтерской отчетности не менее чем на 10 процентов.

По конструкции правонарушение, предусмотренное комментируемой статьей, относится к длящимся. Срок давности привлечения к административной ответственности исчисляется здесь с момента обнаружения правонарушения (см.: комментарий ст.4.5 КоАП РФ).

Субъектами правонарушения выступают должностные лица организации, ответственные за ведение бухгалтерского учета и представление бухгалтерской отчетности. В соответствии со статьей 6 Федерального закона «О бухгалтерском учете» ответственность за организацию бухгалтерского учета несут руководители организаций, к которым относятся директор (либо лицо, фактически осуществляющее функции руководителя) и главный (старший) бухгалтер. К ответственности по данной статье могут быть привлечены и иные лица, уполномоченные вести бухгалтерский учет и составлять бухгалтерскую отчетность в организации.

Индивидуальные предприниматели не являются субъектами рассматриваемого правонарушения. Они несут ответственность по нормам Налогового кодекса РФ (см.: комментарий ст.15.3 КоАП РФ).

Субъективная сторона правонарушения характеризуется виной в форме умысла или неосторожности.

Протоколы о правонарушениях составляют должностные лица налоговых органов, а дела о них рассматривают судьи.








<<< Пред. Оглавление
Начало раздела
След. >>>

П е р с о н а л и и    б и б л и о т е к и
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я

Дата последнего изменения:
Sunday, 15-Jun-2014 06:08:16 UTC





(c) 2017 AZ-libr.ру :: Библиотека - "Люди и книги"