Статья 23.2. Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их правСтатья 23.2. Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав 1. Районные (городские), районные в городах комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав рассматривают дела об административных правонарушениях, совершенных несовершеннолетними, а также дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 5.35, 5.36, 6.10, 20.22 настоящего Кодекса. 2. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 11.18 настоящего Кодекса, а также дела об административных правонарушениях в области дорожного движения рассматриваются комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав в случаях, если орган или должностное лицо, к которым поступило дело о таком административном правонарушении, передает его на рассмотрение указанной комиссии. Комм. Бекетов О.И. Дела об административных правонарушениях, отнесенные законодателем к подведомственности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав (далее — комиссий), можно разделить на две группы: — дела об административных правонарушениях, совершенных несовершеннолетними; — дела об административных правонарушениях, совершенных в отношении несовершеннолетних. Передача основной массы дел об административных правонарушениях, совершенных подростками, на рассмотрение специализированных юрисдикционных органов (комиссий) является одним из основополагающих принципов административной ответственности несовершеннолетних. Важнейшей задачей этих комиссий и смыслом их деятельности является осуществление мер по защите и восстановлению прав и законных интересов несовершеннолетних. В соответствии со статьями 2.3, 23.2 КоАП РФ и пунктом 7 ч.1 ст.11 Федерального закона от 24 июня 1999г. №120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» комиссии рассматривают дела об административных правонарушениях (в том числе и те, которые названы в частях 1 и 2 статьи 23.1 КоАП РФ) лиц в возрасте от 16 до 18 лет. При этом с учетом конкретных обстоятельств дела и данных о несовершеннолетнем, совершившем административное правонарушение, он может быть освобожден от административной ответственности с применением к нему мер воздействия, предусмотренных федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних. Применение таких мер относится к исключительной компетенции комиссии (ч.2 ст.2.3 КоАП РФ). К их числу относятся следующие принудительные меры воспитательного характера: возложение обязанности принести публичное или в иной форме извинение потерпевшему; вынесение предупреждения; объявление выговора или строгого выговора; возложение на несовершеннолетнего, достигшего 15-летнего возраста, обязанности возместить причиненный материальный ущерб, если подросток имеет самостоятельный заработок и сумма ущерба не превышает одной второй минимального размера оплаты труда, или возложение обязанности своим трудом устранить причиненный материальный ущерб, не превышающий одной второй минимального размера оплаты труда; передача несовершеннолетнего под надзор родителей или лиц, их заменяющих, или общественных воспитателей, а также под наблюдение трудового коллектива или общественного объединения с их согласия; передача подростка на поруки трудовому коллективу, общественному объединению по их ходатайствам и некоторые другие. Комиссия вправе также входить в орган опеки и попечительства с предложениями об ограничении или лишении несовершеннолетнего в возрасте от 15 до 18 лет права самостоятельно распоряжаться своими заработком или стипендией. Поскольку комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав не вправе назначать виды наказания, отнесенные к исключительной компетенции судей, то дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 2 ст.23.1 КоАП РФ, совершенных несовершеннолетними, могут быть переданы комиссией на рассмотрение судей. Необходимо обратить внимание на особенности субъектов административных правонарушений, совершенных в отношении несовершеннолетних (ст.5.35, 5.36, 6.10, 20.22 КоАП РФ). Как правило, во взаимоотношениях с подростками они обладают специальным административно-правовым статусом. Во-первых, это родители или иные законные представители несовершеннолетних, которые фактически несут ответственность за необеспечение должного контроля за поведением несовершеннолетних и пренебрежение своими родительскими обязанностями. Так, они подлежат привлечению к административной ответственности за: неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершенно-летнего (ст.5.35 КоАП РФ); вовлечение несовершеннолетнего в употребление спиртных напитков или одурманивающих веществ (ч.2 ст.6.10 КоАП РФ); появление в состоянии опьянения несовершеннолетних в возрасте до 16 лет, а равно распитие ими алкогольной и спиртосодержащей продукции, потребление ими наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача, иных одурманивающих веществ на улицах, стадионах, в скверах, парках, в транспортном средстве общего пользования, в других общественных местах (ст.20.22 КоАП РФ). Во-вторых, это руководители учреждений, в которых находятся дети, оставшиеся без попечения родителей, а также должностные лица органов исполнительной власти субъектов Федерации или органов местного самоуправления, которые несут административную ответственность за нарушение порядка или сроков предоставления сведений о несовершеннолетнем, нуждающемся в передаче на воспитание в семью (на усыновление (удочерение), под опеку (попечительство) или в приемную семью) либо в учреждение для детей-сирот или для детей, оставшихся без попечения родителей, за предоставление заведомо недостоверных сведений о таком несовершеннолетнем, за совершение действий, направленных на укрытие несовершеннолетнего от передачи на воспитание в семью (на усыновление (удочерение), под опеку (попечительство) или в приемную семью) либо в учреждение для детей-сирот или для детей, оставшихся без попечения родителей (ст.5.36 КоАП РФ). В-третьих, это лица, на которых возложены обязанности по обучению и воспитанию несовершеннолетних (ч.2 ст.6.10 КоАП РФ) и, наконец, в-четвертых, это иные совершеннолетние лица (ч.1 ст.6.10 КоАП РФ), которые подлежат привлечению к административной ответственности за вовлечение несовершеннолетнего в употребление спиртных напитков или одурманивающих веществ. В отношении родителей или иных законных представителей несовершеннолетнего комиссия вправе на основании действующего законодательства применить определенные меры воздействия: общественное порицание, предупреждение, возложение обязанности возместить причиненный несовершеннолетним ущерб, не превышающий одной второй минимального размера оплаты труда и некоторые другие. Комиссия вправе входить в районный (городской) суд с заявлениями об ограничении дееспособности родителей, о лишении их родительских прав, об отобрании детей у родителей без лишения родительских прав, а также о выселении без предоставления другого жилого помещения лиц, лишенных родительских прав, если их совместное проживание с детьми, в отношении которых они лишены родительских прав, невозможно. Помимо комиссий, дела об административных правонарушениях подростков могут в соответствии с частью 2 ст.23.2 КоАП РФ рассматриваться другими органами. Так, на одних и тех же основаниях со взрослыми, одними и теми же субъектами административной юрисдикции рассматриваются дела о безбилетном проезде (полете), провозе без билета детей, проезд которых подлежит частичной оплате (ст.11.18 КоАП РФ); дела об административных правонарушениях в области дорожного движения (глава 12 КоАП РФ). При этом дела о перечисленных правонарушениях несовершеннолетних также могут быть рассмотрены комиссией, но лишь в случаях, если орган или должностное лицо, к которым поступило дело о таком правонарушении, с учетом характера последнего и личности привлекаемого к ответственности передает его на рассмотрение комиссии. Орган или должностное лицо, принимающие решение о передаче дела в комиссию, должны учитывать, что некоторые виды административных наказаний, например лишение права управления транспортным средством, конфискацию, указанные органы назначать не правомочны. Если несовершеннолетний правонарушитель заслуживает назначения такого наказания, дело должно быть направлено комиссией в соответствующий суд. Комиссии рассматривают дела об административных правонарушениях в соответствии с общими правилами производства, установленными Кодексом (ст.1.6, главы 2, 4, 29 КоАП РФ и др.). В связи с особым правовым статусом несовершеннолетних, обусловленным их возрастом и связанными с ним психическими, социальными и иными особенностями развития личности подростков, наличием системы норм семейного и других отраслей законодательства, устанавливающих обязанности родителей и иных лиц по воспитанию, обучению и содержанию детей, Кодекс предусматривает дополнительные процессуальные гарантии прав несовершеннолетнего: обязательное уведомление родителей или лиц, их заменяющих, о его административном задержании (ст.27.3 КоАП РФ); право судьи, органа, должностного лица, рассматривающих дело об административном правонарушении, признать обязательным присутствие законного представителя несовершеннолетнего, привлекаемого к административной ответственности (ст.25.3 КоАП РФ); законодательный запрет назначения лицам, не достигшим возраста 18 лет, административного ареста (ст.3.9 КоАП РФ); право юрисдикционного органа удалять несовершеннолетнее лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, на время рассмотрения обстоятельств дела, обсуждение которых может оказать на подростка отрицательное влияние (ст.25.1 КоАП РФ); обязательное присутствие педагога или психолога, а в случае необходимости — законного представителя при опросе несовершеннолетнего свидетеля, не достигшего 14-летнего возраста (ст.25.6 КоАП РФ); извещение прокурора о месте и времени рассмотрения каждого дела об административном правонарушении, совершенном несовершеннолетним (ст.25.11 КоАП РФ); содержание несовершеннолетних, в отношении которых применено административное задержание, отдельно от взрослых лиц (ст.27.6 КоАП РФ); привод законного представителя несовершеннолетнего лица, привлекаемого к административной ответственности (ст.27.15 КоАП РФ), и другие гарантии, обеспечивающие установление юридической истины по делу, защиту прав и законных интересов несовершеннолетних, предупреждение правонарушений с их стороны. Анализ положений статьи 23.2 Кодекса позволяет считать, что процессуальные правила рассмотрения дел о правонарушениях, совершенных несовершеннолетними, должны применяться и в случаях, когда лицо, совершившее правонарушение до 18 лет, к моменту рассмотрения дела уже достигло этого возраста. Постановление комиссии по делу об административном правонарушении обязательно для исполнения всеми государственными и общественными органами, предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами и гражданами. |
|
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
Дата последнего изменения: |