Статья 25.1. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении


Статья 25.1. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении

1. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом. '

2. Дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях у если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

3. Судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, вправе признать обязательным присутствие при рассмотрении дела лица, в отношении которого ведется производство по делу.

При рассмотрении дела об административном правонарушении, влекущем административный арест или административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина либо лица без гражданства, присутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу, является обязательным.

4. Несовершеннолетнее лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, может быть удалено на время рассмотрения обстоятельств дела, обсуждение которых может оказать отрицательное влияние на указанное лицо.

Комм. Гайдов В.Б.

Кодекс не содержит нормативного определения понятия «лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении». Однако по смыслу комментируемой статьи таковым следует признавать лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении. Исходя из Общей части Кодекса, им может быть:

1) физическое лицо — гражданин Российской Федерации, иностранный гражданин и лицо без гражданства, достигшие 16-летнего возраста и признанные вменяемыми (ст.2.3, 2.6, 2.8 КоАП РФ);

2) должностное лицо — лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, т.е. наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации (ст.2.4 КоАП РФ);

3) военнослужащий и иное лицо, на которое распространяется действие дисциплинарных уставов (ст.2.5 КоАП РФ);

4) юридическое лицо — организация, образованная в соответствии с российским законодательством, и иностранная организация, созданная в соответствии с законодательством иностранного государства (ст.2.6, 2.9 КоАП РФ).

Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, является обязательным его участником. В то же время анализ статьи позволяет вести речь о двух формах участия: очном и заочном.

Безусловно, присутствие данного лица способствует более полному исследованию всех обстоятельств дела, а также позволяет ему лично защищать свои интересы. Вместе с тем Кодекс допускает заочное участие указанного лица в том случае, если имеются данные о надлежащем его извещении о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

При рассмотрении дел об административных правонарушениях, за совершение которых возможно применение административного ареста либо административного выдворения за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, присутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу, является обязательным.

Кроме того, судья, орган или должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, вправе признать обязательным присутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу, при рассмотрении других дел.

Кодекс предусматривает возможность привода лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В соответствии со статьей 27.15 Кодекса привод осуществляется органом внутренних дел (милицией) на основании определения судьи, органа или должностного лица, рассматривающих дело об административном правонарушении, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области внутренних дел. Инструкция о порядке осуществления привода утверждена приказом МВД России от 21 июня 2003г. №438.

Кодекс об административных правонарушениях признает органы внутренних дел (милицию) единственным субъектом, уполномоченным осуществлять привод. Однако часть 1 ст.11 Федерального закона «О судебных приставах» обязывает последних осуществлять привод лиц, уклоняющихся от явки в суд. Представляется, что нормы данной статьи вполне применимы и в случае уклонения лица от явки по вызову судьи, рассматривающего дело об административном правонарушении. Порядок привода определен приказом Минюста России от 3 августа 1999г. №226 «Об утверждении Инструкции о порядке исполнения судебными приставами распоряжений председателя суда, судьи или председательствующего в судебном заседании и взаимодействия судебных приставов с должностными лицами и гражданами при исполнении обязанностей по обеспечению установленного порядка деятельности судов и участия в исполнительной деятельности».

Для защиты своих законных интересов лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, наделяется процессуальными правами. Следует заметить, что перечень прав, перечисленных в части 1 комментируемой статьи, исчерпывающим не является. Так, основываясь на положениях, содержащихся в других статьях процессуального раздела Кодекса, лицо, в отношении которого ведется производство, вправе:

— ставить вопросы для дачи на них ответов в заключении эксперта (ч.4 ст.26.4 КоАП РФ);

— отказаться от подписания протоколов, составляемых в порядке производства по делам об административных правонарушениях (ч.2 ст.27.4, ч.8 ст.27.7, ч.6 ст.27.8, ч.8 ст.27.9, ч.8 ст.27.10, ч.5 ст.27.12, ч.5 ст.28.2 КоАП РФ);

— ознакомиться с протоколом об административном правонарушении, а также представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые должны быть приложены к протоколу (ч.4 ст.28.2 КоАП РФ);

— требовать копию протокола об административном правонарушении (ч.6 ст.28.2 КоАП РФ);

— отказаться от уплаты административного штрафа на месте совершения административного правонарушения (ч.2 ст.28.6 КоАП РФ);

— обжаловать постановление по делу об административном правонарушении (ст.30.130.9 КоАП РФ).

Кроме того, в соответствии со статьей 45 Конституции РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, имеет право защищать свои интересы любыми средствами и способами, не противоречащими закону.

Право знакомиться с материалами дела об административном правонарушении и давать объяснения является важным средством защиты интересов лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. Оно возникает на стадии возбуждения дела и проведения административного расследования. Так, при составлении протокола об административном правонарушении, протокола об административном задержании, протокола о личном досмотре, досмотре вещей, находящихся при физическом лице, протокола об изъятии вещей и документов, других процессуальных документов лицо вправе знакомиться с их содержанием, а также представлять объяснения и замечания по содержанию, которые либо подлежат занесению в протокол, либо прилагаются к нему. В случае если проводится экспертиза, лицо, в отношении которого ведется производство, имеет право знакомиться с ее результатами.

Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, имеет право представлять доказательства своей невиновности. Таковыми в соответствии со статьей 26.2 Кодекса могут являться любые фактические данные, на основании которых судья, орган или должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Следует иметь в виду, что представление доказательств — это не обязанность, а только право лица, в отношении которого ведется производство, используемое им по своему усмотрению. Данное положение обусловлено частью 2 ст.49 Конституции РФ, которая запрещает возлагать на кого-либо обязанность доказывать свою невиновность. Судья, орган или должностное лицо, в чьем производстве находится дело об административном правонарушении, не вправе перелагать обязанность доказывания на лицо, в отношении которого оно осуществляется.

Право лица, в отношении которого ведется производство, заявлять ходатайства подкрепляется обязанностью судьи, органа или должностного лица немедленно рассматривать заявленные ходатайства (п.6 ч.1 ст.29.7 КоАП РФ).

Лицо, в отношении которого ведется производство, имеет право на защиту. При этом защитник допускается к участию в производстве с момента составления протокола об административном правонарушении или с момента административного задержания (ч.4 ст.25.5 КоАП РФ).

Гарантией соблюдения прав лица, в отношении которого осуществляется производство по делу, является право на обжалование постановления по делу. Постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в порядке и сроки, установленные главой 30 Кодекса.

С целью снижения отрицательного воздействия на психику несовершеннолетнего, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, комментируемая статья предусматривает возможность его удаления на время рассмотрения дела, в случае если обсуждение некоторых обстоятельств может оказать негативное воздействие на данное лицо. Вопрос об удалении несовершеннолетнего должен рассматриваться в контексте защиты его прав и законных интересов. Думается, настоящее правило необходимо распространять и на других участников (потерпевшего, свидетеля) производства по делам об административных правонарушениях, не достигших возраста совершеннолетия.




Поддержите культуру
ЯндексЯндекс. ДеньгиХочу такую же кнопку

Google
 
Web azdesign.ru az-libr.ru

<<< Пред. Оглавление
Начало раздела
След. >>>

П е р с о н а л и и    б и б л и о т е к и
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я

Дата последнего изменения:
Sunday, 15-Jun-2014 06:08:20 UTC