Статья 29.7. Порядок рассмотрения дела об административном правонарушенииСтатья 29.7. Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении 1. При рассмотрении дела об административном правонарушении: 1) объявляется, кто рассматривает дело, какое дело подлежит рассмотрению, кто и на основании какого закона привлекается к административной ответственности; 2) устанавливается факт явки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, а также иных лиц, участвующих в рассмотрении дела; 3) проверяются полномочия законных представителей физического или юридического лица, защитника и представителя; 4) выясняется, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, выясняются причины неявки участников производства по делу и принимается решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела; 5) разъясняются лицам, участвующим в рассмотрении дела, их права и обязанности; 6) рассматриваются заявленные отводы и ходатайства; 7) выносится определение об отложении рассмотрения дела в случае: а) поступления заявления о самоотводе или об отводе судьи, члена коллегиального органа, должностного лица, рассматривающих дело, если их отвод препятствует рассмотрению дела по существу; б) отвода специалиста, эксперта или переводчика, если указанный отвод препятствует рассмотрению дела по существу; в) необходимости явки лица, участвующего в рассмотрении дела, истребования дополнительных материалов по делу или назначения экспертизы; 8) выносится определение о приводе лица, участие которого признается обязательным при рассмотрении дела, в соответствии счастью 3 статьи 29.4 настоящего Кодекса; 9) выносится определение о передаче дела на рассмотрение по подведомственности в соответствии со статьей 29.5 настоящего Кодекса. 2. При продолжении рассмотрения дела об административном правонарушении оглашается протокол об административном правонарушении, а при необходимости и иные материалы дела. Заслушиваются объяснения физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, показания других лиц, участвующих в производстве по делу, пояснения специалиста и заключение эксперта, исследуются иные доказательства, а в случае участия прокурора в рассмотрении дела заслушивается его заключение. 3. В случае необходимости осуществляются другие процессуальные действия в соответствии с настоящим Кодексом. Комм. Бавсун И.Г. Рассмотрение дела об административном правонарушении и принятие по нему решения являются центральной стадией производства по делу об административном правонарушении, поскольку именно на этой стадии дело разрешается по существу. При этом выясняются обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: а) было ли совершено административное правонарушение; б) виновно ли данное лицо в его совершении, подлежит ли оно административной ответственности; в) имеются ли обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность; г) причинен ли имущественный ущерб; д) другие обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Комментируемая статья определяет последовательность выполнения процессуальных действий на стадии рассмотрения дела, которое начинается с объявления о том, кто (судья, должностное лицо, состав коллегиального органа) его рассматривает. Далее оглашается, какое дело подлежит рассмотрению, кто и на основании какого закона привлекается к административной ответственности. Следующим действием субъекта рассмотрения дела является установление факта явки физического лица, и ли его законного представителя, законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, а также иных лиц, участвующих в рассмотрении дела. Одновременно проверяются полномочия законных представителей физического или юридического лица, защитника и представителя путем проверки представленных ими документов. Законными представителями физического лица являются его родители, усыновители, опекуны и попечители (ч.2 ст.25.4 КоАП РФ). Их полномочия подтверждаются паспортом, свидетельством о рождении, решением суда об усыновлении, установлении опеки или попечительства. Законными представителями юридического лица являются его руководитель, а также иное лицо, признанное таковым в соответствии с законом или учредительными документами юридического лица (ч.2 ст.25.4 КоАП РФ). Полномочия адвоката удостоверяются ордером, выданным соответствующим адвокатским образованием, а полномочия иного лица, оказывающего юридическую помощь, — доверенностью, оформленной в соответствии с законом (ч.3 ст.25.5 КоАП РФ). Судье, органу, должностному лицу следует удостовериться и в личности физического лица, в отношении которого ведется производство, а также иных лиц, участвующих в рассмотрении дела. Судья, орган, должностное лицо обязаны далее выяснить, кто из участников производства не явился, были ли они извещены в установленном порядке и какова причина неявки. По результатам рассмотрения этого вопроса принимается решение о рассмотрении дела в отсутствие не явившихся лиц либо об отложении рассмотрения дела. При неявке лиц, присутствие которых на стадии подготовки дела к рассмотрению было признано обязательным, рассмотрение дела откладывается. В случае продолжения рассмотрения дела, лицам, участвующим в рассмотрении, путем перечисления разъясняются их права и обязанности, после чего задается вопрос, понятно ли им, какими правами они располагают и какие обязанности на них возлагаются. По просьбе участника производства его права и обязанности могут быть разъяснены дополнительно. При разъяснении обязанностей необходимо указать на возможные последствия их несоблюдения. К этому, в частности, обязывает установление административной ответственности за заведомо ложные показания свидетеля, пояснение специалиста, заключение эксперта или заведомо неправильный перевод при производстве по делу об административном правонарушении (ст.17.9 КоАП РФ). Предупреждение указанных участников производства по делу об административном правонарушении об их ответственности осуществляется в письменной форме. Судья, орган, должностное лицо рассматривают также заявленные отводы и ходатайства лиц, участвующих в производстве по делу. Речь идет, в частности, о ходатайствах о рассмотрении дела в отсутствие одного из участников производства по делу, об отложении рассмотрения дела, об истребовании дополнительных доказательств, о привлечении дополнительных свидетелей, о назначении экспертизы и др. Если выявляются обстоятельства, препятствующие дальнейшему рассмотрению дела, то выносится определение о его отложении, в котором указываются мотивы отложения дела, время нового его рассмотрения и те действия, которые должны быть выполнены. Принятие такого решения обязательно в случае: — поступления заявления о самоотводе или об отводе судьи, члена коллегиального органа, должностного лица, рассматривающих дело, если их отвод препятствует рассмотрению дела по существу (см. комментарий ст.29.3 КоАП РФ); — отвода специалиста, эксперта или переводчика, если указанный отвод препятствует рассмотрению дела по существу (см. комментарий ст.25.13 КоАП РФ); — необходимости явки лица, участвующего в рассмотрении дела, истребования дополнительных материалов по делу или назначения экспертизы. О времени нового рассмотрения дела об административном правонарушении присутствующие участники производства уведомляются непосредственно (под расписку), а отсутствующим направляются повестки и извещения. Если рассмотрение дела об административном правонарушении отложено в связи с неявкой без уважительной причины физического лица либо законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, законного представителя несовершеннолетнего лица, в отношении которого ведется производство по делу, а также свидетеля (ст.27.15 КоАП РФ), и их отсутствие препятствует всестороннему, полному, объективному и своевременному выяснению обстоятельств дела и разрешению его в соответствии с законом, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело, выносят определение о приводе указанных лиц (см. комментарий ст.27.15 КоАП РФ). Часть 2 комментируемой статьи регламентирует (в самом общем виде) процедуру рассмотрения дела об административном правонарушении в случае принятия решения о его продолжении. В отличие от всех предшествующих действий, имеющих скорее формальное значение, все последующие действия направлены на изучение, оценку обстоятельств правонарушения, его правильную квалификацию (см. комментарий главы 26 КоАП РФ). Прежде всего, судьей, должностным лицом, руководителем коллегиального органа должен быть оглашен протокол об административном правонарушении, а при необходимости и иные материалы дела. Протокол должен быть прочитан полностью вслух, громко, чтобы все участники рассмотрения дела могли слышать и понять его содержание. После оглашения протокола и иных материалов дела у лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, выясняется, понятно ли ему содержание прочитанного, ясно ли, что вменяется ему в вину. Затем заслушиваются объяснения физического лица (законного представителя юридического лица), привлекаемого к административной ответственности, показания других лиц, участвующих в производстве по делу об административном правонарушении. Кодекс об административных правонарушениях не устанавливает последовательность заслушивания лиц, участвующих в рассмотрении дела. Она определяется судьей, председательствующим в заседании коллегиального органа или должностным лицом, диктуется самой логикой рассмотрения дела, интересами обеспечения своевременного, всестороннего, полного и объективного выяснения обстоятельств дела, разрешения его в точном соответствии с законом. Как правило, первым заслушивается лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, по поводу обстоятельств совершенного правонарушения. Задаются вопросы, уточняющие сказанное либо сведения, содержащиеся в протоколе или других материалах дела. Далее заслушиваются другие участники рассмотрения дела. Их показания, как и объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу, подлежат обязательному занесению в протокол о рассмотрении дела об административном правонарушении. В процессе рассмотрения дела судья, орган, должностное лицо исследуют иные доказательства, на основе которых устанавливаются наличие или отсутствие административного правонарушения, виновность лица в его совершении и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Их источниками являются протоколы, предусмотренные Кодексом, объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показания потерпевшего, свидетелей, заключение эксперта, иные документы, а также показания специальных технических средств, вещественные доказательства. Прокурор, осуществляя надзор за исполнением законов при производстве по делам об административных правонарушениях, вправе участвовать в рассмотрении дела. В таких случаях в процессе рассмотрения дела заслушивается заключение прокурора. Часть 3 комментируемой статьи разрешает судье, должностному лицу, коллегиальному органу осуществлять при необходимости любые допускаемые законом процессуальные действия. Они не ограничиваются только исследованием имеющихся в деле доказательств. По собственной инициативе, по ходатайствам участников рассмотрения дела могут быть привлечены и исследованы дополнительные доказательства (опрос свидетелей, специалистов, исследование документов и т.д.). Судья, должностное лицо оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности (ст.26.11 КоАП РФ). |
|
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
Дата последнего изменения: |