Статья 26.2. ДоказательстваСтатья 26.2. Доказательства 1. Доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. 2. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами. 3. Не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона. Комм. Соловей Ю.П. Комм. Цуканов Н.Н. Средством установления элементов предмета доказывания по делу об административном правонарушении являются доказательства. По смыслу Кодекса доказательство представляет собой единство фактического содержания и процессуальной формы. Иными словами, оно должно соответствовать требованиям Кодекса как относительно содержания сведений, так и относительно условий, способов их получения и фиксации (о допустимости, относимости, достоверности, достаточности см. комментарий к ст.26.11 КоАП РФ). В соответствии с частью 2 ст.26.2 Кодекса об административных правонарушениях источниками доказательств по делу об административном правонарушении могут являться: протокол об административном правонарушении, иные протоколы, предусмотренные Кодексом (см., например, гл.27 КоАП РФ), объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показания потерпевшего, свидетелей, заключения экспертов, иные документы, показания специальных технических средств, вещественные доказательства. Часть 3 ст.26.2 Кодекса устанавливает правило о недопустимости использования доказательств, полученных с нарушением закона. Это означает, что установление любых фактов нарушения процедуры сбора и фиксации доказательств влечет исключение соответствующих фактических данных из числа доказательств по делу об административном правонарушении. Термин «закон» в данном случае требует расширительного толкования, поскольку в соответствии с частью 4 ст.15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры являются составной частью правовой системы Российской Федерации и пользуются приоритетом при расхождении между ними и внутренним законодательством. В силу родственности природы и жесткости процессуальных гарантий доказательственное значение по делам об административных правонарушениях имеют доказательства, полученные по правилам уголовного процесса (например, при прекращении уголовного дела). Данные, собранные оперативно-розыскным путем, до их проверки и подтверждения процессуальными действиями имеют лишь ориентирующее значение. Не могут рассматриваться как доказательства данные, носящие характер слухов, догадок, предположений, а также показания свидетеля, который не может указать на источник своей осведомленности. Данное правило, хотя и не закреплено Кодексом, но соответствует его духу и применяется по аналогии с уголовным процессом. Кодекс об административных правонарушениях не содержит нормы, определяющей универсальные требования к процессуальной форме источников доказательств. Эта проблема решается в нем путем перечисления элементов содержания соответствующего протокола (см., например, ч.6 ст.27.7, ч.4 ст.27.8, ч.6 ст.27.9, ч.6 ст.27.10, ч.2 ст.28.2 КоАП РФ и др.), путем аналогии с правилами составления иных протоколов, им предусмотренных (см., например, ст.27.2 КоАП РФ), или правилами уголовного процесса с учетом особенностей, установленных этим Кодексом (например, правила оформления объяснений лица, привлекаемого к административной ответственности, отдельным документом и др.). В зависимости от связи между доказательством и фактом, подлежащим установлению, все доказательства делятся на прямые и косвенные. Прямое доказательство по содержанию совпадает с содержанием доказываемого обстоятельства. Им может являться, например, видеозапись административного правонарушения. Основная задача, возникающая при использовании прямых доказательств, заключается в проверке их достоверности. Косвенное доказательство позволяет установить промежуточные факты, посредством определения взаимосвязи которых может быть выяснено обстоятельство, имеющее непосредственное отношение к предмету доказывания, например, обнаружение на одежде гражданина следов, указывающих на него как на лицо, совершившее административное правонарушение, попытки лица помешать установлению истины по делу, обладание лицом определенными навыками, которые имел правонарушитель, и т.п. В зависимости от наличия либо отсутствия промежуточного источника фактических данных доказательства делятся на первоначальные и производные. К первым относятся доказательства, полученные из первоисточника (например, показания очевидца правонарушения). Ко вторым — доказательства, полученные на основе первоначальных сведений через какие-либо промежуточные звенья (например, очевидец правонарушения, рассказавший о нем другому лицу, умер, покинул прежнее место жительства или изменил показания и т.д.). Основное значение производных доказательств выражается в их способности служить средством: 1) замены первоначальных доказательств в случае невозможности их получения либо утраты; 2) проверки и уточнения первоначальных доказательств; 3) поиска иных доказательств. |
|
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
Дата последнего изменения: |