Статья 26.1. Обстоятельства, подлежащие выяснению по делу об административном правонарушенииСтатья 26.1. Обстоятельства, подлежащие выяснению по делу об административном правонарушении По делу об административном правонарушении выяснению подлежат: 1) наличие события административного правонарушения; 2) лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; 3) виновность лица в совершении административного правонарушения; 4) обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; 5) характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; 6) обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; 7) иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения. Комм. Соловей Ю.П. Комм. Цуканов Н.Н. Согласно пункту 1 комментируемой статьи требуется установить, имело ли место деяние, содержащее признаки административного правонарушения. Применительно к материальным составам правонарушения это означает также необходимость выявить вредные последствия совершенного деяния и наличие причинной связи между ними и действиями (бездействием) соответствующего лица. Установление наличия события административного правонарушения представляет собой одно из важнейших условий правильной квалификации совершенного деяния, что является предпосылкой законного применения мер административного принуждения. Если содеянное содержит признаки преступления, материалы подлежат направлению в органы, уполномоченные решать вопрос о возбуждении уголовного дела. Отсутствие события правонарушения является в соответствии со статьей 24.5 настоящего Кодекса обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении. Основной причиной включения в рассматриваемую статью пункта 2 явилось стремление законодателя установить дополнительную юридическую гарантию прав физических и юридических лиц, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении. Вместе с тем следовало бы отметить некоторую терминологическую неточность, допущенную законодателем. Так, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), во-первых, подлежит не «выяснению», а «установлению», а во-вторых, конечно, оно не может быть отнесено к числу «обстоятельств, подлежащих выяснению». Согласно пункту 3 указанной статьи по делу об административном правонарушении подлежит выяснению виновность лица в совершении административного правонарушения. Понятие «виновность» по своему содержанию шире понятия «вина». Установление виновности предполагает доказывание не только вины субъекта, но и его непосредственной причастности к совершению действия, т.е. объективной стороны деяния (необходимо доказать, что именно данное лицо совершило административное правонарушение), мотива и цели в тех случаях, когда они являются обязательными элементами состава правонарушения, а также иных его элементов. Предмет доказывания не может и не должен быть ориентирован лишь на элементы состава правонарушения, так как их установление не всегда дает исчерпывающие основания для вынесения юридически обоснованного решения по конкретному делу. Важным условием вынесения такого решения является процессуальное установление обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность (п.4 комментируемой статьи). Перечень обстоятельств, отягчающих ответственность, установлен статьей 4.3 Кодекса и является исчерпывающим. В признании же обстоятельств смягчающими правоприменитель соответствующей нормой не ограничен (ст.4.2 КоАП РФ). Установление характера и размера ущерба, причиненного административным правонарушением (п.5), позволяет более точно оценить степень его общественной вредности. Это необходимо также для решения вопроса о возмещении причиненного вреда, а в ряде случаев для надлежащей квалификации правонарушения (например, ст.7.27, 12.24, ч.2 ст.12.30 КоАП РФ и др.). В соответствии со статьей 4.3 Кодекса причинение вреда не является обстоятельством, отягчающим административную ответственность. Однако установление данного обстоятельства, с одной стороны, позволяет принять обоснованное решение о применении или неприменении статьи 2.9 Кодекса (возможность освобождения от административной ответственности при малозначительности административного правонарушения), а с другой — констатировать наличие такого смягчающего административную ответственность обстоятельства, как предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий административного правонарушения, добровольное возмещение причиненного ущерба или устранение причиненного вреда (п.2 ч.1 ст.4.2 КоАП РФ). Необходимо отметить, что при наличии причиненного ущерба последний подлежит установлению, независимо от того, является ли состав соответствующего правонарушения материальным или формальным. В соответствии с пунктом 6 ст.26.1 Кодекса в рамках разбирательства по делу об административном правонарушении подлежит обязательному процессуальному установлению наличие либо отсутствие обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении (см. комментарий к ст.24.5 КоАП РФ). Включение данного пункта в комментируемую статью явилось новшеством. Однако указанные в нем обстоятельства не относятся к элементам предмета доказывания. Если предмет доказывания — это то, на что направлен процесс доказывания, то обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, — есть условия, при которых процесс доказывания не производится. Подобное смешение приводит к некоторому дублированию (например, и в пункте 1, и в пункте 6 ст.26.1 КоАП РФ речь идет, в частности, о событии правонарушения). Судья, орган или должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, обязаны выяснить и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела — мотив правонарушения (мотив охватывается понятием «иные обстоятельства», когда он не является обязательным элементом субъективной стороны состава правонарушения), имущественное положение правонарушителя и его семьи, поведение правонарушителя непосредственно после совершения правонарушения, состояние его здоровья, а в отдельных случаях и членов его семьи и т.д. Одной из важнейших задач производства по делам об административных правонарушениях в соответствии со статьей 24.1 Кодекса является выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений. Следовательно, для полного разрешения дела по существу требуется установление и этих обстоятельств (п.7). |
|
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
Дата последнего изменения: |