Статья 24.1. Задачи производства по делам об административных правонарушениях


Статья 24.1. Задачи производства по делам об административных правонарушениях

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Комм. Гайдов В.Б.

Задачи производства по делам об административных правонарушениях теснейшим образом связаны с защитой личности, охраной ее прав и свобод, здоровья граждан, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, охраной окружающей среды, установленного порядка осуществления государственной власти, общественного порядка и общественной безопасности, собственности, защитой общественной нравственности, законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства от противоправных посягательств. Они определяют значение и содержание производства по делам об административных правонарушениях.

В комментируемой статье сформулированы четыре первостепенные задачи производства по делам об административных правонарушениях. Их суть, в основном, сводится к выяснению обстоятельств дела, его разрешению, обеспечению исполнения вынесенного постановления, выявлению причин и условий, способствовавших совершению правонарушения.

Характеризуя первую задачу производства, подчеркнем, что выяснение обстоятельств каждого дела должно быть всесторонним, полным, объективным и своевременным.

Всесторонность и полнота выяснения обстоятельств дела предполагают определение всех признаков административного правонарушения, которые имеют существенное значение для вынесения постановления по делу. Обстоятельства дела могут считаться исследованными полно и всесторонне лишь в том случае, если выяснены все обстоятельства, которые требуется установить по данному делу, а также собраны и процессуально закреплены все необходимые доказательства, подтверждающие наличие или отсутствие события административного правонарушения, установлена виновность лица, привлекаемого к административной ответственности.

Кроме того, судьи, органы и должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях, должны выяснить сведения о лице, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, а также наличие обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность.

Объективность — это соответствие реальной действительности, беспристрастность, непредвзятость при осуществлении производства по делам об административных правонарушениях. Требование объективности при выяснении обстоятельств дела направлено на недопущение одностороннего подхода к оценке факта правонарушения.

Существуют различные правовые механизмы для обеспечения справедливости и беспристрастности судей, органов и должностных лиц, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях. Кодекс предусматривает следующее:

— административную ответственность за заведомо ложные показаний свидетеля, пояснение специалиста, заключение эксперта или заведомо неправильный перевод при производстве по делу об административном правонарушении (ст.17.9 КоАП РФ);

— надзор прокуратуры за соблюдением Конституции РФ, исполнением законодательства органами и должностными лицами при производстве по делам об административных правонарушениях за исключением дел, находящихся в производстве суда (ст.24.6 КоАП РФ);

— самоотвод или отвод судьи, члена коллегиального органа или должностного лица, если в деле о правонарушении присутствуют их интересы (прямые или косвенные), а также в иных ситуациях, где их участие могло бы поставить под сомнение объективность рассмотрения дела (ст.29.2, 29.3 КоАП РФ);

— отмену постановления и возвращение дела на новое рассмотрение в случаях существенного нарушения процессуальных требований, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело (п.4 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ).

Своевременное выяснение обстоятельств каждого дела означает соблюдение сроков рассмотрения дел об административных правонарушениях, установленных статьей 29.6 КоАП РФ. Сроки рассмотрения дел призваны способствовать вынесению постановления по делу в кратчайшее время, максимально приближенное к моменту совершения противоправного деяния.

Осуществление этих требований является обязанностью судей, органов и должностных лиц на всех стадиях производства по делу об административном правонарушении.

Важной задачей производства по делам об административных правонарушениях является разрешение дела в соответствии с законом. Соблюдение закона при осуществлении производства рассматривается в качестве обязательного условия обеспечения правопорядка, охраны общественных интересов, прав граждан и организаций. Лишь строгое следование требованиям процессуальных норм может привести к установлению объективной истины, а значит, и к вынесению законного и обоснованного постановления.

Особо следует подчеркнуть, что в соответствии с пунктом 4 ч.1 ст.1.3 Кодекса установление порядка производства по делам об административных правонарушениях отнесено к ведению Российской Федерации.

Задача обеспечения исполнения вынесенного постановления тесно связана с неотвратимостью воздействия государства на правонарушителя. Ее игнорирование на практике существенно снижает эффективность борьбы с правонарушениями.

К мерам, обеспечивающим фактическое исполнение вынесенного постановления, можно отнести:

— учет судьей, органом или должностным лицом, выносящими постановление о назначении административного наказания, имущественного положения правонарушителя (ч.2, 3 ст.4.1 КоАП РФ);

— определение системы органов, обеспечивающих исполнение конкретных видов наказания (ч.7 ст.32.1, ч.1 ст.32.4, ст.32.5, ч.1 ст.32.8, ст.32.9 КоАП РФ);

— установление административной ответственности за уклонение от исполнения наказания (ст.17.8, 20.25 КоАП РФ).

Осуществление производства по делам об административных правонарушениях не может ограничиваться лишь реагированием на уже совершенное правонарушение. Большое значение должно придаваться их предупреждению. Поэтому при рассмотрении дел судьи, органы и должностные лица обязаны принимать необходимые меры к выявлению причин и условий, способствовавших совершению правонарушений.

Установленные причины и условия служат достаточным основанием для внесения обоснованного представления в соответствующие организации и должностным лицам об их устранении (см. комментарий к ст.29.13 КоАП РФ). В случае непринятия мер по представлениям должностные лица могут быть привлечены к административной ответственности в соответствии со статьей 19.6 Кодекса.

Как показывает практика, судьи, органы и должностные лица, рассматривающие дела об административных правонарушениях, не всегда глубоко и всесторонне выявляют причины и условия, способствовавшие совершению правонарушений, не во всех необходимых случаях вносят представления с целью устранения этих причин и условий, а также иных недостатков в работе соответствующих предприятий, учреждений и организаций, отрицательно влияющих на состояние законности в стране. Качество представлений не отвечает предъявляемым требованиям, в них иногда не вскрываются причины грубых нарушений закона, не содержится конкретного анализа выявленных правонарушений и недостатков. Остаются без надлежащего реагирования факты неисполнения либо формального исполнения представлений (см.: постановление Пленума Верховного Суда РСФСР от 1 сентября 1987г. №5 «О повышении роли судов в выполнении требований закона, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствовавших совершению преступлений и других правонарушений»).




Поддержите культуру
ЯндексЯндекс. ДеньгиХочу такую же кнопку

Google
 
Web azdesign.ru az-libr.ru

<<< Пред. Оглавление
Начало раздела
След. >>>

П е р с о н а л и и    б и б л и о т е к и
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я

Дата последнего изменения:
Sunday, 15-Jun-2014 06:08:19 UTC