Статья 1.3. Предметы ведения Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушенияхСтатья 1.3. Предметы ведения Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях 1. К ведению Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях относится установление: 1) общих положений и принципов законодательства об административных правонарушениях; 2) перечня видов административных наказаний и правил их применения; 3) административной ответственности по вопросам, имеющим федеральное значение, в том числе административной ответственности за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации; 4)порядка производства по делам об административных правонарушениях, в том числе установление мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях; 5) порядка исполнения постановлений о назначении административных наказаний. 2. В соответствии с законодательством о судебной системе настоящий Кодекс определяет подсудность дел об административных правонарушениях судам. 3. В соответствии с законодательством о защите прав несовершеннолетних настоящий Кодекс определяет подведомственность дел об административных правонарушениях комиссиям по делам несовершеннолетних и защите их прав. 4. В соответствии с установленной структурой федеральных органов исполнительной власти настоящий Кодекс определяет подведомственность дел обадминистративных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральным органам исполнительной власти. Комм. Футо С.Р. В соответствии с пунктом «к» ч.1 ст.72 Конституции РФ административное и административно-процессуальное законодательство, в том числе законодательство об административных правонарушениях, находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. До принятия нового Кодекса полномочия федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в этой области четко не определялись. Статья 1.3 Кодекса достаточно детально и исчерпывающим образом регламентирует компетенцию Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях. Компетенция субъектов Российской Федерации в этой сфере определена, так сказать, по «остаточному» принципу. За Российской Федерации Кодекс об административных правонарушениях закрепляет полномочия по установлению общих положений и принципов законодательства об административных правонарушениях (гл.1,2 КоАП РФ), перечня видов административных наказаний и правил их применения (гл.3,4 КоАП РФ), административной ответственности за отдельные виды правонарушений (гл.5—21 КоАП РФ), порядка производства по делам об административных правонарушениях (гл.24—26, 28—30 КоАП РФ), мер его обеспечения (гл.27 КоАП РФ), порядка исполнения постановлений о назначении административных наказаний (гл.31 и 32 КоАП РФ). В соответствии с Федеральным законом от 6 октября 1999г. №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» органы законодательной власти субъектов Российской Федерации, исходя из местной специфики, принимают законы об административных правонарушениях. Так, уже упомянутый Закон Омской области «Об административной ответственности за правонарушения на городском и пригородном транспорте и нарушение общественного порядка на территории Омской области» устанавливает административную ответственность за правонарушения, посягающие на общественный порядок, нарушение правил благоустройства, оборот крепких спиртных продуктов домашней выработки и аппаратов, безбилетный проезд в общественном транспорте. Производство по делам об указанных административных правонарушениях осуществляется по правилам, изложенным в Кодексе об административных правонарушениях. В соответствии с Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом от 31 декабря 1996г. №1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом. Статья 23.1 Кодекса определяет перечень дел об административных правонарушениях, отнесенных к подсудности судов. Подсудность — это совокупность признаков дела об административном правонарушении, в соответствии с которыми закон относит его рассмотрение к компетенции того или иного суда. Исходя из мировой практики и в целях усиления гарантий прав и свобод человека и гражданина, Кодекс расширил исключительную компетенцию судей по рассмотрению дел об административных правонарушениях. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 ст.23.1 КоАП РФ, рассматриваются исключительно судьями (например, неповиновение законному распоряжению сотрудника милиции, военнослужащего либо сотрудника органов уголовно-исполнительной системы, мелкое хищение и др.). Дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 2 ст.23.1 КоАП РФ, рассматриваются судьями в случаях, если орган или должностное лицо, к которым поступило дело о таком административном правонарушении, передает его на рассмотрение судье (например, нарушение правил движения через железнодорожные пути и др.). Дела об административных правонарушениях, указанных в частях 1 и 2 ст.23.1 КоАП РФ и совершенных военнослужащими и гражданами, призванными на военные сборы, рассматриваются судьями гарнизонных военных судов. Применение отдельных видов административных наказаний также входит в исключительную компетенцию судей (возмездное изъятие и конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения, лишение специального права, предоставленного физическому лицу, административный арест, дисквалификация). Кодекс об административных правонарушениях относит дела о правонарушениях, совершенных несовершеннолетними (ст.5.35, 5.36, 6.10, 20.22 КоАП РФ), к исключительной компетенции районных (городских) и районных в городах комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав (ст.23.2 КоАП РФ). Система федеральных органов исполнительной власти определена Указом Президента РФ от 9 марта 2004г. №314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти», а структура — Указом Президента РФ от 20 мая 2004г. №649 «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти». Глава 23 Кодекса устанавливает подведомственность дел об административных правонарушениях федеральным органам исполнительной власти. Так, дела о нарушении таможенных правил рассматривают таможенные органы, представленные руководителями федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области таможенного дела (ФТС России), их заместителями, начальниками региональных таможенных управлений, их заместителями, начальниками таможен, их заместителями, начальниками таможенных постов и т.д. Круг федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, заметно расширился. В него включены органы, ранее не осуществлявшие указанные полномочия, например органы, осуществляющие государственный контроль за соблюдением правил охраны и использования объектов культурного наследия (рассматривают дела, предусмотренные статьями 7.13, 7.14, 7.16 КоАП РФ), органы, осуществляющие контроль за исполнением законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (ст.15.27 КоАП РФ), и др. |
|
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
Дата последнего изменения: |