AZ-libr.ру

информационный портал





Статья 5.36. Нарушение порядка или сроков предоставления сведений о несовершеннолетних, нуждающихся в передаче на воспитание в семью либо в учреждения для детей-сирот или для детей, оставшихся без попечения родителей


Статья 5.36. Нарушение порядка или сроков предоставления сведений о несовершеннолетних, нуждающихся в передаче на воспитание в семью либо в учреждения для детей-сирот или для детей, оставшихся без попечения родителей

1. Нарушение руководителем учреждения, в котором находятся дети, оставшиеся без попечения родителей, либо должностным лицом органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления порядка или сроков предоставления сведений о несовершеннолетнем, нуждающемся в передаче на воспитание в семью (на усыновление (удочерение), под опеку (попечительство) или в приемную семью) либо в учреждение для детей-сирот или для детей, оставшихся без попечения родителей, а равно предоставление заведомо недостоверных сведений о таком несовершеннолетнем

— влечет наложение административного штрафа в размере от десяти до пятнадцати минимальных размеров оплаты труда.

2. Совершение руководителем учреждения, в котором находятся дети, оставшиеся без попечения родителей, либо должностным лицом органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления действий, направленных на укрытие несовершеннолетнего от передачи на воспитание в семью (на усыновление (удочерение), под опеку (попечительство) или в приемную семью) либо в учреждение для детей-сирот или для детей, оставшихся без попечения родителей,

— влечет наложение административного штрафа в размере от двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда.

Комм. Головко В.В.

Комм. Хесин Б.Л.

Объектом правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 данной статьи, являются общественные отношения, возникающие при реализации прав детей, оставшихся без попечения родителей, по поводу порядка и сроков предоставления, а также достоверности сведений о таких детях.

В соответствии со статьей 121 Семейного кодекса РФ в случаях смерти родителей, лишения их родительских прав, ограничения их в родительских правах, признания родителей недееспособными, болезни родителей, длительного отсутствия родителей, уклонения родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересовав том числе при отказе родителей взять своих детей из воспитательных учреждений, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений, а также в других случаях отсутствия родительского попечения защита прав и интересов детей возлагается на органы опеки и попечительства.

Федеральный закон от 16 апреля 2001г. №44-ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей» определяет понятие банка данных (ст.1), предусматривая формирование регионального, федерального банков данных о детях, оставшихся без попечения родителей и подлежащих устройству на воспитание в семьи в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Должностные лица учреждений (дошкольных образовательных учреждений, общеобразовательных учреждений, лечебных учреждений и других) и иные граждане, располагающие сведениями о детях, оставшихся без попечения родителей, обязаны сообщить об этом в органы опеки и попечительства по месту фактического нахождения детей.

Орган опеки и попечительства в течение трех дней со дня получения таких сведений обязан провести обследование условий жизни ребенка и при установлении факта отсутствия попечения его родителей или его родственников обеспечить защиту прав и интересов ребенка до решения вопроса о его устройстве.

Руководители воспитательных учреждений, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений, в которых находятся дети, оставшиеся без попечения родителей, обязаны в семидневный срок со дня, когда им стало известно, что ребенок может быть передан на воспитание в семью, сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту нахождения данного учреждения.

Орган опеки и попечительства в течение месяца со дня поступления соответствующих сведений обеспечивает устройство ребенка и при невозможности передать ребенка на воспитание в семью направляет сведения о таком ребенке по истечении указанного срока в соответствующий орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в течение месяца со дня поступления сведений о ребенке организует его устройство в семью граждан, проживающих на территории данного субъекта Российской Федерации, а при отсутствии такой возможности направляет указанные сведения в федеральный орган исполнительной власти, определяемый Правительством РФ, для учета в государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и оказания содействия в последующем устройстве ребенка на воспитание в семью граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на российской территории.

Под объективной стороной правонарушения, предусмотренного частью 1 комментируемой статьи, следует понимать действие или бездействие, в результате которых были нарушены порядок или сроки предоставления сведений о несовершеннолетнем, нуждающемся в передаче на воспитание в семью (на усыновление (удочерение), под опеку (попечительство) или в приемную семью) либо в учреждение для детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей, или предоставлены заведомо недостоверные сведения о таком несовершеннолетнем. Например, как нарушение порядка следует расценивать составление заключения по проведению первичного обследования ребенка, оставшегося без попечения родителей, органом опеки и попечительства без учета данных, полученных в результате такого обследования.

Нарушением сроков является, в частности, непредоставление сведений о ребенке, оставшемся без попечения родителей, в федеральный орган исполнительной власти для учета в государственном банке данных, если с момента поступления сведений о таком ребенке прошел один месяц и к окончанию данного срока у органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации исчерпаны возможности для его устройства в семью граждан, проживающих на территории данного субъекта Российской Федерации.

Предоставление заведомо недостоверных сведений о несовершеннолетнем может заключаться в искажении документированной информации (анкеты ребенка, оставшегося без попечения родителей), которая создается в целях формирования и использования государственного банка данных о детях. В частности, объективную сторону рассматриваемого правонарушения составляют действия, в результате которых в государственный банк данных о детях поступает недостоверная информация о следующих фактах и обстоятельствах жизни ребенка, оставшегося без попечения родителей: фамилия, имя, отчество, пол, дата и место рождения, гражданство, место жительства или место нахождения ребенка; приметы ребенка (рост, вес, цвет глаз, волос и другие приметы); состояние здоровья ребенка, его физическое и умственное развитие; особенности характера ребенка (общительный, замкнутый и другие особенности); этническое происхождение ребенка; причины отсутствия родительского попечения над ребенком и др.

Субъектами правонарушения, предусмотренного частью 1 данной статьи, как это следует из ее диспозиции, являются руководители учреждения, в котором находятся дети, оставшиеся без попечения родителей, должностные лица органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления, в чьи обязанности входит соблюдение порядка, сроков и достоверности предоставления сведений о несовершеннолетних, нуждающихся в передаче на воспитание.

Правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 1 данной статьи, может быть совершено как умышленно, так и по неосторожности. Вместе с тем в отношении случаев предоставления заведомо недостоверных сведений о ребенке, оставшемся без попечения родителей, формой вины может быть только умысел.

Объектом правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 комментируемой статьи, являются общественные отношения, возникающие в связи с реализацией прав детей, оставшихся без попечения родителей и нуждающихся в передаче на воспитание в семью, под опеку либо в учреждение для детей-сирот или для детей, оставшихся без попечения родителей.

Статьей 122 Семейного кодекса РФ установлено, что за неисполнение обязанностей, связанных с необходимостью сообщения о детях, оставшихся без попечения родителей, в орган опеки и попечительства, устройством ребенка на воспитание в семью или направлением сведения о таком ребенке в соответствующий орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, а также за иные действия, направленные на сокрытие ребенка от передачи на воспитание в семью, соответствующие руководители учреждений и должностные лица привлекаются к ответственности в порядке, установленном законом.

Объективная сторона правонарушения, предусмотренного частью 2 рассматриваемой статьи, выражается в любом действии, целью которого является укрытие несовершеннолетнего от передачи на воспитание в семью, под опеку либо в учреждение для детей-сирот или для детей, оставшихся без попечения родителей. В отличие от правонарушения, предусмотренного частью 1 данной статьи, при котором информация о детях, оставшихся без попечения родителей, в конечном итоге поступает в государственный банк данных (хотя и с нарушением порядка или сроков ее предоставления либо в недостоверном виде), часть 2 комментируемой статьи предполагает совершение деяния, полностью исключающего учет несовершеннолетнего в государственном банке данных и, как следствие, создающего препятствия для его передачи на дальнейшее воспитание.

Субъектами правонарушения являются руководители учреждений, в которых находятся дети, оставшиеся без попечения родителей, либо должностные лица органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления, в чьи обязанности входит совершение действий, направленных на передачу несовершеннолетних на воспитание в семью, под опеку, в учреждение для детей-сирот или для детей, оставшихся без попечения родителей.

С субъективной стороны укрытие несовершеннолетнего от передачи на воспитание характеризуется тем, что лицо реально сознает противоправный характер своего поведения, действует умышленно.

Дела об административных правонарушениях рассматривают комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.

Протоколы о таких правонарушениях вправе составлять органы внутренних дел, а также члены комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав.








<<< Пред. Оглавление
Начало раздела
След. >>>

П е р с о н а л и и    б и б л и о т е к и
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я

Дата последнего изменения:
Sunday, 15-Jun-2014 06:08:13 UTC





(c) 2017 AZ-libr.ру :: Библиотека - "Люди и книги"