Статья 7.13. Нарушение требований сохранения, использования и охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) федерального значения, их территорий и зон их охраныСтатья 7.13. Нарушение требований сохранения, использования и охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) федерального значения, их территорий и зон их охраны 1. Нарушение требований сохранения, использования и охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) федерального значения, включенных в Государственный реестр объектов культурного наследия (Перечень объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения), их территорий, а равно несоблюдение ограничений, установленных в зонах их охраны, — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти до пятнадцати минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц — от двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц — от двухсот до трехсот минимальных размеров оплаты труда. 2. Действия (бездействие), предусмотренные частью 1 настоящей статьи, совершенные в отношении особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), внесенных в Список всемирного культурного и природного наследия, на их территориях, на территориях историко-культурных заповедников (музеев-заповедников) федерального значения, а равно в зонах их охраны, — влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати до двадцати пяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц — от сорока до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц — от четырехсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда. 3. Действия (бездействие), предусмотренные частью 1 настоящей статьи, совершенные в отношении выявленных объектов культурного наследия или на их территориях, — влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц — от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц — от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда. Комм. Черников В.В. Объектом правонарушения являются отношения собственности на объекты культурного наследия, их территории и зоны охраны, установленный порядок владения, пользования, распоряжения ими. В соответствии со статьей 44 Конституции РФ каждый должен заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, бережно относиться к памятникам истории и культуры, и. и Объекты культурного наследия независимо от категории их историко-культурного значения могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, частной собственности, а также в иных формах собственности. Административная ответственность по данной статье Кодекса установлена лишь за посягательства на объекты культурного наследия федерального значения. К объектам культурного наследия федерального значения относятся объекты, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры Российской Федерации, а также объекты археологического наследия. Их перечень утвержден указами Президента РФ от 25 февраля 1995г. №176, от 5 мая 1997г. №452. Наряду с указанной категорией выделяются также объекты культурного наследия регионального значения (объекты, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры субъекта Российской Федерации) и объекты культурного наследия местного (муниципального) значения (объекты, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры муниципального образования). Порядок владения, пользования, сохранения, охраны и распоряжения объектом культурного наследия регламентирован целым рядом нормативных правовых актов. Среди них: Основы законодательства Российской Федерации о культуре от 9 октября 1992г. №3812-1, федеральные законы от 25 июня 2002г. №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», от 26 мая 1996г. №54-ФЗ «О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации», Положение об охране и использовании памятников истории и культуры, утвержденное постановлением Совета Министров СССР от 16 сентября 1982г. №865, и др. Право пользования объектом культурного наследия у физических и юридических лиц возникает в результате приобретения права собственности на объект культурного наследия, из актов государственных органов, из договоров, из судебного решения и по иным основаниям, допускаемым гражданским законодательством. Объект культурного наследия, находящийся в федеральной собственности, может предоставляться в безвозмездное пользование на основании договора аренды или договора безвозмездного пользования объектом культурного наследия. Собственник объекта культурного наследия несет бремя содержания принадлежащего ему объекта культурного наследия, если иное не установлено договором между собственником и пользователем данным объектом культурного наследия. При государственной регистрации договора купли-продажи объекта культурного наследия новый собственник принимает на себя обязательства по сохранению объекта культурного наследия либо выявленного объекта культурного наследия, которые являются ограничениями (обременениями) права собственности на данный объект. Объект археологического наследия и земельный участок или участок водного объекта, в пределах которых он располагается, находятся в гражданском обороте раздельно. Указанные объекты находятся в государственной собственности. Объекты культурного наследия, отнесенные к особо ценным объектам культурного наследия народов Российской Федерации, памятники и ансамбли, включенные в Список всемирного наследия, историко-культурные заповедники и объекты археологического наследия отчуждению из государственной собственности не подлежат. Объекты культурного наследия религиозного назначения могут передаваться в собственность только религиозным организациям в порядке, установленном федеральным законодательством. Использование объекта культурного наследия либо земельного участка или участка водного объекта, в пределах которых располагается объект археологического наследия, с нарушением законодательства и законодательства субъектов Российской Федерации об охране и использовании объектов культурного наследия запрещается. В целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде на сопряженной с ним территории устанавливаются зоны охраны объекта культурного наследия: охранная зона, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта. Охранная зона — это территория, в пределах которой в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его историческом ландшафтном окружении устанавливается особый режим использования земель, ограничивающий хозяйственную деятельность и запрещающий строительство, за исключением применения специальных мер, направленных на сохранение и регенерацию историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия. К зоне регулирования застройки и хозяйственной деятельности относится территория, в пределах которой устанавливается режим использования земель, ограничивающий строительство и хозяйственную деятельность, определяются требования к реконструкции существующих зданий и сооружений. Зона охраняемого природного ландшафта предстает в виде территории, в пределах которой устанавливается режим использования земель, запрещающий или ограничивающий хозяйственную деятельность, строительство и реконструкцию существующих зданий и сооружений в целях сохранения (регенерации) природного ландшафта, включая долины рек, водоемы, леса и открытые пространства, связанные композиционно с объектами культурного наследия. В зависимости от вида предмета посягательств выделяются три состава правонарушения, предусмотренные соответственно тремя частями комментируемой статьи. В соответствии с частью первой комментируемой статьи наступает ответственность за нарушение требований сохранения, использования и охраны памятников истории и культуры федерального значения, включенных в Государственный реестр объектов культурного наследия. В Российской Федерации ведется единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее — реестр), содержащий сведения об объектах культурного наследия. Объекты культурного наследия федерального значения включаются в реестр Правительством РФ по представлению федерального органа охраны объектов культурного наследия по согласованию с органами государственной власти субъекта Российской Федерации (в отношении объектов культурного наследия регионального значения), а в отношении объектов культурного наследия местного (муниципального) значения — также с органами местного самоуправления. На объект культурного наследия, включенный в реестр, собственнику данного объекта выдается паспорт объекта культурного наследия, в который вносятся сведения, составляющие предмет охраны данного объекта культурного наследия, и иные сведения, содержащиеся в реестре. Паспорт объекта культурного наследия является одним из обязательных документов, представляемых в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, при осуществлении сделок с объектом культурного наследия либо земельным участком или участком водного объекта, в пределах которых располагается объект археологического наследия. Объект культурного наследия, включенный в реестр, используется с обязательным выполнением следующих требований: обеспечение неизменности облика и интерьера объекта культурного наследия в соответствии с особенностями данного объекта, послужившими основанием для его включения в реестр и являющимися предметом охраны данного объекта; согласование осуществления проектирования и проведения землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ на территории объекта культурного наследия либо на земельном участке или участке водного объекта, в пределах которых располагается объект археологического наследия; обеспечение режима содержания земель историко-культурного назначения; обеспечение доступа к объекту культурного наследия, условия которого устанавливаются собственником этого объекта по согласованию с соответствующим органом охраны объектов культурного наследия. Часть 2 комментируемой статьи предусматривает ответственность за нарушение требований по сохранению, использованию и охране памятников истории и культуры, имеющих особую культурно-историческую ценность, либо включенных в Список всемирного культурного и природного наследия, а также за нарушения, совершенные на территориях этих объектов или на территории историко-культурных заповедников федерального значения. Положение об особо ценных объектах культурного наследия народов Российской Федерации утверждено Указом Президента РФ от 30 ноября 1992г. №1487. К особо ценным объектам относятся расположенные на территории Российской Федерации историко-культурные и природные комплексы, архитектурные ансамбли и сооружения, предприятия, организации и учреждения культуры, а также другие объекты, представляющие собой материальные, интеллектуальные и художественные ценности эталонного или уникального характера с точки зрения истории, археологии, культуры, архитектуры, науки и искусства. Частью 3 комментируемой статьи установлена административная ответственность за нарушения в отношении выявленных памятников истории и культуры. Объекты, которые представляют собой историко-культурную ценность и в отношении которых вынесено заключение государственной историко-культурной экспертизы о включении их в реестр как объектов культурного наследия, относятся к выявленным объектам культурного наследия со дня поступления в федеральный орган охраны объектов культурного наследия или в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в области охраны объектов культурного наследия, соответствующих документов. Объекты археологического наследия считаются выявленными объектами культурного наследия со дня их обнаружения. Информация о выявленном объекте археологического наследия направляется соответствующим органом охраны объектов культурного наследия собственнику земельного участка и (или) пользователю земельным участком, на котором (или в котором) обнаружен объект археологического наследия, в течение десяти дней со дня обнаружения данного объекта. Объективную сторону правонарушения составляют различные действия (бездействие), нарушающие установленный режим содержания и использования памятников истории и культуры. Это могут быть, например, действия, связанные с нарушением физической целостности (сохранности) объектов культурного наследия — их повреждение, разрушение, уничтожение, изменение облика и интерьера и т.д. В этой связи состав правонарушения является специальным по отношению к правонарушению, предусмотренному статьей 7.17 КоАП РФ (см. комментарий). Равным образом должна наступать ответственность за непринятие должных мер по обеспечению физической сохранности объекта культурного наследия (непринятие мер по охране, несвоевременное или некачественное проведение реставрационных работ, непроведение консервации объекта, неприостановление работ, угрожающих сохранности памятника, и т.д.). Административно наказуемыми являются деяния, выражающиеся в несоблюдении ограничений, установленных в зонах охраны для проведения различного рода научно-исследовательских, изыскательских, проектных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ. Состав правонарушения формально-материальный. Вместе с тем следует иметь в виду, что административная ответственность за уничтожение или повреждение объектов культурного наследия наступает лишь при условии, что данные деяния не влекут за собой уголовную ответственность по статье 243 УК РФ. Субъектами всех видов правонарушений признаются граждане и юридические лица, а также должностные лица, на которых возложена обязанность обеспечивать исполнение установленных требований по сохранению, использованию и охране объектов культурного наследия. Правонарушение может совершаться умышленно или по неосторожности. Дела о правонарушениях рассматриваются должностными лицами федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль за соблюдением правил охраны и использования объектов культурного наследия. Протоколы об этих правонарушениях составляются должностными лицами указанных органов и органами внутренних дел. |
|
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
Дата последнего изменения: |