AZ-libr.ру

информационный портал





Статья 1.4. Принцип равенства перед законом


Статья 1.4. Принцип равенства перед законом

1. Лица, совершившие административные правонарушения, равны перед законом. Физические лица подлежат административной ответственности независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Юридические лица подлежат административной ответственности независимо от места нахождения, организационно-правовых форм, подчиненности, а также других обстоятельств.

2. Особые условия применения мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении и привлечения к административной ответственности должностных лиц, выполняющих определенные государственные функции (депутатов, судей, прокуроров и иных лиц), устанавливаются Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.

Комм. Футо С.Р.

Принцип равенства перед законом конкретизирует конституционное положение статьи 19 Конституции РФ о равенстве всех перед законом и судом. Указанный принцип соответствует международным правовым актам, в частности, положениям Всеобщей декларации прав человека, Международного пакта о гражданских и политических правах, Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, закрепившим, что все люди равны перед законом и имеют право на равную защиту закона.

Законодатель акцентирует внимание на равенстве всех физических и юридических лиц, совершивших административные правонарушения, перед законом и соответственно перед судьей, органом, должностным лицом, уполномоченными рассматривать дело об административном правонарушении. Иными словами, для них устанавливаются одинаковые основания и пределы административной ответственности, условия применения мер административного наказания, основания и порядок применения мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях.

Принцип равенства перед законом означает также, что физические лица подлежат административной ответственности независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и других обстоятельств. Юридические лица несут ответственность вне зависимости от места нахождения, организационно-правовых форм, подчиненности и других обстоятельств. В качестве других обстоятельств могут рассматриваться: вид и сфера деятельности, состав учредителей, размер уставного капитала юридического лица и т.п.

Принцип равенства перед законом относится прежде всего к вопросу о возможности привлечения к ответственности лиц, а не о назначении им административных наказаний. Из указанного принципа, конечно же, не следует, что ко всем правонарушителям применяются равные (одинаковые) меры административного наказания, — принцип равенства должен сочетаться с принципом соответствия назначенного административного наказания характеру совершенного правонарушения. Более того, различие в применении административных наказаний к лицам, совершившим административные правонарушения, может быть существенным, так как при этом учитываются их возраст и пол (назначение административного наказания в виде административного ареста), имущественное положение (конфискация и возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения), должностное положение (административный арест, дисквалификация) и т.д.

Нельзя рассматривать в качестве нарушения принципа равенства перед законом привлечение к ответственности лиц, совершивших административные правонарушения, предусмотренные, например, статьей 20.1 КоАП РФ (организация деятельности общественного или религиозного объединения, в отношении которого действует имеющее законную силу решение о приостановлении его деятельности, а также участие в такой деятельности) либо статьей 20.3 КоАП РФ (пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения), так как в этих случаях виновные лица привлекаются к административной ответственности не за отношение к религии и принадлежность к общественным объединениям, не за политические взгляды, а за противоправные действия, посягающие на общественный порядок (см. комментарий к гл.20 КоАП РФ).

Исключения из принципа равенства перед законом в части привлечения некоторых лиц к административной ответственности и применения к ним мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях установлены как Конституцией РФ (неприкосновенность и иммунитет Президента РФ, членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы, судей — ст.91, 98, 122), Кодексом об административных правонарушениях (особенности административной ответственности военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, органов уголовно-исполнительной системы и др. — ст. 2.5), так и иными федеральными законами (например, статьей 20 Федерального закона от 27 мая 1996г. №57-ФЗ «О государственной охране»).

К мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении относятся меры, предусмотренные главой 27 КоАП РФ. Они существенно затрагивают права и свободы граждан и юридических лиц. Применение подобных мер в отношении отдельных категорий граждан (депутатов, судей, прокуроров и иных лиц) ограничивается законодателем в целях создания надлежащих гарантий их служебно-правового статуса.

Вопрос об административной ответственности судьи решается в соответствии с частью 4 ст.16 Закона РФ №3132-1 от 26 июня 1992г. «О статусе судей в Российской Федерации» судебной коллегией в составе трех судей в 10-дневный срок после представления Генерального прокурора РФ. Формальное отсутствие административной ответственности судьи не означает его безнаказанности за совершение административного правонарушения, но обеспечивает исключение давления на судей и является одной из гарантий независимости судьи. Применение к судье мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении также осуществляется в особом порядке.

Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 7 марта 1996г. №6-П «По делу о проверке конституционности пункта 3 статьи 16 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» в связи с жалобами граждан Р.И.Мухаметшина и А.В.Барбаша» признается, что исключение из принципа равенства перед законом судей «является не личной привилегией гражданина, занимающего должность судьи, а средством защиты публичных интересов, и прежде всего интересов правосудия».

Вопрос о привлечении к административной ответственности членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы и применения к ним мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении решается в соответствии со статьей 19 Федерального закона от 8 мая 1994г. №3-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации». Привлечение указанных лиц к административной ответственности возможно только при наличии согласия на это соответствующей палаты Федерального Собрания при условии лишения их неприкосновенности и только в судебном порядке. Лишение их неприкосновенности осуществляется по представлению Генерального прокурора РФ в недельный срок с момента начала осуществления производства по делу об административном правонарушении.

В постановлении Конституционного Суда РФ от 20 февраля 1996г. №5-П «По делу о проверке конституционности положений частей первой и второй статьи 18, статьи 19 и части второй статьи 20 Федерального закона от 8 мая 1994г. «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» определено, что неприкосновенность парламентариев — это важнейшая гарантия их деятельности. Она имеет публично-правовой характер и призвана обеспечивать повышенную охрану законом личности указанных должностных лиц в силу осуществления ими государственных функций, ограждая от необоснованных преследований, способствуя их беспрепятственной деятельности, самостоятельности и независимости. Наличие парламентского иммунитета не означает полного освобождения парламентариев от административной ответственности за общественно вредные деяния, совершенные не в связи с осуществлением ими собственно депутатской деятельности. Указанный правовой институт определяет особый процессуальный порядок привлечения их к административной ответственности.

Привлечение к административной ответственности прокуроров осуществляется в соответствии со статьей 42 Федерального закона от 17 января 1992г. №2202-1 «О Прокуратуре Российской Федерации». При совершении прокурором или следователем прокуратуры административного правонарушения все действия по проверке указанного факта осуществляются исключительно органами прокуратуры. Применение мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении (задержание, привод, личный досмотр, досмотр вещей и транспорта) в отношении прокурора или следователя прокуратуры не допускается, за исключением предусмотренных федеральным законом случаев для обеспечения безопасности других лиц.

В качестве исключения из принципа равенства перед законом можно рассматривать также и полный иммунитет от административной юрисдикции лиц, обладающих дипломатической неприкосновенностью (см. комментарий к ст.2.6 КоАП РФ).








<<< Пред. Оглавление
Начало раздела
След. >>>

П е р с о н а л и и    б и б л и о т е к и
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я

Дата последнего изменения:
Sunday, 15-Jun-2014 06:08:11 UTC





(c) 2017 AZ-libr.ру :: Библиотека - "Люди и книги"