AZ-libr.ру

информационный портал





Глава 27. Применение мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях


Глава 27. Применение мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях

Общий комментарий

Законодатель впервые закрепил меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях в отдельной главе Кодекса. По сравнению с предыдущим Кодексом перечень этих мер расширен, в него включены такие новые меры, как осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов, арест товаров, транспортных средств и иных вещей, временный запрет деятельности.

Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях являются мерами принуждения, ограничивающими права и свободы физических и юридических лиц. Основанием применения этих мер является совершение деяния, содержащего признаки административного правонарушения.

Меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении могут применяться на любой стадии производства. Первый протокол о применении этих мер является актом возбуждения дела об административном правонарушении.

Одной из гарантий законности применения мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях является требование процессуального оформления их применения отдельным протоколом либо записью в протоколе о применении другой меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении или протоколе об административном правонарушении.

В отличие от норм ранее действовавшего Кодекса наименованием одной из наиболее распространенных мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении законодатель избрал не «доставление нарушителя», а просто «доставление». Это обусловлено тем, что данная мера применяется как в отношении физических лиц, так и в отношении имущества, например, судов и орудий совершения административного правонарушения (п.8 ч.1 ст.27.2 КоАП РФ). Новое наименование указанной меры полностью соответствует принципу презумпции невиновности в производстве по делам об административных правонарушениях, согласно которому лицо считается невиновным до тех пор, пока его вина не будет доказана и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело (ч.2 ст.1.5 КоАП РФ). Закрепленный Кодексом перечень должностных лиц, уполномоченных осуществлять доставление, дополнен должностными лицами таможенных органов, органов по контролю за оборотом наркотиков, военнослужащими и сотрудниками органов уголовно-исполнительной системы. В то же время из него исключены народные дружинники и общественные инспектора, что подчеркивает принудительный характер доставления.

Нормы, устанавливающие основания и порядок административного задержания, приведены в соответствие с Конституцией РФ: его срок не может превышать 48 часов; с момента задержания в производство по делам об административных правонарушениях допускается защитник. Перечень органов и должностных лиц, уполномоченных осуществлять административное задержание, является исчерпывающим и, в отличие от КоАП РСФСР, включает, помимо других субъектов, должностных лиц таможенных органов, органов по контролю за оборотом наркотиков, военнослужащих и должностных лиц органов уголовно-исполнительной системы. Только в помещениях этих органов могут оборудоваться комнаты для административно задержанных. Компетенция должностных лиц, применяющих данную меру обеспечения, устанавливается соответствующим федеральным органом исполнительной власти.

Нормы о досмотре вещей умалчивают о возможности проведения досмотра вещей и предметов, являющихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения, собственник которых неизвестен. Этот пробел не восполняет нормы о проведении осмотра помещений, территорий и находящихся там вещей и документов, поскольку осмотру подлежат только помещения и территории, принадлежащие лишь индивидуальным предпринимателям либо юридическим лицам.

Законодатель впервые предусмотрел возможность осуществления лично до досмотра и досмотра вещей, находящихся при физическом лице, без понятых. Он проводится в исключительных случаях при наличии достаточных оснований полагать, что при физическом лице находятся оружие или иные предметы, которые могут быть использованы для причинения вреда жизни и здоровью других лиц.

Осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов — новая мера обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, закрепленная в Кодексе. Осмотр проводится в помещениях, принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю на праве собственности, аренды, пользования, распоряжения и используемых для осуществления предпринимательской, производственной и иной деятельности. Законодатель не предусмотрел возможности проведения осмотра помещений при осуществлении в нем незаконной предпринимательской или иной деятельности физическим лицом, не зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя и не представляющим юридическое лицо.

Нормы, регламентирующие изъятие, в отличие от Кодекса РСФСР об административных правонарушениях допускают возможность изъятия документов, имеющих значение доказательств по делу. Законодательными актами установлен особый порядок изъятия из незаконного оборота отдельных предметов и вещей (алкогольная продукция, наркотические средства и психотропные вещества, оружие). В Кодексе РФ об административных правонарушениях впервые введена норма об оценке стоимости изъятых вещей.

Законодатель предусмотрел обязательное направление на медицинское освидетельствование лица, в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что оно управляет транспортным средством в состоянии опьянения. При этом следует отметить, что критерии состояния опьянения Кодекс не устанавливает. Умалчивает он и о возможности направления на медицинское освидетельствование лиц, совершивших в состоянии опьянения административные правонарушения, не связанные с управлением транспортным средством.

Задержание транспортного средства, помещение его на стоянку, хранение, а также запрещение эксплуатации транспортных средств осуществляется в порядке, установленном Правительством РФ. Нормы о задержании транспортного средства за нарушение правил остановки или стоянки не согласуются с примечанием к статье 12.19 Кодекса, в соответствии с которым в случае нарушения правил стоянки или остановки транспортных средств запрещается применение блокирующих устройств, эвакуация транспортных средств, удержание их на стоянках, снятие номерных знаков, применение иных принудительных мер, не предусмотренных федеральными законами.

Арест товаров, транспортных средств и иных вещей как меру обеспечения производства по делам об административных правонарушениях законодатель предусмотрел в Кодексе впервые. Ее следует отличать от ареста имущества как меры обеспечения решения суда по гражданским делам. Последняя применяется в целях исполнения решения суда — обеспечения конфискации, возмещения ущерба. Арест как мера обеспечения производства по делам об административных правонарушениях применяется в отношении имущества, подлежащего изъятию, но в тех случаях, когда изъять его невозможно или его сохранность может быть обеспечена без изъятия.

Привод применяется по определению судьи, органа, должностного лица, рассматривающих дело об административном правонарушении, в отношении физических лиц либо законных представителей юридических лиц, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, законных представителей несовершеннолетних лиц, привлекаемых к административной ответственности, свидетелей.

Комм. Филоненко И.О.

Статья 27.1. Меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении

Статья 27.2. Доставление

Статья 27.3. Административное задержание

Статья 27.4. Протокол об административном задержании

Статья 27.5. Сроки административного задержания

Статья 27.6. Место и порядок содержания задержанных лиц

Статья 27.7. Личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице

Статья 27.8. Осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов

Статья 27.9. Досмотр транспортного средства

Статья 27.10. Изъятие вещей и документов

Статья 27.11. Оценка стоимости изъятых вещей и других ценностей

Статья 27.12. Отстранение от управления транспортным средством и медицинское освидетельствование на состояние опьянения

Статья 27.13. Задержание транспортного средства, запрещение его эксплуатации

Статья 27.14. Арест товаров, транспортных средств и иных вещей

Статья 27.15. Привод

Статья 27.16. Временный запрет деятельности

Статья 27.17. Срок временного запрета деятельности








<<< Пред. Оглавление
Начало раздела
След. >>>

П е р с о н а л и и    б и б л и о т е к и
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я

Дата последнего изменения:
Sunday, 15-Jun-2014 06:08:20 UTC





(c) 2017 AZ-libr.ру :: Библиотека - "Люди и книги"