Статья 27.1. Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушенияхСтатья 27.1. Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях 1. В целях пресечения административного правонарушения, установления личности нарушителя, составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнения принятого по делу постановления уполномоченное лицо вправе в пределах своих полномочий применять следующие меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении: 1) доставление; 2) административное задержание; 3) личный досмотр, досмотр вещей, досмотр транспортного средства, находящихся при физическом лице; осмотр принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий, находящихся там вещей и документов; 4) изъятие вещей и документов; 5) отстранение от управления транспортным средством соответствующего вида; 6) медицинское освидетельствование на состояние опьянения; 7) задержание транспортного средства, запрещение его эксплуатации; 8) арест товаров, транспортных средств и иных вещей; 9) привод; 10) временный запрет деятельности. 2. Вред, причиненный незаконным применением мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, подлежит возмещению в порядке, предусмотренном гражданским законодательством. Комм. Филоненко И.О. Выделение мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях обусловлено их принудительным характером, связанным с ограничением прав и свобод человека и гражданина. Применять данные меры вправе только уполномоченные должностные лица в соответствии с их компетенцией, установленной законом. Перечень этих мер является исчерпывающим, их установление относится к исключительному ведению Российской Федерации (п.4 ч.1 ст.1.3 КоАП РФ). Целями применения мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях являются пресечение административных правонарушений, установление личности нарушителя, составление протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления правонарушения, обеспечение своевременного и правильного рассмотрения дела, исполнение принятого по делу постановления. Указанные меры носят административно-процессуальный характер, основанием их применения является сам факт совершения административного правонарушения. При этом не обязательно установление всех признаков состава правонарушения, достаточно лишь данных о наличии самого факта деяния, содержащего признаки правонарушения. Применение мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях в ряде случаев предшествует возбуждению дела, и тогда первый протокол об их применении является актом возбуждения дела об административном правонарушении. Например, при непосредственном обнаружении сотрудником милиции факта реализации алкогольной продукции с признаками фальсификации протокол изъятия этой продукции будет являться документом, свидетельствующим о возбуждении дела об административном правонарушении. На стадии административного расследования меры обеспечения производства применяются с целью установления обстоятельств дела, выявления и закрепления доказательств. Примером может служить изъятие или наложение ареста на имущество, находящееся в незаконном обороте. На стадии рассмотрения дела анализируемые меры применяются в целях обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела (привод, арест товаров), а на стадии исполнения постановления — для обеспечения исполнения принятого по делу решения. Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях могут применяться не только в отношении физических, но и юридических лиц. Осмотру в порядке производства по делам об административных правонарушениях подлежат помещения, территории и находящиеся там вещи и документы юридических лиц либо индивидуальных предпринимателей. Административное задержание, привод применяются только в отношении физических лиц, изъятие, арест товаров — в отношении имущества физических и юридических лиц. Одни меры носят личный характер (задержание, привод), другие — имущественный (изъятие, арест товаров, осмотр помещений). Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях имеют сходные черты с иными мерами административно-правового принуждения, административными наказаниями, а также с мерами процессуального принуждения по уголовному делу. Однако они отличны по своему назначению, порядку применения, исполнения и последствиям. Так, меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях следует отграничивать от административно-принудительных мер, не связанных с административными правонарушениями. К ним относятся: задержание, личный досмотр граждан и досмотр их вещей в условиях чрезвычайного положения и в зоне проведения контртеррористической операции; изъятие запрещенных предметов у лиц, содержащихся в изоляторах временного содержания, специальных приемниках для содержания лиц, арестованных в административном порядке; помещение несовершеннолетних в центр временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел; принудительное помещение лица, страдающего психическим заболеванием, в медицинское учреждение для лечения и другие меры. Эти меры применяются вне зависимости от совершения лицами правонарушения или преступления, они носят предупредительный характер и призваны обеспечивать защиту интересов граждан, общества и государства. Следует отграничивать меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении от административных наказаний. Внешнее сходство имеют административное задержание и административный арест (ст.3.9 КоАП РФ), ограничивающие свободу гражданина, а также изъятие и возмездное изъятие (ст.3.6 КоАП РФ), конфискация (ст.3.7 КоАП РФ), связанные с имущественными ограничениями. Меры административного наказания являются мерами ответственности за совершение административного правонарушения, назначаются органом или должностным лицом, уполномоченными рассматривать дело об административном правонарушении. Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях сходны также с некоторыми мерами уголовно-процессуального принуждения. Так, в соответствии с Уголовным кодексом РФ к мерам процессуального принуждения относятся задержание подозреваемого, привод, наложение ареста на имущество. Эти меры применяются в связи с совершением преступления в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством. Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях применяются соответствующими должностными лицами в пределах их компетенции, установленной законом (ч.2 ст.1.6 КоАП РФ). Так, сотрудники милиции в соответствии со статьей 11 Закона РФ «О милиции» правомочны применять такие меры обеспечения, как привод (п.3), личный досмотр, досмотр вещей (п.2, 5), административное задержание (п.5, 12), досмотр транспортных средств (п.5), доставление (п.11), освидетельствование (п.19), запрещение эксплуатации и отстранение от управления транспортными средствами (п.23), осмотр производственных, складских, торговых, иных служебных помещений (п.25), изъятие (п.2, 25). Должностные лица таможенных органов вправе осуществлять осмотр территорий и помещений, изымать документы (ст.180, 186 Таможенного кодекса РФ). Концепция должностных лиц по применению мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях различна. Например, должностные лица органов, осуществляющих государственную регистрацию индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, уполномоченных в области банкротства и финансового оздоровления, органов экспортного контроля вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, но не уполномочены законом осуществлять доставление и административное задержание физических лиц. В надлежащих случаях доставление и административное задержание при обращении должностных лиц указанных органов осуществляют должностные лица органов внутренних дел (п.1 ч.1 ст.27.2, п.1 ч.1 ст.27.3 КоАП РФ). Некоторые должностные лица вправе применять лишь доставление, но не административное задержание (например, должностные лица органов, уполномоченных в сфере надзора или контроля за соблюдением правил пользования транспортом и соблюдением законодательства об охране окружающей среды, лесного фонда и лесов, не входящих в лесной фонд, животного мира и рыбных запасов, правил охоты и рыболовства). Законодательством предусмотрены особые условия применения мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях в отношении должностных лиц, выполняющих определенные государственные функции (депутатов, судей, прокуроров и иных лиц). Эти ограничения устанавливаются Конституцией РФ (ст.91, 98, 122), федеральными законами от 8 мая 1994г. №3-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», от 3 апреля 1995г. №40-ФЗ «О Федеральной службе безопасности», от 6 октября 1999г. №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и др. Применение мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях может сопровождаться использованием принудительной силы государства. Так, согласно статье 13 Закона РФ «О милиции» сотрудники милиции имеют право применять физическую силу, в том числе боевые приемы борьбы, для пресечения административных правонарушений, задержания лиц, их совершивших, преодоления противодействия законным требованиям, если ненасильственные способы не обеспечивают выполнения возложенных на милицию обязанностей. Использование физической силы при принудительном применении мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении должно быть соразмерно характеру совершенного правонарушения, личности нарушителя, складывающейся обстановке. Не допускаются решения и действия (бездействие) должностных лиц, унижающие человеческое достоинство (ч.3 ст.1.6 КоАП РФ). Одной из гарантий законности применения мер обеспечения производства по делам об административном правонарушении является требование их процессуального оформления — составления протокола. В некоторых случаях допускается запись о применении одной меры в процессуальном документе, оформляющем другую меру (например, о доставлении составляется протокол либо делается запись в протоколе об административном задержании или в протоколе об административном правонарушении). Момент составления первого протокола о применении мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении означает момент его возбуждения (п.1 ч.4 ст.28.1 КоАП РФ). |
|
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
Дата последнего изменения: |