Статья 1.6. Обеспечение законности при применении мер административного принуждения в связи с административным правонарушениемСтатья 1.6. Обеспечение законности при применении мер административного принуждения в связи с административным правонарушением 1. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом. 2. Применение уполномоченными на то органом или должностным лицом административного наказания и мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении в связи с административным правонарушением осуществляется в пределах компетенции указанных органа или должностного лица в соответствии с законом. 3. При применении мер административного принуждения не допускаются решения и действия (бездействие), унижающие человеческое достоинство. Комм. Футо С.Р. В комментируемой статье речь идет не о принципе законности вообще, а о принципе обеспечения законности при применении мер административного принуждения в связи с административным правонарушением. Этот принцип проявляется прежде всего в том, что привлечение виновных физических и юридических лиц к административной ответственности, применение в отношении них мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении и мер административного наказания за совершение административного правонарушения возможны только в связи с теми деяниями, которые предусмотрены Кодексом об административных правонарушениях или аналогичными законами субъектов Российской Федерации. Принцип законности выражается также в том, что виды и правила назначения административных наказаний, а также меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении устанавливаются только комментируемым Кодексом, а не законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях. Элементы принципа законности находят свое отражение во всех административно-правовых нормах, содержащихся в Кодексе: как в нормах, устанавливающих составы административных правонарушений, так и в нормах, определяющих порядок производства по делам об административных правонарушениях и исполнения вынесенных по ним постановлений. Перечень административных наказаний, закрепленный в статье 3.2 Кодекса, является исчерпывающим, при этом за совершение административных правонарушений, предусматриваемых законами субъектов Российской Федерации, может устанавливаться административное наказание только в виде предупреждения или административного штрафа. Применение мер административного наказания и мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении должно осуществляться в пределах компетенции юрисдикционных органов (гл.23, 27 КоАП РФ). Так, например, лишение специального права, конфискация и возмездное изъятие орудий совершения или предметов административного правонарушения, дисквалификация, административный арест и административное выдворение за пределы Российской Федерации могут назначаться исключительно судьей. Меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении применяются также далеко не всеми органами государственной власти, а лишь теми, кто на это уполномочен законом. Применение указанных мер иными органами и должностными лицами, а также нарушение оснований и порядка их применения влекут их безусловную недействительность. В статье 1.6 Кодекса об административных правонарушениях законодатель закрепляет принцип гуманизма, который проявляется в гарантиях недопустимости принятия правоприменителем решений и совершения им действий (бездействия), унижающих человеческое достоинство. Это положение вытекает из статьи 21 Конституции РФ, согласно которой «достоинство личности охраняется государством» и «никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию». Унижающими человеческое достоинство могут признаваться такие действия, которые направлены на умаление достоинства личности (произвольное вмешательство в частную жизнь граждан, распространение сведений о личной жизни, применение тактических средств и способов производства по делу об административном правонарушении, сопряженных с грубостью, обманом, использованием насилия, неэтичные способы осуществления отдельных процессуальных действий, например личного досмотра). Достоинство личности — это обобщенное понятие, складывающееся не только из личностной самооценки индивида, но и оценки других членов общества, которые характеризуют его положение в обществе (уровень образования, нравственные качества, обладание социально полезными навыками, достойный образ жизни и т.п.). Если в качестве субъекта административной ответственности выступает юридическое лицо, то в отношении него также недопустимы действия, посягающие на его деловую репутацию. При этом под деловой репутацией понимается разновидность нематериальных благ, характеризующих юридическое лицо среди других хозяйствующих субъектов, оценка его деловых качеств в общественном сознании. |
|
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
Дата последнего изменения: |