Статья 1.7. Действие законодательства об административных правонарушениях во времени и в пространствеСтатья 1.7. Действие законодательства об административных правонарушениях во времени и в пространстве 1. Лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время и по месту совершения административного правонарушения. 2. Закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено. Закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет. 3. Производство по делу об административном правонарушении осуществляется на основании закона, действующего во время производства по указанному делу. Комм. Футо С.Р. Комментируемая статья без изменений и практически буквально воспроизвела норму статьи 9 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях о действии законодательства об административных правонарушениях во времени и в пространстве. Лицо, совершившее административное правонарушение (как физическое, так и юридическое), подлежит административной ответственности в соответствии с законом, действовавшим во время и по месту совершения правонарушения. Законодательство, устанавливающее административную ответственность, состоит из настоящего Кодекса и законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях. Кодекс РФ действует на территории всей Российской Федерации, а законодательство субъектов — соответственно на территории этих субъектов Российской Федерации. Нормативный правовой акт об административной ответственности признается имеющим законную силу и действующим при условии его официального опубликования. Согласно статье 15 Конституции РФ законы подлежат опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. В соответствии с постановлением Конституционного Суда РФ по делу о проверке конституционности части первой статьи 2 Федерального закона от 14 февраля 1996г. «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об акцизах» правоприменители, включая органы государства и их должностных лиц, органы местного самоуправления, в силу прямого конституционного запрета не должны применять не опубликованные официально законы. Официальным опубликованием нормативного правового акта в соответствии с Федеральным законом от 14 июня 1994г. №5 «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» считается первая публикация его полного текста в «Российской газете» или «Собрании законодательства Российской Федерации». Законы и акты палат Федерального Собрания могут быть опубликованы и в иных печатных изданиях, а также доведены до всеобщего сведения (обнародованы) по телевидению и радио, разосланы государственным органам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям, организациям, переданы по каналам связи, распространены в машиночитаемом виде. Опубликование и вступление в силу актов Президента РФ и Правительства РФ осуществляются в соответствии с Указом Президента РФ от 23 мая 1996г. №763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных актов федеральных органов исполнительной власти». В соответствии со статьей 8 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, затрагивающие вопросы защиты прав и свобод человека и гражданина, вступают в силу не ранее чем через десять дней после их официального опубликования. Официальным опубликованием законов субъектов Российской Федерации, устанавливающих административную ответственность, считается первая публикация их текстов в официальных региональных изданиях, например в Собрании законодательства Свердловской области, в Ведомостях Законодательного собрания Омской области и т.п. Федеральные конституционные законы, федеральные законы подлежат опубликованию в течение 7 дней после их подписания Президентом РФ. Федеральные конституционные законы, федеральные законы вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении 10 дней после дня их официального опубликования, если самими законами не установлен иной порядок вступления их в силу. В Федеральном законе «О введении в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» указано, что он вводится в действие с 1 июля 2002г. День опубликования не входит в десятидневный срок, истечение которого необходимо для вступления закона в силу. Исчисление указанного десятидневного срока начинается со следующего после опубликования дня. Так, устанавливающий административную ответственность закон, опубликованный 5 января, вступает в силу с 00 час. 16 января, кроме случаев указания иного срока в самом законе. Десятидневный срок с момента опубликования до вступления закона в силу установлен для того, чтобы у заинтересованных лиц имелась реальная возможность ознакомления с ним. Этот срок может также использоваться и для разъяснения лицам содержания и отдельных положений закона, а также причин, обусловивших необходимость его издания. Кодекс в комментируемой статье закрепляет правило, согласно которому лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит административной ответственности по закону, действовавшему на территории совершения административного правонарушения. Поскольку Кодекс распространяет свое действие на всю территорию Российской Федерации, это положение особенно актуально применительно к законодательству об административных правонарушениях субъектов Российской Федерации. Территориальным пределом действия закона субъекта Российской Федерации об административной ответственности выступают его административно-территориальные границы. При длящихся административных правонарушениях вопрос о месте их совершения должен решаться с учетом всех обстоятельств, характеризующих административное правонарушение. В частности, при совершении административного правонарушения лицом, проживающим в другом субъекте Российской Федерации, дело может быть рассмотрено и по месту его жительства в случаях, предусмотренных статьей 29.5 КоАП РФ. Положения части 2 ст.1.7 КоАП РФ воспроизводят содержание статьи 54 Конституции РФ. В них содержится обязанность органов административной юрисдикции применять законы, улучшающие положение лица, совершившего административное правонарушение, и запрет на обратную силу законов, ухудшающих его положение. Обратная сила закона — это распространение действия закона на правоотношения, имевшие место до вступления его в силу. Законом, смягчающим административную ответственность, является акт, который исключает из диспозиции некоторые квалифицирующие признаки (например, статья 12.8 КоАП РФ в отличие от части 2 ст.117 КоАП РСФСР в качестве квалифицирующего признака уже не упоминает о повторности), исключает из санкции более строгое административное наказание (например, статья 14.3 КоАП РФ предусматривает административный штраф, налагаемый на должностных лиц, в размере до 40 минимальных размеров оплаты труда (далее — МРОТ), в то время как статья 1465 КоАП РСФСР устанавливала административное взыскание в виде штрафа в размере от 50 до 100 МРОТ) и т.д. Закон, отменяющий административную ответственность, — это закон, исключающий деяние из числа административно наказуемых (пример подобного деяния — мелкая спекуляция, предусматривавшаяся статьей 151 КоАП РСФСР). Акты, смягчающие или отменяющие ответственность, применяются на любой стадии производства по делу об административном правонарушении, т.е. имеют обратную силу без каких-либо ограничений. Законом, устанавливающим административную ответственность, следует считать закон, признающий административным правонарушением деяние, которое до этого не признавалось противоправным (например, статьей 6.8 КоАП РФ установлена административная ответственность за незаконный оборот аналогов наркотических средств, который в соответствии со статьей 44 КоАП РСФСР не являлся административно наказуемым деянием). Закон, отягчающий административную ответственность, — это закон, устанавливающий новый вид административного наказания (например, дисквалификация) либо более строгое административное наказание того же вида. Такой закон обратной силы не имеет, т.е. ни при каких условиях не распространяется на те правонарушения, которые были совершены до его принятия. Производство по делу об административном правонарушении осуществляется на основании закона, действующего во время производства по указанному делу. Положения, закрепленные в части 3 ст.1.7 КоАП РФ, ориентированы главным образом на период перехода правоприменительной практики от законодательства об административных правонарушениях, установленного Кодексом РСФСР, к новому Кодексу. По этому вопросу уже складывается судебная практика. Так, решением Банка России в лице Московского Главного территориального управления Центрального банка Российской Федерации (далее — МГТУ Банка) на АКБ «Интраст Банк» наложен штраф в размере 154 541 руб. за нарушение сроков направления карточек платежа и электронной копии ПС в ГТК России. В соответствии со статьей 38 КоАП РСФСР, действовавшей на момент совершения правонарушения, административное взыскание не может быть наложено позднее двух месяцев со дня совершения правонарушения, а при длящемся правонарушении — двух месяцев со дня его обнаружения. Совершенное АКБ «Интраст Банк» правонарушение не являлось длящимся. О допущенном нарушении Банк России должен был узнать не позднее июня и декабря 2001 года. Поэтому Арбитражный суд г.Москвы признал незаконным решение МГТУ Банка России в связи с пропуском срока давности наложения взыскания. |
|
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
Дата последнего изменения: |