Статья 3.7. Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушенияСтатья 3.7. Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения 1. Конфискацией орудия совершения или предмета административного правонарушения является принудительное безвозмездное обращение в федеральную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации не изъятых из оборота вещей. Конфискация назначается судьей. 2. Конфискация охотничьего оружия, боевых припасов и других дозволенных орудий охоты или рыболовства не может применяться к лицам, для которых охота или рыболовство является основным законным источником средств к существованию. 3. Не является конфискацией изъятие из незаконного владения лица, совершившего административное правонарушение, орудия совершения или предмета административного правонарушения: подлежащих в соответствии с федеральным законом возвращению их законному собственнику; изъятых из оборота либо находившихся в противоправном владении лица, совершившего административное правонарушение, по иным причинам и на этом основании подлежащих обращению в собственность государства или уничтожению. Комм. Екимов С.О. Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения — вид административного наказания имущественного характера. Административная конфискация может быть обращена только на конкретное имущество и в этом ее основное отличие от административного штрафа, когда речь идет о взимании обезличенной суммы денег. Конфискацию, являющуюся мерой административной ответственности, следует отличать от уголовно-правовой конфискации. Первая применяется за совершение административных правонарушений, вторая — за совершение преступлений. В отличие от уголовно-правовой конфискации, которая состоит в принудительном безвозмездном обращении в собственность государства личного имущества осужденного, конфискация как административное наказание применяется только в отношении предметов, непосредственно связанных с правонарушением, т.е. предметов, административного правонарушения либо орудий их совершения, находящихся в собственности правонарушителя. Кроме того, объектом административной конфискации может быть как собственность физических, так и юридических лиц, а уголовно-правовой конфискации — только физических лиц. Особенностью рассматриваемого вида административного наказания является переход права собственности от правонарушителя к государству. Лицо, в отношении которого вынесено постановление о назначении административного наказания в виде конфискации орудия совершения или предмета административного правонарушения, теряет право собственности на отчуждаемое имущество, и последнее переходит в собственность государства. Поэтому административная конфискация не может быть обращена на государственное имущество. Незаконное владение — фактическое обладание имуществом без законных оснований. Оно может быть добросовестным или недобросовестным. Незаконное владение считается добросовестным, если приобретатель не знал и не должен был знать, что лицо, у которого он приобрел имущество, не имело права им распоряжаться. Изъятие из незаконного владения лица, совершившего административное правонарушение, орудия совершения или предмета административного правонарушения, подлежащих возвращению их законному собственнику, происходит путем предъявления виндикационнго иска в гражданско-процессуальном порядке. Под противоправным владением орудием совершения или предметом административного правонарушения понимается обладание орудием совершения или предметом административного правонарушения без надлежащего правового основания либо по порочному основанию. Противоправно владеет предметом не только то лицо, которое самовольно присвоило орудие совершения или предмет административного правонарушения (похитило, присвоило находку и т.д.), но и то, которое приобрело вещь у лица, не управомоченного распоряжаться ею. При этом необязательно, чтобы действия владельца предмета были виновными. Достаточно, чтобы владение было объективно противоправно. Существует два вида предметов, изъятых из оборота: а) предметы, оборот которых ограничен; б) предметы, оборот которых полностью запрещен. Ограничение оборотоспособности заключается в том, что предметы или вещества могут принадлежать лишь определенным участникам гражданского оборота либо их приобретение или отчуждение допускаются только на основании специальных разрешений. Виды таких объектов определяются в порядке, установленном законом. К таким предметам и веществам относятся, например, драгоценные и редкоземельные металлы и изделия из них; драгоценные камни и изделия из них; стратегические материалы; вооружение, боеприпасы к нему, военная техника, запасные части, комплектующие изделия и приборы к ним, взрывчатые вещества, средства взрывания, порох, все виды ракетного топлива, а также специальные материалы и специальное оборудование для их производства, специальное снаряжение личного состава военизированных организаций и нормативно-техническая продукция на их производство и эксплуатацию; ракетно-космические комплексы, системы связи и управления военного назначения и нормативно-техническая документация на их производство и эксплуатацию; боевые отравляющие вещества, средства защиты от них и нормативно-техническая документация на их производство и использование; уран, другие делящиеся материалы и изделия из них и т.д. Изъятыми из гражданского оборота считаются предметы и вещества, которые не могут быть предметом сделок и иным образом переходить от одного лица к другому в рамках гражданско-правовых отношений. Такие предметы и вещества должны быть прямо указаны в законе. Так, пункт 1 ст.6 Федерального закона от 13 декабря 1996г. №150-ФЗ «Об оружии» к объектам, изъятым из оборота и запрещенным к обороту на территории Российской Федерации в качестве гражданского и служебного оружия, относит: огнестрельное длинноствольное оружие с емкостью магазина (барабана) более 10 патронов, имеющего длину ствола или длину ствола со ствольной коробкой менее 500 мм и общую длину оружия менее 800 мм, а также имеющее конструкцию, которая позволяет сделать его длину менее 800 мм и при этом не теряется возможность производства выстрела; огнестрельное оружие, которое имеет форму, имитирующую другие предметы; огнестрельное гладкоствольное оружие, изготовленное под патроны к огнестрельному оружию с нарезным стволом; кистени, кастеты, сурикены, бумеранги и другие специально приспособленные для использования в качестве оружия предметы ударно-дробящего и метательного действия, за исключением спортивных снарядов и т.д. Часть 2 комментируемой статьи устанавливает ту категорию лиц, к которым конфискация охотничьего оружия, боевых припасов и других дозволенных орудий охоты или рыболовства не может быть применена. К таким лицам относятся граждане, для которых охота или рыболовство являются основным законным источником средств к существованию. Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения может применяться как в качестве основного, так и дополнительного административного наказания обязательного либо необязательного характера. Конфискация назначается только судьей, что соответствует требованиям статьи 35 Конституции РФ, согласно которой никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Свое решение о конфискации орудия совершения или предмета административного правонарушения судья выносит в форме постановления, порядок исполнения которого закреплен статьей 32.4 КоАП РФ. |
|
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
Дата последнего изменения: |