AZ-libr.ру

информационный портал





Статья 1.2. Задачи законодательства об административных правонарушениях


Статья 1.2. Задачи законодательства об административных правонарушениях

Задачами законодательства об административных правонарушениях являются защита личности, охрана прав и свобод человека и гражданина, охрана здоровья граждан, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защита общественной нравственности, охрана окружающей среды, установленного порядка осуществления государственной власти, общественного порядка и общественной безопасности, собственности, защита законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства от административных правонарушений, а также предупреждение административных правонарушений.

Комм. Футо С.Р.

Последовательность расположения в тексте комментируемой статьи объектов административно-правовой защиты и охраны отражает принципы, воплощенные в нормах Конституции РФ. Приоритет отдан не интересам государства, как это было ранее, а правам и свободам человека и гражданина. Новый Кодекс пропитан духом обеспечения защиты личности, прав и законных интересов человека и гражданина. Это выражается, например, в закреплении в нем принципов законодательства об административных правонарушениях (ст.1.41.6 КоАП РФ), детальной регламентации прав лиц, в отношении которых осуществляется производство по делу, потерпевших, свидетелей и иных участников производства (гл.24 КоАП РФ), установлении гарантий судебной защиты прав и законных интересов физических и юридических лиц (гл.30 КоАП РФ).

Личность, права и свободы человека и гражданина неразрывно связаны с охраной здоровья, обеспечением санитарно-эпидемиологического благополучия населения и охраной окружающей среды. Эти задачи законодателем справедливо вынесены на первый план, ибо без их надлежащего решения возникает угроза самому существованию человека, особенно в условиях резкого увеличения, как это имеет место сейчас, количества природных и техногенных катастроф.

Право человека на охрану здоровья общепризнанно и закреплено во Всеобщей декларации прав человека, принятой 10 декабря 1948г. (ст.25), а также в Международном пакте «Об экономических, социальных и культурных правах» от 16 декабря 1966г. (ст.12). Охрана здоровья граждан в соответствии с Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1992г. №5487-1 — это совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней и активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья. Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения — это такое состояние здоровья населения и среды обитания людей, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания и обеспечиваются благоприятные условия жизнедеятельности (Федеральный закон от 30 марта 1999г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).

Новой задачей законодательства об административных правонарушениях, закрепленной в Кодексе, является защита общественной нравственности. Административная ответственность за отдельные правонарушения в данной сфере устанавливалась и Кодексом РСФСР об административных правонарушениях (ст.1642), но законодатель в целом не уделял общественной нравственности как объекту административно-правовой защиты такого внимания, как сейчас. Выде-ление защиты общественной нравственности в качестве самостоятельной задачи законодательства об административных правонарушениях и включение в новый Кодекс ряда составов административных правонарушений (ст.6.116.13 КоАП РФ) придают последним качественно иное социально-правовое звучание. Под нравственностью понимается система общественных ценностей, закрепленных в моральных нормах, основанных на представлении о чести, достоинстве, добре, порядочности и других положительных социальных категориях.

В новом Кодексе важное значение придается также охране окружающей природной среды, так как окружающая среда может оказывать либо благоприятное, либо отрицательное воздействие на жизнь и деятельность людей. Окружающей природной средой является не только природная среда, но и элементы искусственной среды (жилые строения, промышленные предприятия, каналы, водохранилища, природные парки и т.д.).

Охрана установленного порядка осуществления государственной власти ранее была закреплена как охрана установленного порядка управления. Новый термин является более емким и точным. Государственная власть в России в соответствии со статьей 10 Конституции РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Каждая из этих функций осуществляется соответствующими органами государственной власти. Задача законодательства об административных правонарушениях состоит в обеспечении административно-правовыми средствами нормального функционирования государственной власти в целом и отдельных ее институтов.

Охрана общественного порядка и общественной безопасности продолжает оставаться традиционной задачей государства в лице его правоохранительных органов. Общественный порядок — это состояние урегулированности социальных связей, складывающихся в общественных местах, нормами права. Согласно статье 1 Закона РФ от 5 марта 1992г. №2446-1 «О безопасности» безопасностью является состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Общественный порядок и общественная безопасность взаимоопределяют друг друга: общественный порядок устанавливается и поддерживается государством для обеспечения безопасности личности, общества и государства, а состояние общественной безопасности гарантирует общественный порядок.

Законодательство об административных правонарушениях призвано охранять все формы собственности, а также защищать законные экономические интересы физических и юридических лиц, общества и государства. Категория собственности составляет экономическую основу конституционного строя Российской Федерации. Правонарушения, посягающие на собственность, подрывают эту основу и ставят под угрозу существование государства. Законодатель провозгласил принцип равной защиты всех существующих в Российской Федерации форм собственности: государственной, муниципальной, частной и иных. Охрана собственности предполагает обеспечение нормального, беспрепятственного развития экономических отношений, возникающих по поводу движимого и недвижимого имущества.

В отличие от Кодекса РСФСР об административных правонарушениях (ст.7) новый Кодекс не содержит отдельной статьи, посвященной предупреждению административных правонарушений. Теперь это одна из общих задач законодательства об административных правонарушениях. Решению задачи предупреждения административных правонарушений служит закрепление в Кодексе РФ об административных правонарушениях общественно вредных деяний в качестве административных правонарушений, установление за их совершение административных наказаний, доступность содержания этого законодательного акта всем слоям населения в целях осознанного соблюдения его норм. Предупреждение административных правонарушений как задача законодательства об административных правонарушениях имеет два аспекта. Прежде всего это общая превенция, т.е. недопущение совершения гражданами административных правонарушений под угрозой применения административных наказаний. Здесь предупредительную роль играют не только нормы запретительного характера (устанавливающие административные наказания, а также меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях и т.д.), но и те нормы, которые устанавливают возможность освобождения от административной ответственности при малозначительности административного правонарушения (ст.2.9 КоАП РФ), при совершении административного правонарушения в состоянии крайней необходимости (ст.2.7 КоАП РФ). Второй аспект — частная превенция: предупреждение совершения нового общественно вредного деяния лицами, уже совершившими административные правонарушения, что может осуществляться посредством справедливого применения мер административного наказания (ст.3.2 КоАП РФ), учета обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность (ст.4.2 КоАП РФ).

Комментируемая статья содержит общую характеристику объектов административных правонарушений. Некоторые из них выступают в качестве родового объекта и используются законодателем для группировки составов административных правонарушений по главам. Так, например, объектом административных правонарушений, предусмотренных главой 5, являются права граждан, главой 7 — собственность, главой 20 — общественный порядок и общественная безопасность. Вместе с тем Особенная часть Кодекса построена на смешанном принципе группировки составов правонарушений — по родовому объекту и сфере (отрасли), в которой совершено правонарушение. По этой причине правонарушения, имеющие один и тот же объект посягательства, могут быть расположены в разных главах Кодекса (например, правонарушения, посягающие на санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, находятся в главах 6, 8, 14 КоАП РФ).








<<< Пред. Оглавление
Начало раздела
След. >>>

П е р с о н а л и и    б и б л и о т е к и
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я

Дата последнего изменения:
Sunday, 15-Jun-2014 06:08:11 UTC





(c) 2017 AZ-libr.ру :: Библиотека - "Люди и книги"