Статья 1.1. Законодательство об административных правонарушенияхСтатья 1.1. Законодательство об административных правонарушениях 1. Законодательство об административных правонарушениях состоит из настоящего Кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях. 2. Настоящий Кодекс основывается на Конституции Российской Федерации, общепризнанных принципах и нормах международного права и международных договорах Российской Федерации. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законодательством об административных правонарушениях, то применяются правила международного договора. Комм. Футо С.Р. В настоящей статье определена система законодательства Российской Федерации об административных правонарушениях. В ней реализованы положения статьи 72 Конституции Российской Федерации, согласно которым данное законодательство представлено двухуровневой системой: Кодексом об административных правонарушениях, распространяющим свое действие на всю территорию Российской Федерации, и принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Федерации, действующими на их территории и устанавливающими административную ответственность по вопросам собственного правового регулирования или в тех сферах общественных отношений, которые не урегулированы федеральным законодательством. В настоящее время практически во всех субъектах Российской Федерации приняты и действуют законы об административной ответственности, например Закон Омской области от 28 ноября 1994г. №13-0З «Об административной ответственности за правонарушения на городском и пригородном транспорте и нарушение общественного порядка на территории Омской области». С принятием нового Кодекса все иные нормативные правовые акты, регулировавшие вопросы административной ответственности, в том числе и подзаконные, утратили юридическую силу и применению не подлежат. В то же время нормы, содержащиеся в федеральных законах и устанавливающие ответственность в сфере публичных правоотношений, не отмененные Федеральным законом от 30 декабря 2001г. №195-ФЗ «О введении в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», подлежат применению в части, не противоречащей комментируемому Кодексу. По своей сути Кодекс об административных правонарушениях является уникальным нормативным правовым актом, поскольку содержит в себе нормы, устанавливающие не только перечень составов административных правонарушений, но и процедуру привлечения лиц, их совершивших, к административной ответственности, а также порядок исполнения вступивших в законную силу постановлений о назначении административных наказаний. Кодекс основывается на Конституции РФ, а также на общепризнанных принципах и нормах международного права и международных договорах Российской Федерации. Конституция РФ является Основным законом государства и имеет верховенство на всей территории страны. Все законы Российской Федерации и ее субъектов должны соответствовать Конституции РФ. Источниками общепризнанных принципов и норм международного права являются: международные конвенции — как общие, так и специальные (например, Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод (1850г.), Всемирная конвенция об авторском праве); международный обычай как доказательство всеобщей практики, признанной в качестве правовой нормы (например, Унифицированные правила и обычаи для документарных аккредитивов); общие принципы права, признанные цивилизованными народами (Декларация «О принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами», в соответствии с Уставом ООН от 24 октября 1970г.). Условием применения принципов и норм международного права является их признание и ратификация Российской Федерацией, без этого они не могут составлять часть правовой системы Российской Федерации и порождать юридические обязательства. По общему правилу, в случае возникновения коллизий между законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях и общепризнанными принципами и нормами международного права предпочтение отдается последним. При этом правоприменитель в пределах своей компетенции не только вправе, но и обязан применять правила международных договоров для разрешения конкретных дел. В соответствии с Федеральным законом от 15 июля 1995г. №101-ФЗ«О международных договорах Российской Федерации» к международным договорам Российской Федерации относятся те договоры, в которых Россия выразила согласие на их обязательность и которые вступили для нее в силу; договоры, к которым она присоединилась, а также те договоры, в отношении которых она стала продолжателем или правопреемником Союза ССР. Международные договоры имеют приоритет перед внутренним законодательством страны, в том числе и перед Кодексом. |
|
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
Дата последнего изменения: |