Глава 21. Административные правонарушения в области воинского учета


Глава 21. Административные правонарушения в области воинского учета

Общий комментарий

Комментируемая глава в Кодексе РФ об административных правонарушениях введена впервые. Она объединяет 7 статей, содержащих 16 составов административных правонарушений довольно сложной конструкции. Все они, за исключением состава правонарушения, предусмотренного статьей 21.7 Кодекса РФ, являются формальными. Административную ответственность влечет сам факт совершения деяния (действий или бездействия) независимо от наступления каких-либо последствий. Большинство статей этой главы имеют бланкетные диспозиции и содержат составы нескольких административных правонарушений с альтернативными признаками объективной стороны. Практически все составы административных правонарушений в области воинского учета, закреплявшиеся в КоАП РСФСР, нашли свое место в комментируемой главе.

Новеллами рассматриваемой главы Кодекса являются составы таких правонарушений, как убытие на новое место жительства либо место временного пребывания на срок более трех месяцев (ст.21.5 КоАП РФ), выезд из Российской Федерации на срок свыше шести месяцев без снятия с воинского учета (ст.21.5 КоАП РФ), прибытие на новое место жительства либо место временного пребывания или возвращение в Российскую Федерацию без постановки на воинский учет в установленный срок (ст.21.5 КоАП РФ), уклонение от медицинского освидетельствования либо обследования по направлению комиссии по постановке граждан на воинский учет (ст.21.6 КоАП РФ), уклонение от медицинского обследования по направлению призывной комиссии (ст.21.6 КоАП РФ).

Согласно статье 59 Конституции РФ и части 1 ст.1 Федерального закона от 28 марта 1998г. №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» воинская обязанность граждан включает в себя воинский учет, обязательную подготовку к военной службе, призыв на военную службу, прохождение военной службы по призыву, пребывание в запасе/призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе.

Российским законодательством воинский учет рассматривается как государственная система учета и анализа имеющихся в стране призывных и мобилизационных людских ресурсов. Функционирование системы воинского учета обеспечивается силами Минобороны России, МВД России, СВР России, ФСБ России, органами исполнительной власти субъектов Федерации, органами местного самоуправления и организациями независимо от организационно-правовых форм.

Правовую основу организации и осуществления воинского учета составляют Конституция РФ (ст.59), Федеральный закон от 31 мая 1996г. №61-ФЗ «Об обороне», Федеральный закон от 28 марта 1998г. №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», Положение о воинском учете, утвержденное постановлением Правительства РФ от 25 декабря 1998г. №1541, Положение о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденное постановлением Правительства РФ от 1 июня 1999г. №587, Положение о военных комиссариатах, утвержденное Указом Президента РФ от 15 октября 1999г. №1372, Положение о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденное Указом Президента РФ от 16 августа 2004г. №1082, и другие нормативные правовые акты, регулирующие вопросы обороны, воинской обязанности и военной службы.

Воинский учет граждан осуществляется военными комиссариатами районов, городов без районного деления и иных муниципальных (административно-территориальных) образований по месту их жительства. В населенных пунктах, где нет военных комиссариатов, первичный воинский учет граждан осуществляется органами местного самоуправления. Организации также ведут воинский учет граждан, пребывающих в запасе, и граждан, подлежащих призыву на военную службу.

Военные комиссариаты совместно с ответственными за военно-учетную работу должностными лицами органов исполнительной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления осуществляют плановые проверки организаций по вопросам ведения воинского учета.

Под правонарушениями, посягающими на установленный порядок управления в области воинского учета, следует понимать предусмотренные законодательством об административных правонарушениях деяния (действия или бездействие) граждан и должностных лиц, сопряженные с нарушением правил воинского учета и исполнения воинской обязанности.

Родовым объектом правонарушений, предусмотренных комментируемой главой, является установленный порядок в области воинского учета и исполнения воинской обязанности.

В зависимости от непосредственного объекта правовой охраны и статуса субъектов рассматриваемые правонарушения можно разделить на две группы:

1) правонарушения, посягающие на установленный порядок воинского учета(ст.21.121.4 КоАП РФ), субъектами которых могут быть только должностные лица, ответственные за военно-учетную работу;

2) правонарушения, посягающие на установленный порядок воинского учета и исполнения воинской обязанности (ст.21.521.7 КоАП РФ), субъектами которых могут быть только граждане, состоящие на воинском учете или подлежащие такому учету.

Общественная вредность административных правонарушений, посягающих на установленный порядок воинского учета, выражается в том, что они создают угрозу причинения вреда охраняемым законом жизненно важным интересам личности, общества и государства в области обороны, воинской обязанности и военной службы.

Комментируемая глава устанавливает также административную ответственность за нарушения установленного порядка воинского учета и исполнения воинской обязанности при осуществлении мер мобилизационной подготовки и мобилизации в Российской Федерации.

Под мобилизационной подготовкой понимается комплекс мероприятий, проводимых в мирное время, по заблаговременной подготовке к обеспечению защиты государства от вооруженного нападения и удовлетворению потребностей государства и нужд населения в военное время.

Правовыми основами мобилизационной подготовки и мобилизации являются Конституция РФ, международные договоры Российской Федерации, Федеральный конституционный закон от 30 января 2002г. №1-ФКЗ «О военном положении», Федеральный закон от 26 февраля 1997г. №31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации», Федеральные законы «Об обороне», «О воинской обязанности и военной службе», другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты.

Согласно части 2 ст.1 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» в период мобилизации, в период военного положения и в военное время воинская обязанность граждан определяется федеральными конституционными законами, федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и также предусматривает призыв на военную службу по мобилизации, в период военного положения и в военное время, прохождение военной службы в указанные периоды, военное обучение в условиях военного положения и военного времени.

Комм. Сахно А.И.

Статья 21.1. Непредставление в военный комиссариат или в иной орган, осуществляющий воинский учет, списков граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет

Статья 21.2. Неоповещение граждан о вызове их по повестке военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет

Статья 21.3. Несвоевременное представление сведений об измененияхсостава постоянно проживающих граждан или граждан, пребывающихболее трех месяцев в месте временного пребывания, состоящих или обязанных состоять на воинском учете

Статья 21.4. Несообщение сведений о гражданах, состоящих или обязанных состоять на воинском учете

Статья 21.5. Неисполнение гражданами обязанностей по воинскому учету

Статья 21.6. Уклонение от медицинского обследования

Статья 21.7. Умышленные порча или утрата документов воинского учета




Поддержите культуру
ЯндексЯндекс. ДеньгиХочу такую же кнопку

Google
 
Web azdesign.ru az-libr.ru

<<< Пред. Оглавление
Начало раздела
След. >>>

П е р с о н а л и и    б и б л и о т е к и
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я

Дата последнего изменения:
Sunday, 15-Jun-2014 06:08:12 UTC