AZ-libr.ру

информационный портал





Статья 4.1. Общие правила назначения административного наказания


Статья 4.1. Общие правила назначения административного наказания

1. Административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.

2. При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

3. При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

4. Назначение административного наказания не освобождает лицо от исполнения обязанности, за неисполнение которой административное наказание было назначено.

5. Никто не может нести административную ответственность дважды заодно и то же административное правонарушение.

Комм. Екимов С.О.

Комментируемая статья закрепляет общие правила (принципы) назначения административного наказания: законность; справедливость; недопустимость снятия с лица соответствующей обязанности в силу назначения ему административного наказания за ее неисполнение; недопустимость привлечения к административной ответственности дважды за одно и то же административное правонарушение. Назначение наказания — наиболее ответственный момент производства по делам об административных правонарушениях. Субъект административной юрисдикции всегда должен исходить из того, что только справедливое и правильно избранное административное наказание способно обеспечить достижение своей цели — предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Общие правила назначения административного наказания служат одной из гарантий справедливого и целесообразного наказания. Они обеспечивают соблюдение требований закона при выборе административного наказания конкретному лицу за конкретное административное правонарушение. При этом нельзя отрицать значения и других принципов административного права при решении вопроса о назначении административного наказания, например принципа равенства перед законом, принципа вины, принципа гуманизма и др.

Пределы назначения административного наказания — законодательно установленные границы применения в отношении лица, совершившего административное правонарушение, лишений или ограничений принадлежащих ему прав, свобод и иных благ в определенном Кодексом процессуальном порядке.

Часть 1 рассматриваемой статьи раскрывает один из важнейших принципов назначения административного наказания — принцип законности, который проявляется в следующем.

Во-первых, административное наказание может быть назначено в том случае, если в деянии лица установлен состав административного правонарушения, т.е. выявлены все предусмотренные нормами закона признаки административного правонарушения. При отсутствии состава административного правонарушения производство по делу не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению.

Во-вторых, субъект административной юрисдикции, рассматривающий дело об административном правонарушении, может назначить правонарушителю только то административное наказание, которое предусмотрено соответствующей статьей Кодекса или статьей закона субъекта Российской Федерации, устанавливающего ответственность за совершение административного правонарушения, и только в пределах санкции этой статьи.

В-третьих, административное наказание за совершение административного правонарушения назначает только тот субъект административной юрисдикции, который правомочен рассматривать дело об административном правонарушении. В разделе III Кодекса указан перечень субъектов административной юрисдикции, правомочных рассматривать дела об административных правонарушениях.

В-четвертых, за административное правонарушение административное наказание может быть назначено, если не истекли сроки давности привлечения к административной ответственности, предусмотренные статьей 4.5 КоАП РФ. По общему правилу срок давности привлечения к административной ответственности физических и юридических лиц не может превышать двух месяцев, а за нарушение законодательства Российской Федерации о внутренних морских водах, территориальном море, континентальном шельфе, об исключительной экономической зоне Российской Федерации, таможенного, антимонопольного, валютного законодательства Российской Федерации, законодательства Российской Федерации об охране окружающей природной среды, об использовании атомной энергии, о налогах, и сборах, о защите-прав потребителей, о рекламе — не более одного года со дня совершения административного правонарушения. При длящемся административном правонарушении срок привлечения к административной ответственности начинает исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.

Части 2 и 3 ст.4.1 КоАП РФ закрепляют другой принцип назначения административного наказания — принцип справедливости, который выражается в том, что при назначений административного наказания учитываются характер правонарушения, личность правонарушителя (для физических лиц), его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность.

Под характером совершенного правонарушения понимается общественная опасность (вредность) административного правонарушения, размер причиненного ущерба и другие обстоятельства. Общественная опасность административного правонарушения есть материальное свойство каждого правонарушения, характеризующееся опасным влиянием на жизнь общества, противодействием его развитию. Суть ее определяется характером и объемом вреда, причиненного общественным отношениям.

Под личностью правонарушителя понимается совокупность социальных, психических и физических характеристик человека, совершившего административное правонарушение. К социальным характеристикам лица можно отнести занимаемую должность, профессию, отношение к труду, обучению, общественному и государственному долгу, коллегам по работе, поведение на производстве, в обществе, в быту, соблюдение установленных в обществе порядка и дисциплины, моральных принципов и т.п. Психические характеристики лица — это, например, его темперамент, характер и др. К физическим характеристикам правонарушителя относятся его пол, возраст, состояние здоровья, наличие инвалидности и др. Имущественным положением физического или юридического лица следует считать уровень его экономического (финансового) благосостояния.

В числе общих правил назначения административного наказания Кодекс впервые закрепляет положение, согласно которому назначение административного наказания не освобождает лицо от исполнения обязанности, за неисполнение которой было назначено административное наказание. Так, например, уплата лицом административного штрафа за непредставление в установленный срок в налоговые органы оформленных в установленном порядке документов не освобождает его от выполнения указанной обязанности (ст.15.6 КоАП РФ). Если лицо по-прежнему будет уклоняться от выполнения соответствующей обязанности, оно вновь может быть привлечено к административной ответственности, и так может продолжаться до тех пор, пока обязанность не будет исполнена. Данный принцип обусловлен служебной ролью административного наказания, выступающего в качестве одного из средств управленческого воздействия на общественные отношения.

Принцип справедливости административного наказания воплощен также в части 5 ст.4.1 КоАП РФ, в соответствии с которой лицо не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение. Данное правило созвучно содержанию части 1 ст.50 Конституции РФ: «Никто не может быть повторно осужден за одно и то же преступление». При этом следует подчеркнуть, что неисполнение одной и той же обязанности лицом, уже подвергнутым за это административному наказанию, с юридической точки зрения является не одним и тем же, а новым административным правонарушением.








<<< Пред. Оглавление
Начало раздела
След. >>>

П е р с о н а л и и    б и б л и о т е к и
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я

Дата последнего изменения:
Sunday, 15-Jun-2014 06:08:12 UTC




Бонусы букмекерских контор 2020 при регистрации uz.bk-info.asia/bonus.
(c) 2017 AZ-libr.ру :: Библиотека - "Люди и книги"