Статья 4.3. Обстоятельства, отягчающие административную ответственностьСтатья 4.3. Обстоятельства, отягчающие административную ответственность 1. Обстоятельствами, отягчающими административную ответственность, признаются: 1) продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его; 2) повторное совершение однородного административного правонарушения, если за совершение первого административного правонарушения лицо уже подвергалось административному наказанию, по которому не истек срок, предусмотренный статьей 4.6 настоящего Кодекса; 3) вовлечение несовершеннолетнего в совершение административного правонарушения; 4) совершение административного правонарушения группой лиц; 5) совершение административного правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах; 6) совершение административного правонарушения в состоянии опьянения. Судья, орган, должностное лицо, назначающие административное наказание, в зависимости от характера совершенного административного правонарушения могут не признать данное обстоятельство отягчающим. 2. Обстоятельства, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, не могут учитываться как отягчающие в случае, если указанные обстоятельства предусмотрены в качестве квалифицирующего признака административного правонарушения соответствующими нормами об административной ответственности за совершение административного правонарушения. Комм. Екимов С.О. Как и смягчающие обстоятельства, отягчающие ответственность обстоятельства оказывают существенное влияние на степень общественной опасности совершенного правонарушения и, следовательно, подлежат учету при назначении наказания. Необходимо подчеркнуть, что отягчающие обстоятельства находятся за пределами состава административного правонарушения. Если отягчающее обстоятельство предусмотрено соответствующей статьей закона в качестве квалифицирующего признака состава административного правонарушения, то оно само по себе не может повторно учитываться при назначении административного наказания. Число обстоятельств, отягчающих административную ответственность, в настоящем Кодексе осталось прежним, однако содержание этих обстоятельств значительно изменилось. Перечень обстоятельств, отягчающих административную ответственность, является исчерпывающим, т.е. орган административной юрисдикции, рассматривающий дело, не вправе признать отягчающим обстоятельство, не названное в комментируемой статье. В отличие от смягчающих отягчающие административную ответственность обстоятельства не могут предусматриваться законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях. Это — прерогатива федерального законодателя. Продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его, указано первым в числе шести обстоятельств, отягчающих административную ответственность. Под противоправным поведением понимается поведение, запрещенное соответствующей административно-правовой нормой под угрозой применения административного наказания. Оно характеризуется виновностью и наказуемостью. Продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных лиц прекратить его, свидетельствует об умысле правонарушителя на совершение административно-правового деликта, злостном характере правонарушения, об игнорировании правомерного требования о прекращении противоправного поведения. Повторное совершение однородного административного правонарушения также входит в перечень обстоятельств, отягчающих административную ответственность. Под повторным совершением правонарушения понимается совершение однородного деяния тем же лицом вновь в течение одного года со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания. Третье, четвертое и последующие правонарушения в пределах указанного годичного срока между ними также считаются повторными. Однородные правонарушения — это правонарушения, так сказать, родственной тематики. Их. характер свидетельствует о наличии между ними внутренней связи. Это явление более общественно вредно, чем совершение неоднородных административных правонарушений, часто имеющих случайную связь, что следует учитывать при назначении административного наказания. Однородные административные правонарушения имеют один и тот же родовой объект административного правонарушения. В качестве родового объекта выступают: личность; права граждан; институты государственной власти; собственность; общественный порядок и общественная безопасность; порядок управления и т.д. Кодекс об административных правонарушениях, в отличие от ранее действовавшего Кодекса РСФСР, не признает в качестве отягчающего обстоятельства совершение административного правонарушения лицом, ранее совершившим преступление. Вовлечение несовершеннолетнего в совершение административного правонарушения представляет собой действие, направленное на возбуждение желания, стремление лица, не достигшего восемнадцати летнего возраста, участвовать в совершении административного правонарушения. Вовлечение несовершеннолетнего предполагает осуществление активных действий, связанных с непосредственным психическим или физическим воздействием на него. Ими могут являться обман, подстрекательство, уговоры и т.п. Совершение любого противоправного деяния объединенными усилиями нескольких лиц свидетельствует о более опасной форме посягательства на общественные отношения. Совместные противоправные деяния способны причинить более значительный вред личности, обществу, государству. Этим и обусловливается признание в качестве обстоятельства, отягчающего административную ответственность, совершения административного правонарушения группой лиц. Административное правонарушение признается совершенным группой лиц, если в нем совместно (с распределением ролей или без таковых) участвовали два или более лица. Отягчает административную ответственность и совершение административного правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах. Перечисленные обстоятельства представляют собой события общественной жизни или явления природы, ставящие в опасность жизнь, здоровье и имущество многих людей. К ним можно отнести: наводнения, пожары, землетрясения, крупные транспортные катастрофы, войны, эпидемии, эвакуацию населения в связи с экологическими катастрофами, крупными авариями и т.д. Условия стихийного бедствия или других чрезвычайных обстоятельств требуют от граждан строгого соблюдения дисциплины, взаимного участия, поддержки и помощи, а поэтому совершение административных правонарушений в подобное время усиливает их общественную вредность. Законодатель учел и то, что условия стихийного бедствия и иные чрезвычайные обстоятельства облегчают совершение правонарушения. При этом правонарушитель осознает такую обстановку и использует ее в своих противоправных целях. Состояние опьянения по общему правилу признается обстоятельством, отягчающим административную ответственность. В связи с этим субъектам административной юрисдикции надлежит по каждому делу об административном правонарушении, соблюдая требования закона о всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела, установить, совершено ли административное правонарушение в состоянии опьянения. В случае признания такого факта субъект административной юрисдикции должен мотивировать свое решение в постановлении о назначении административного наказания. Вместе с тем орган административной юрисдикции, рассматривающий дело об административном правонарушении, в зависимости от характера административного правонарушения вправе не признать состояние опьянения нарушителя отягчающим ответственность обстоятельством. |
|
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
Дата последнего изменения: |