AZ-libr.ру

информационный портал





Статья 24.5. Обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении


Статья 24.5. Обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении

Производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:

1) отсутствие события административного правонарушения;

2) отсутствие состава административного правонарушения, в том числе недостижение физическим лицом на момент совершения противоправных действий (бездействия) возраста, предусмотренного настоящим Кодексом для привлечения к административной ответственности, или невменяемость физического лица, совершившего противоправные действия (бездействие);

3) действия лица в состоянии крайней необходимости;

4) издание акта амнистии, если такой акт устраняет применение административного наказания;

5) отмена закона, установившего административную ответственность;

6) истечение сроков давности привлечения к административной ответственности;

7) наличие по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания, либо постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, либо постановления о возбуждении уголовного дела;

8) смерть физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

Комм. Гайдов В.Б.

Обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, подразделяются на две группы.

Первую группу обстоятельств составляют те, которые исключают административную ответственность. К ним законодатель отнес отсутствие события или состава административного правонарушения, а также действия лица в состоянии крайней необходимости.

Отсутствие события административного правонарушения означает, что не существует каких-либо данных, подтверждающих сам факт общественно вредного, противоправного, виновного, наказуемого деяния, либо они существуют, но признаны судьей, органом или должностным лицом, в чьем производстве находится дело об административном правонарушении, несостоятельными.

Под составом административного правонарушения традиционно понимается установленная правом совокупность признаков, при наличии которых антиобщественное деяние считается административным правонарушением. Состав административного правонарушения образуют следующие обязательные слагаемые: объект правонарушения, объективная сторона, субъект правонарушения, субъективная сторона.

Отсутствие состава административного правонарушения безоговорочно признается основанием для прекращения дела в тех случаях, когда сам факт деяния, совершенного конкретным лицом, установлен, но это деяние не является правонарушением вследствие того, что деяние не предусмотрено законодательством об административных правонарушениях; деяние предусмотрено законодательством как правонарушение, но в то же время имеются обстоятельства, лишающие это деяние общественно вредного и противоправного характера; деяние предусмотрено законодательством и имело место, но отсутствует признак вины (умысел, неосторожность) лица, его совершившего; лицо, совершившее деяние, на момент его совершения не достигло 16-летнего возраста либо находилось в состоянии невменяемости.

Лицо считается достигшим того или иного возраста в ноль часов следующих за днем его рождения суток.

Невменяемость определяется судьей, органом или должностным лицом, осуществляющими производство по делу об административном правонарушении. Однако, поскольку в данном случае требуются специальные познания в области судебной психиатрии, органы и лица, в чьем производстве находится дело, должны воспользоваться помощью эксперта. Эксперт-психиатр устанавливает наличие и характер расстройства психики и дает соответствующее заключение. Вместе с тем заключение судебно-психиатрической экспертизы о невменяемости лица, в отношении которого ведется производство, не является обязательным, а рассматривается и оценивается наряду с другими доказательствами.

Действия лица в состоянии крайней необходимости являются обстоятельством, исключающим его административную ответственность. В состоянии крайней необходимости вред причиняется для того, чтобы предотвратить ущерб другим, более значимым охраняемым общественным отношениям. При этом возникает столкновение интересов, а причинение вреда одному из них носит предпочтительный характер. Например, для защиты человека от нападающего животного иногда бывает необходимо в населенном пункте произвести выстрел из оружия, что может образовывать состав правонарушения, предусмотренного статьей 20.13 Кодекса (стрельба из оружия в не отведенных для этого местах).

Отметим, что законодательство не исключает применения к лицу, действовавшему в состоянии крайней необходимости, гражданско-правовой ответственности в виде возмещения причиненного вреда (ч.1 ст.1067 ГК РФ).

Вторую группу обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, составляют те, при которых имеется факт противоправного деяния, однако лицо, его совершившее, в силу ряда причин освобождается от административной ответственности.

Подобными обстоятельствами могут служить: издание акта амнистии, если такой акт устраняет применение административного наказания; отмена закона, установившего административную ответственность; истечение сроков давности привлечения к административной ответственности; наличие по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания, либо постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, либо постановления о возбуждении уголовного дела; смерть физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

Так, производство по делу об административном правонарушении прекращается в силу акта амнистии, если такой акт устраняет применение административного наказания.

Амнистия — частичное или полное освобождение от судебного наказания определенной категории лиц, производимое Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации. Акты амнистии применяются не в отношении конкретных лиц, а к четко оговоренным категориям правонарушителей. Как правило, объявление амнистии приурочивается к значительным государственным праздникам, юбилеям, важным событиям в жизни государства и общества. Объявление амнистии осуществляется Государственной Думой путем принятия постановлений об объявлении амнистии и о порядке исполнения амнистии.

Пределы применения амнистии указываются в тексте соответствующего постановления. Вместе с тем на практике в отношении лиц, совершивших административные правонарушения, амнистия пока не применялась.

Если закон, установивший ответственность за совершение административного правонарушения, отменен, дело, находящееся в производстве, подлежит прекращению на любой его стадии. Данное условие основано на положениях части 2 ст.54 Конституции РФ, согласно которой если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон. Такой закон имеет обратную силу. Кодекс воспроизводит это правило (ч.2 ст.1.7 КоАП РФ).

Следовательно, если лицо совершило деяние во время действия прежнего закона, которым оно признавалось правонарушением, а новым законом ответственность за это деяние устранена, то такое деяние впредь не считается правонарушением и лицо, его совершившее, не может быть привлечено к административной ответственности. В том случае, если лицо уже привлечено к ответственности по прежнему закону, а постановление о назначении административного наказания еще не исполнено, например, ввиду его отсрочки или рассрочки (ст.31.5 КоАП РФ КоАП РФ), оно в соответствии с новым законом не подлежит исполнению.

Производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое должно быть прекращено, если истек срок давности привлечения к административной ответственности.

Под давностью традиционно понимается срок, по истечении которого приобретается или утрачивается какое-либо право. Применительно к рассматриваемому случаю истечение срока давности привлечения к административной ответственности исключает возможность применения судьями, органами или должностными лицами, в чьем производстве находится дело об административном правонарушении, мер административного наказания. Статья 4.5 Кодекса устанавливает два вида давностных сроков:

1) общий для большинства составов правонарушений. По общему правилу, срок давности привлечения к административной ответственности не может превышать двух месяцев либо со дня совершения правонарушения, либо со дня его обнаружения (при длящемся правонарушении);

2) годичный — для отдельных правонарушений, в том числе нарушений законодательства о внутренних морских водах, о территориальном море (ч.2 ст.7.2, ч.2 ст.8.16, ст.8.178.19, ч.2 ст.19.4 КоАП РФ); законодательства о континентальном шельфе (ч.2 ст.8.16, ст.8.178.20, ч.2 ст.19.4 КоАП РФ); законодательства об исключительной экономической зоне (ч.2 ст.8.16, ст.8.178.20, ч.2 ст.19.4 КоАП РФ); таможенного законодательства (глава 16 КоАП РФ) и др.

Обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении, может являться наличие по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) постановления, вынесенного судьей, органом либо должностным лицом, уполномоченными осуществлять производство по данному делу, о назначении административного наказания, неотмененного постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, постановления о возбуждении уголовного дела.

Производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению в случае смерти физического лица, привлекаемого к административной ответственности. Факт смерти подтверждается свидетельством о смерти, выданным органом записи актов гражданского состояния, либо решением суда об объявлении гражданина умершим (ст.45 ГК РФ).

Перечень обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, не ограничивается перечисленными в статье 24.5 Кодекса. Производство может быть прекращено также в случаях передачи материалов дела о правонарушении в соответствующие органы для решения вопроса о привлечении отдельных категорий граждан (военнослужащих и призванных на военные сборы граждан, сотрудников органов внутренних дел, органов уголовно-исполнительной системы и т.д.) к дисциплинарной ответственности (ст.2.5 КоАП РФ); освобождения от административной ответственности при малозначительности совершенного административного правонарушения (ст.2.9 КоАП РФ); передачи материалов дела прокурору, в орган предварительного следствия или в орган дознания, когда в действиях (бездействии) содержатся признаки преступления (п.3 ч.1 ст.29.9 КоАП РФ).

При наличии хотя бы одного из обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, судья, орган или должностное лицо, в производстве которых находится дело, выносят постановление о прекращении производства по делу.








<<< Пред. Оглавление
Начало раздела
След. >>>

П е р с о н а л и и    б и б л и о т е к и
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я

Дата последнего изменения:
Sunday, 15-Jun-2014 06:08:19 UTC





(c) 2017 AZ-libr.ру :: Библиотека - "Люди и книги"