Статья 8.17. Нарушение регламентирующих деятельность во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе и(или) в исключительной экономической зоне Российской Федерации правил (стандартов, норм) или условий лицензии


Статья 8.17. Нарушение регламентирующих деятельность во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе и(или) в исключительной экономической зоне Российской Федерации правил (стандартов, норм) или условий лицензии

1. Нарушение правил (стандартов, норм) безопасного проведения поиска, разведки или разработки минеральных (неживых) ресурсов, буровых работ либо условий лицензии на водопользование, на региональное геологическое изучение, поиск, разведку или разработку, а также правил (стандартов, норм) использования или охраны минеральных (неживых) ресурсов внутренних морских вод, территориального моря, континентального шельфа и(или) исключительной экономической зоны Российской Федерации

— влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от ста до ста пятидесяти минимальных размеров оплаты труда с конфискацией судна и иных орудий совершения административного правонарушения или без таковой, на юридических лиц — от одной тысячи до двух тысяч минимальных размеров оплаты труда с конфискацией судна и иных орудий совершения административного правонарушения или без таковой.

2. Нарушение правил добычи (промысла) водных биологических (живых) ресурсов и их охраны либо условий лицензии на водопользование, разрешения (лицензии) на промысел водных биологических (живых) ресурсов внутренних морских вод, территориального моря, континентального шельфа и (или) исключительной экономической зоны Российской Федерации

— влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной второй до одного размера стоимости водных биологических (живых) ресурсов, явившихся предметом административного правонарушения, с конфискацией судна и иных орудий совершения административного правонарушения или без таковой, на должностных лиц — от одного до полуторакратного размера стоимости водных биологических (живых) ресурсов, явившихся предметом административного правонарушения, с конфискацией судна и иных орудий совершения административного правонарушения или без таковой, на юридических лиц — от двукратного до трехкратного размера стоимости водных биологических (живых) ресурсов, явившихся предметом административного правонарушения, с конфискацией судна и иных орудий совершения административного правонарушения или без таковой.

3. Самовольная прокладка или вывод на территорию Российской Федерации подводных кабелей, трубопроводов или туннелей, а равно нарушение правил их прокладки, вывода на территорию Российской Федерации или эксплуатации во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе и(или) в исключительной экономической зоне Российской Федерации

— влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от ста пятидесяти до двухсот минимальных размеров оплаты труда с конфискацией судна и иных орудий совершения административного правонарушения или без таковой, на юридических лиц — от двух тысяч до трех тысяч минимальных размеров оплаты труда с конфискацией судна и иных орудий совершения административного правонарушения или без таковой.

Комм. Филоненко И.О.

Целью данной статьи является охрана средствами административной ответственности суверенных прав Российской Федерации на внутренние морские воды, территориальное море, исключительную экономическую зону и континентальный шельф, их минеральные (неживые) и живые ресурсы, на право проведения разведки, разработки, промысла и сохранения живых и неживых ресурсов, разведки морского дна и его недр, производство буровых работ на морском дне и в его недрах, создание и использование искусственных островов; установок и сооружений, прокладку и эксплуатацию подводных кабелей, трубопроводов и туннелей.

Осуществление деятельности во внутренних морских водах, территориальном море, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации регламентируется Водным кодексом РФ, федеральными законами от 30 ноября 1995г. №187-ФЗ «О континентальном шельфе Российской Федерации», от 31 июля 1998г. №155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилегающей зоне Российской Федерации», от 17 декабря 1998г. №191-ФЗ «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации», постановлением Правительства РФ от 2 октября 1999г. №1102 «О правилах плавания и пребывания иностранных военных кораблей и других государственных судов, эксплуатируемых в некоммерческих целях, на территориальном море, во внутренних морских водах, на военно-морских базах, в пунктах базирования военных кораблей и морских портах Российской Федерации» и др.

Объектом административного правонарушения выступают общественные отношения в области охраны суверенных прав Российской Федерации на внутренние морские воды, территориальное море, исключительную экономическую зону и континентальный шельф, а также порядок деятельности по использованию их ресурсов.

Предметами правонарушения являются внутренние морские воды, территориальное море, исключительная экономическая зона и континентальный шельф, а также их составные части: минеральные (неживые) и живые ресурсы.

Основными принципами экономических отношений при пользовании природными ресурсами внутренних морских вод, территориального моря, исключительной экономической зоны и континентального шельфа являются платность использования, ответственность за нарушение условий хозяйственной деятельности, возмещение ущерба, нанесенного внутренним морским водам, территориальному морю, исключительной экономической зоне, континентальному шельфу и их природным ресурсам, окружающей среде, финансовое обеспечение мероприятий, связанных с восстановлением и охраной природных ресурсов.

Все виды хозяйственной и иной деятельности на этих объектах могут осуществляться только при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы, которая проводится органами федеральной службы по надзору в сфере природопользования с участием соответствующих органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации за счет средств пользователя природными ресурсами.

Объективная сторона правонарушения, предусмотренного частью 1 комментируемой статьи, выражается в следующих действиях или бездействии:

— нарушении правил (стандартов, норм) безопасного проведения поиска, разведки или разработки минеральных (неживых) ресурсов, буровых работ;

— нарушении условий лицензирования на водопользование, на региональное геологическое изучение, поиск, разведку или разработку;

— нарушении правил (стандартов, норм) использования или охраны ресурсов.

Нарушение правил может состоять в использовании не предусмотренных правилами расчетов, запрещенных технологических процессов, в осуществлении работ, не соответствующих условиям разрешений (лицензий), рекомендациям государственной экологической экспертизы и т.п. Бездействие может заключаться в невыполнении обязанностей, прямо предусмотренных экологическим законодательством, например, по строительству на объекте очистных сооружений, установлению контрольной аппаратуры, учету информации о воздействии на окружающую среду.

Нарушение правил охраны ресурсов может выражаться, например, в сбросе вредных веществ в воду при проведении поиска, разведки, разработки неживых ресурсов, проведении буровых работ. Вредное вещество — вещество, которое при попадании в морскую среду способно создать опасность для здоровья людей, нанести ущерб живым ресурсам, морской флоре и фауне, ухудшить условия отдыха или помешать другим видам правомерного использования моря, а также вещество, подлежащее контролю в соответствии с международными договорами Российской Федерации. Сброс вредных веществ или стоков, содержащих такие вещества, — это любой сброс с судов и иных плавучих средств, летательных аппаратов, искусственных островов, установок и сооружений, какими бы причинами он ни вызывался, включая любые утечку, удаление, разлив, протечку, откачку, выделение или опорожнение. Сброс вредных веществ не включает выброс вредных веществ, происходящий непосредственно вследствие разведки, разработки и связанных с ними процессов обработки в море минеральных ресурсов внутренних морских вод и территориального моря, а также сброс вредных веществ для проведения правомерных морских научных исследований в целях борьбы с загрязнениями или контроля над ними.

Пределы допустимых концентраций сброса вредных веществ регламентированы постановлением Правительства РФ от 3 октября 2000г. №748 «Об утверждении пределов допустимых концентраций и условий сброса вредных веществ в исключительной экономической зоне Российской Федерации».

Нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ и вредных воздействий на морскую среду и природные ресурсы внутренних морских вод и территориального моря РФ закреплены в постановлении Правительства РФ от 10 марта 2000г. №208 «Об утверждении правил разработки и утверждения нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ и нормативов предельно допустимых вредных воздействий на морскую среду и природные ресурсы внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации».

Перечень вредных веществ, сброс которых запрещен, закреплен постановлением Правительства РФ от 24 марта 2000г. №251 «Об утверждении перечня вредных веществ, сброс которых в исключительной экономической зоне Российской Федерации с судов, других плавучих средств, летательных аппаратов, искусственных островов, установок и сооружений запрещен». В него включены все виды пластмасс, мусор, боеприпасы, взрывчатые вещества, биологическое, химическое оружие и компоненты для его приготовления, вещества, химический состав которых неизвестен, некоторые известные химические вещества, балластные воды, промывочные воды и иные остатки и смеси, содержащие эти химические вещества.

Поиск, разведка и разработка неживых ресурсов могут производиться гражданами Российской Федерации, российскими юридическими лицами, иностранными гражданами и юридическими лицами, иностранными государствами и компетентными международными организациями на основании лицензий. Указанные лицензии выдаются федеральным агентством по недропользованию. Лицензии на проведение работ не могут быть выданы на участки, которые являются заповедниками, заказниками, заповедными зонами и другими особо охраняемыми территориями континентального шельфа.

Правительство РФ регулирует и контролирует буровые работы на континентальном шельфе для любых целей, выдает разрешения на их осуществление.

Для проведения мероприятий по поиску, разведке, разработке неживых ресурсов, проведения буровых работ, а также для иных целей могут создаваться искусственные острова, установки и сооружения. Создание, эксплуатация и использование искусственных островов, сооружений и установок для любых целей во внутренних морских водах и в территориальном море осуществляются в соответствии с постановлением Правительства РФ от 19 января 2000г. №44 «Об утверждении порядка создания, эксплуатации и использования искусственных островов, сооружений и установок во внутренних морских водах и в территориальном море Российской Федерации».

Искусственные острова, сооружения и установки могут создаваться для любых целей, кроме целей, противоречащих законам и другим нормативным правовым актам Российской Федерации. Запрещено их создание на признанных морских путях, имеющих существенное значение для судоходства, в местах, имеющих особо важное значение для рыболовства и воспроизводства морских биологических ресурсов. Создание, эксплуатация и использование искусственных островов, сооружений и установок осуществляются на основании разрешений, выдаваемых различными федеральными органами исполнительной власти. Например, федеральная служба по надзору в сфере природопользования выдает разрешения на создание, эксплуатацию и использование искусственных островов, сооружений и установок для геологического изучения, поиска, разведки и разработки минеральных ресурсов.

Субъектами правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, являются должностные лица, на которых возложена обязанность обеспечения безопасности проведения поиска, разведки, разработки минеральных ресурсов, буровых работ и соблюдения условий лицензирования на водопользование, региональное геологическое изучение, поиск, разведку, разработку неживых ресурсов, а также юридические лица, осуществляющие данные виды деятельности.

Составлять протоколы и рассматривать дела о таких административных правонарушениях вправе судьи, должностные лица пограничных органов, органов, осуществляющих государственный геологический контроль, горный и промышленный надзор.

Объективная сторона правонарушения, предусмотренного частью 2 настоящей статьи, выражается в следующем:

— нарушении правил добычи (промысла) и охраны водных биологических (живых) ресурсов;

— нарушении условий лицензии на водопользование, на промысел живых ресурсов.

Живые ресурсы — все виды рыб, морских млекопитающих, моллюсков, ракообразных, другие водные биологические ресурсы.

Существует несколько видов использования живых ресурсов:

— вылов (добыча) в научно-исследовательских и контрольных целях для оценки состояния их запасов и для определения общего допустимого улова, для их воспроизводства и акклиматизации, в учебных и культурно-просветительских целях;

— разведка и промысел живых ресурсов;

— товарное выращивание;

— любительский и спортивный вылов живых ресурсов.

Промысел живых ресурсов — комплексный процесс, включающий поиск и вылов (добычу) водных биологических ресурсов, приемку, обработку, транспортирование, хранение продукции, ее перегрузку, а также снабжение промысловых судов и установок топливом, водой, продовольствием, тарой и другими материалами.

Федеральное агентство по рыболовству разрабатывает правила промысла и других видов использования живых ресурсов, лимиты и квоты на вылов живых ресурсов, которые утверждаются Правительством РФ, производит выдачу лицензий (разрешений) на отдельные виды использования живых ресурсов. В целях защиты экономических и иных законных интересов страны Правительством РФ могут вводиться ограничения на выдачу лицензий на промысел живых ресурсов.

Выданные лицензии подлежат регистрации в порядке, установленном постановлением Правительства РФ от 12 февраля 2001г. №102 «Об утверждении правил регистрации лицензий (разрешений) на промысел водных биологических ресурсов в исключительной экономической зоне Российской Федерации, выданных российским и иностранным юридическим лицам и гражданам». Право на использование живых ресурсов по лицензии не может передаваться третьим сторонам.

Лицензиаты обязаны: соблюдать установленные правила вылова живых ресурсов, лимиты на их вылов и выполнять условия лицензирования на промысел живых ресурсов; своевременно вносить установленные платежи; не допускать ухудшения естественных условий обитания живых ресурсов; не допускать неправомерной акклиматизации видов живых ресурсов и соблюдать требования карантинного режима; вести промысловый журнал в соответствии с установленной формой; иметь специальные опознавательные знаки; маркировать орудия лова с указанием названия судна, номера лицензии и порядкового номера орудия лова.

Основаниями для прекращения промысла являются: истечение срока действия лицензии; нарушение правил промысла повторно в течение календарного года или превышение установленных лимитов вылова живых ресурсов; непредоставление отчетных материалов по видам живых ресурсов, объему вылова и районам промысла; снижение продуктивности и ухудшение качества состава видов живых ресурсов, систематическое загрязнение вод.

Субъектами данного правонарушения являются граждане, должностные лица и юридические лица, осуществляющие добычу живых ресурсов внутренних морских вод, территориального моря, континентального шельфа, исключительной экономической зоны Российской Федерации.

Составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, вправе должностные лица пограничных органов.

Протоколы о таких правонарушениях составляют также должностные лица органов внутренних дел (милиции).

Объективная сторона правонарушения, предусмотренного частью 3 комментируемой статьи, выражается в:

— самовольной прокладке или выводе на территорию Российской Федерации подводных кабелей, трубопроводов или туннелей;

— нарушении правил их прокладки, выводе на территорию Российской Федерации и эксплуатации.

Прокладка и вывод подводных кабелей, трубопроводов и туннелей на территорию РФ представляет собой деятельность по их проектированию, включая выбор трассы, строительству и эксплуатации.

Прокладка подводных кабелей и трубопроводов для любых целей во внутренних морских водах и в территориальном море осуществляется в порядке, утвержденном постановлением Правительства РФ от 26 января 2000г. №68 «Об утверждении порядка прокладки подводных кабелей и трубопроводов во внутренних морских водах и территориальном море Российской Федерации». Подводные кабели и трубопроводы могут прокладываться во внутренних морских водах, территориальном море, на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации, если они не создают помехи мероприятиям по обеспечению охраны государственных границ и обороноспособности Российской Федерации, безопасности мореплавания, региональному геологическому изучению дна и недр, поиску, разведке и разработке минеральных ресурсов или промыслу живых ресурсов, эксплуатации и ремонту ранее проложенных кабелей и трубопроводов, не затрагивают районы активной рыбохозяйственной деятельности.

Работы по прокладке кабелей и трубопроводов могут осуществлять федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, граждане Российской Федерации, российские юридические лица, объединения юридических лиц, иностранные граждане, лица без гражданства, иностранные юридические лица, компетентные международные организации, объединения иностранных юридических лиц.

Заявители подают запрос в федеральную службу по надзору в сфере природопользования не менее чем за шесть месяцев до предполагаемого начала работ. Федеральная служба по надзору в сфере природопользования по согласованию с соответствующими федеральными органами исполнительной власти по транспорту, рыболовству, науке и инновациям, обороне, связи, безопасности, охране окружающей среды, а также с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, территория которых прилегает к морскому побережью, и при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы по предпроектной (проектной) документации в течение трех месяцев со дня получения запроса представляет Правительству РФ заключение, на основании которого принимается решение о выдаче разрешения на выполнение работ по прокладке кабелей и трубопроводов или об отказе в его выдаче.

Заявители, получившие разрешение на прокладку кабелей и трубопроводов, обязаны проинформировать федеральный орган исполнительной власти по обороне не позднее чем за 30 суток о дате начала работ, о начале и окончании работ — немедленно. Передача разрешения на прокладку кабелей, трубопроводов, туннелей другим лицам запрещена.

Самовольная прокладка подводных кабелей, трубопроводов и туннелей заключается в ее осуществлении без разрешения.

Нарушение правил прокладки подводных кабелей, трубопроводов и туннелей выражается в отклонении от определенной в разрешении трассы, в отсутствии фиксации трубопровода, оставлении неубранными конструкций и оборудования, которые использовались для прокладки и вывода подводного кабеля, трубопровода или туннеля, отсутствии устройств, обеспечивающих отключение поврежденного в результате аварии участка трубопровода и иных действиях (бездействии).

Субъектами правонарушения являются должностные и юридические лица, которые осуществляют прокладку, вывод на территорию Российской Федерации, эксплуатацию подводных кабелей, трубопроводов, туннелей во внутренних морских водах, территориальном море, на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне РФ.

Составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, вправе должностные лица органов, уполномоченных в сфере горного и промышленного надзора и пограничных органов.

За совершение правонарушений, предусмотренных комментируемой статьей, предусмотрено наказание в виде штрафа с конфискацией судна и иных орудий совершения административного правонарушения или без нее. В соответствии со статьей 3.7 Кодекса конфискация назначается только судом.




Поддержите культуру
ЯндексЯндекс. ДеньгиХочу такую же кнопку

Google
 
Web azdesign.ru az-libr.ru

<<< Пред. Оглавление
Начало раздела
След. >>>

П е р с о н а л и и    б и б л и о т е к и
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я

Дата последнего изменения:
Sunday, 15-Jun-2014 06:08:16 UTC