Статья 7.2. Уничтожение специальных знаковСтатья 7.2. Уничтожение специальных знаков 1. Уничтожение межевых знаков границ земельных участков — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц — от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц — от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда. 2. Уничтожение или повреждение наблюдательных режимных скважин на подземные воды, наблюдательных режимных створов на водных объектах, маркшейдерских, водохозяйственных или водоохранных информационных знаков, а равно знаков, определяющих границы прибрежных защитных полос и водоохранных зон водных объектов, в том числе прибрежных полос внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации, знаков санитарных (горно-санитарных) зон и округов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов, особо охраняемых природных территорий, лесоустроительных или лесохозяйственных знаков в лесном фонде и в лесах, не входящих в лесной фонд, а равно знаков, устанавливаемых пользователями животным миром или специально уполномоченными государственными органами по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания, зданий и других сооружений, принадлежащих указанным пользователям и органам, — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц — от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц — от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда. 3. Уничтожение, повреждение или снос пунктов государственных геодезических сетей либо стационарных пунктов наблюдений за состоянием окружающей природной среды и ее загрязнением, входящих в государственную наблюдательную сеть, а равно нарушение режима охранной зоны стационарных пунктов наблюдений за состоянием окружающей природной среды и ее загрязнением — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц — от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц — от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда. 4. Неуведомление собственником, владельцем или пользователем земельного участка, здания либо сооружения, на которых размещены пункты, перечисленные в части 3 настоящей статьи, федерального органа исполнительной власти по геодезии и картографии, гидрометеорологии и смежным с ней областям или его территориального (регионального) органа об уничтожении, о повреждении или о сносе этих пунктов, а равно отказ в предоставлении возможности подъезда (подхода) к этим пунктам для проведения на них наблюдений и иных работ — влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от одного до пяти минимальных размеров оплаты труда. Комм. Черников В.В. Общим объектом рассматриваемых правонарушений являются отношения собственности по поводу обеспечения сохранности так называемых специальных знаков, которые и выступают предметом посягательств. Под специальными знаками комментируемая статья понимает различные информационные сигналы и устройства, с помощью которых обозначаются на местности границы природопользования, осуществляется учет природных объектов, обеспечивается мониторинг окружающей среды. Предметом посягательств, предусмотренных частью 1 указанной статьи, являются межевые знаки. Межевые знаки — это материальные предметы (устройства), определяющие границы земельных участков. В качестве них могут использоваться деревянные столбы, железные трубы, бетонные пилоны и т.д., которые содержат соответствующие информационные обозначения. Часть 2 комментируемой статьи посвящена охране специальных знаков четырех видов: а) установленных на водных объектах и землях водного фонда; б) применяемых в лесах и землях лесного фонда; в) обозначающих границы особо охраняемых территорий и объектов; г) установленных пользователями животного мира и специально уполномоченными органами по охране, контролю и использованию объектов животного мира и среды их обитания. К специальным знакам на водных объектах и землях водного фонда, за уничтожение или повреждение которых установлена административная ответственность, относятся наблюдательные режимные скважины на подземные воды, наблюдательные режимные створы, маркшейдерские, водохозяйственные и водоохранные информационные знаки, а также знаки земель водного фонда (прибрежных защитных полос, водоохранных зон, прибрежных полос). Специальными знаками, применяемыми в целях лесопользования и охраны лесов, являются лесоустроительные и лесохозяйственные знаки: граничные, квартальные, лесосечные (деляночные) столбы, клейма и номера на деревьях и пнях и т.п. Обозначению особо охраняемых территорий и объектов служат знаки санитарных, горно-санитарных зон и округов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов, особо охраняемых природных территорий (заповедников, заказников, национальных парков, ботанических садов и т.п.). Специальные знаки, устанавливаемые пользователями животного мира и органами по охране его объектов, предназначены для производственных (служебных) целей. Например, пользователями животного мира устанавливаются аншлаги. В части 3 рассматриваемой статьи установлена ответственность за уничтожение и повреждение специальных знаков, предназначенных для охраны недр и мониторинга окружающей среды. К ним отнесены пункты государственных геодезических сетей и стационарные пункты наблюдения за состоянием окружающей природной среды, входящие в государственную наблюдательную сеть. В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 26 декабря 1995г. №209-ФЗ «О геодезии и картографии» (в действ, ред.) геодезические пункты (астрономо-геодезические, геодезические, нивелирные и гравиметрические пункты, наземные знаки и центры этих пунктов), в том числе размещенные на световых маяках, навигационных знаках и других инженерных конструкциях и построенные за счет средств федерального бюджета, относятся к федеральной собственности и находятся под охраной государства. Снос наружных знаков или перезакладка центров геодезических пунктов проводятся только с разрешения федерального органа исполнительной власти в области геодезии и картографии или его территориальных органов. Собственники, владельцы и пользователи земельных участков, на которых размещены геодезические пункты, обязаны уведомлять федеральный орган исполнительной власти в области геодезии и картографии и его территориальные органы о всех случаях повреждения или уничтожения геодезических пунктов, а также предоставлять возможность подъезда (подхода) к геодезическим пунктам при проведении геодезических и картографических работ. Геодезический пункт состоит из специального центра, наружного знака и внешнего оформления в виде канавы или вала, которые являются границей геодезического пункта. В случае отсутствия внешнего оформления геодезического пункта его границей является основание наружного знака. Охранной зоной геодезического пункта является земельный участок, на котором расположен геодезический пункт, и полоса земли шириной 1 метр, примыкающая с внешней стороны к границе пункта (см.: Положение об охранных зонах и охране геодезических пунктов на территории Российской Федерации, утвержденное постановлением Правительства РФ от 7 октября 1996г. №1170). Согласно Федеральному закону от 19 июля 1998г. №113-ФЗ «О гидрометеорологической службе» государственная наблюдательная сеть включает в себя систему стационарных и подвижных пунктов наблюдений, в том числе постов, станций, лабораторий, центров, бюро, обсерваторий, предназначенных для наблюдений за физическими и химическими процессами, происходящими в окружающей природной среде, определения ее метеорологических, климатических, аэрологических, гидрологических, океанологических, гелиогеофизических, агрометеорологических характеристик, а также для определения уровня загрязнения атмосферного воздуха, почв, водных объектов, в том числе по гидробиологическим показателям, и околоземного космического пространства, находящихся в ведении федерального органа исполнительной власти в области гидрометеорологии и смежных с ней областях. Стационарный пункт наблюдений за состоянием окружающей природной среды, ее загрязнением представляет собой комплекс, включающий в себя земельный участок или часть акватории с установленными на них приборами и оборудованием, предназначенными для определения характеристик окружающей природной среды, ее загрязнения. В целях получения достоверной информации о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении вокруг стационарных пунктов наблюдений в порядке, определенном Правительством РФ, создаются охранные зоны, в которых устанавливаются ограничения на хозяйственную деятельность. Объективную сторону правонарушений, установленных частями 1—3 комментируемой статьи, образуют действия по повреждению или уничтожению специальных знаков. Повреждение знака означает приведение его в частичную негодность для использования, а уничтожение — приведение в полную негодность для использования. Способы повреждения и уничтожения могут быть самыми различными: выкапывание, расщепление, спиливание, повал, сжигание, порча содержащейся на знаке информации, засыпка, размещение отходов и т.д. Одним из способов уничтожения является снос специального знака, например, путем наезда транспортным средством. Субъективная сторона уничтожения и повреждения специальных знаков характеризуется умыслом или неосторожностью. Субъектом уничтожения и повреждения специальных знаков могут выступать как граждане, так и юридические и должностные лица. Комментируемая статья, помимо названных составов правонарушений, содержит еще три формальных состава, которые напрямую не связаны с уничтожением или повреждением специальных знаков, но затрагивают интересы природопользователей и государственных органов охраны природной среды. Часть 3 указанной статьи административно наказуемым деянием признает нарушение режима охранной зоны стационарных пунктов наблюдений за состоянием окружающей природной среды и ее загрязнением. В охранных зонах запрещаются виды деятельности и работы, которые могут нарушить неизменность местоположения стационарного пункта, затруднить использование пункта наблюдений по его прямому назначению, создать помехи в доступе к нему. Самостоятельный состав правонарушения образует неуведомление федерального органа исполнительной власти по геодезии и картографии, гидрометеорологии и смежным с ней областям или его территориального (регионального) органа об уничтожении, повреждении или сносе пунктов государственных геодезических сетей и стационарных пунктов наблюдений за состоянием окружающей среды. Административная ответственность наступает также за отказ в предоставлении возможности подъезда (подхода) к названным выше пунктам для проведения на них наблюдений и иных работ. Такой отказ может быть выражен в устной или письменной форме либо в конкретных действиях, например путем установки забора, шлагбаума. По смыслу данной статьи отказ в предоставлении возможности подъезда, подхода к специальным знакам должен быть незаконным. Такая обязанность владельца или пользователя земельного участка, здания либо сооружения по предоставлению свободного подъезда, подхода должна быть возложена соответствующим законом, другим нормативным правовым актом или договором. Названные правонарушения совершаются умышленно. Ответственность за неуведомление об уничтожении, повреждении или сносе специальных знаков, за отказ в допуске к этим знакам несет специальный субъект — собственник, владелец или пользователь земельного участка, здания либо сооружения, на которых они размещены. Дела о правонарушениях, предусмотренных статьей 7.2 КоАП РФ, рассматривают полномочные должностные лица: органов, осуществляющих контроль за использованием и охраной земли, — по части 1; органов, в распоряжении которых находятся соответствующие специальные знаки, — по части 2; органов гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды, органов, осуществляющих государственный геодезический надзор и государственный контроль в области наименования географических объектов, — по частям 3 и 4. Протоколы о правонарушениях составляют должностные лица перечисленных выше органов, а по делам о правонарушениях, предусмотренных частями 2 и 3, — также и должностные лица органов внутренних дел. Восстановление уничтоженных или поврежденных специальных знаков осуществляется гражданами и юридическими лицами, виновными в таких деяниях, или за их счет. Споры о возмещении понесенных собственником, владельцем или пользователем природного объекта расходов на восстановление знаков решаются в порядке гражданского судопроизводства. |
|
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
Дата последнего изменения: |