Статья 7.1. Самовольное занятие земельного участкаСтатья 7.1. Самовольное занятие земельного участка Самовольное занятие земельного участка или использование земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю, а в случае необходимости без документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности, — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц — от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц — от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда. Комм. Черников В.В. Объектом правонарушения являются отношения собственности на землю, установленный порядок возникновения прав на землю и ее использование. В Российской Федерации владение и пользование землей осуществляются по основаниям, установленным законом, и в пределах тех полномочий, которые предоставлены конкретному юридическому или физическому лицу правоустанавливающими документами. Основные отношения землепользования урегулированы Земельным кодексом Российской Федерации, принятым 25 октября 2001г. Земля в Российской Федерации может находиться в государственной собственности, муниципальной собственности, собственности граждан и юридических лиц. Допускается также владение и пользование землей на праве постоянного (бессрочного) пользования, на праве безвозмездного срочного пользования, на праве пожизненного наследуемого владения, по договору аренды, договору субаренды, на праве ограниченного пользования чужими земельными участками (сервитута). Правоустанавливающие документы на земельные участки — это документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на земельный участок. В качестве них выступают: 1) акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции; 2) договоры и другие сделки в отношении земельного участка; 3) свидетельства о праве на наследство; 4) вступившие в законную силу судебные акты; 5) акты (свидетельства) о правах на земельный участок, выданные уполномоченными органами государственной власти; 6) иные акты передачи прав на земельный участок и сделки с ним заявителю от прежнего правообладателя. Обязательным приложением к документам, необходимым для государственной регистрации прав, является кадастровый план земельного участка с указанием его кадастрового номера. Правоустанавливающие документы подлежат государственной регистрации в территориальных органах Федеральной регистрационной службы в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997г. №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Проведенная государственная регистрация удостоверяется посредством выдачи свидетельства о государственной регистрации права на земельный участок или путем специальной регистрационной надписи на документе, выражающем содержание сделки с земельным участком. Договоры аренды земли, субаренды, безвозмездного срочного пользования, заключенные на срок менее чем один год, не подлежат государственной регистрации. Исключения из этого правила допускаются лишь в случаях, установленных федеральным законом (ст.26 ЗК РФ). Обязанности собственников, владельцев и пользователей земельных участков устанавливаются законом, соответствующими договорами. Общие обязанности указанных лиц установлены статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации. В соответствии с указанной статьей землепользователи обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде; сохранять межевые, геодезические и другие специальные знаки, установленные на земельных участках в соответствии с законодательством; осуществлять мероприятия по охране земель, соблюдать порядок пользования лесами, водными и другими природными объектами; своевременно приступать к использованию земельных участков в случаях, если сроки освоения земельных участков предусмотрены договорами; своевременно производить платежи за землю; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов , строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий; выполнять иные требования, предусмотренные земельным законодательством. Предметом правонарушения является земельный участок, под которым понимается часть поверхности земли (в том числе почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке. Противоправное деяние может посягать как на весь земельный участок, так и на отдельную его часть. Для квалификации это не имеет значения. Главное, что земельный участок для виновного является чужим. Он не обладает в отношении него правами по владению, пользованию и распоряжению. Статья содержит признаки трех составов правонарушений: 1) самовольное занятие земельного участка; 2) самовольное пользование земельным участком; 3) незаконное ведение на земельном участке хозяйственной деятельности. Самовольное занятие земельного участка выражается в активных действиях, выражающихся, например, в размещении на нем домов, иных строений, огораживании участка или его отдельных частей для воспрепятствования доступа на него законных собственников, владельцев и контролирующих лиц, выставлении в этих целях охраны, использовании сторожевых собак и т.д. В отличие от самовольного занятия при самовольном пользовании земельным участком не ограничивается доступ на земельный участок его законного владельца, а используются полезные свойства участка. Это может быть, например, выращивание сельскохозяйственных и иных культур, вывоз почвенного слоя, прокладка подъездных путей и т.д. Важно, что подобные действия совершаются без согласия собственника или законного владельца земельного участка. В нормативных правовых актах, определяющих правовой режим соответствующих видов земель, на этом акцентируется внимание. Так, в соответствии с Федеральным законом от 15 апреля 1998г. №66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» садоводческое, огородническое или дачное хозяйство вправе приступить к обустройству участка только после установления его границ в натуре, выдачи документов, удостоверяющих их право на земельный участок (ст.32). Под незаконную хозяйственную деятельность подпадают действия хотя бы и собственника, законного владельца и пользователя земельным участком, но которые осуществляются при отсутствии разрешения, если таковое требуется. Так, ограниченная хозяйственная деятельность допускается на землях особо охраняемых территорий и объектов, землях лесного фонда. Специальное разрешение требуется на строительство гидротехнических сооружений, линий электропередачи, связи, магистральных трубопроводов, ведение взрывных работ и т.д. Все рассмотренные составы являются формальными. Для квалификации действий в качестве административно наказуемых наступление вредных последствий необязательно. Субъектами правонарушения могут являться граждане и юридические лица, самовольно занявшие земельный участок, не имеющие правоустанавливающих документов на земельный участок или совершившие иное нарушение земельного законодательства, а также должностные лица, не обеспечившие исполнение установленных требований к владению и пользованию земельным участком. Субъективная сторона правонарушения характеризуется умышленной виной. Виновные лица сознают противоправность своих действий. Дела о правонарушениях рассматривают должностные лица органов, осуществляющих государственный контроль за использованием и охраной земель, а в части, касающейся участков земель лесного фонда и земель лесов, не входящих в лесной фонд, — должностные лица органов, уполномоченных в области использования, охраны и защиты лесного фонда. Протоколы о правонарушениях составляют должностные лица указанных выше органов, а также органов внутренних дел. |
|
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
Дата последнего изменения: |