Статья 28.2. Протокол об административном правонарушенииСтатья 28.2. Протокол об административном правонарушении 1. О совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частью 1 статьи 28.6 настоящего Кодекса. 2. В протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела. 3. При составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе. 4. Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу. 5. Протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа указанных лиц от подписания протокола в нем делается соответствующая запись. 6. Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении. Комм. Авдейко А.Г. Протокол об административном правонарушении является документом, с одной стороны, оформляющим факт наличия оснований для возбуждения производства по делу об административном правонарушении (п.2 ч.4 ст.28.1 КоАП РФ), а с другой стороны, — завершающим процедуру, предваряющую рассмотрение судьей, органом либо уполномоченным должностным лицом дела об административном правонарушении (ст.28.8, 29.1, п.4 ч.1 ст.29.4 КоАП РФ). Вместе с тем возбуждение дела об административном правонарушении прокурором оформляется не протоколом, а его постановлением, которое должно содержать сведения, аналогичные сведениям, указываемым в протоколе об административном правонарушении, и выноситься в такие же сроки (ст.28.4 КоАП РФ). Протокол об административном правонарушении не составляется и при назначении административного наказания на месте совершения административного правонарушения (ч.1 ст.28.6 КоАП РФ). В соответствии со статьей 1.5 КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении указываются сведения не о «нарушителе», как это предусматривалось КоАП РСФСР, а о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении. Часть 2 ст.28.2 КоАП РФ содержит обязательный набор сведений, необходимых для квалификации административного правонарушения и привлечения лица к административной ответственности. Сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело, включают: — для физического лица, как правило, — фамилию, имя, отчество, дату рождения, данные о регистрации по месту пребывания или месту жительства; — для юридического лица, в отношении которого возбуждено дело, — сведения о наименовании и месте нахождения юридического лица, его государственной регистрации, идентификационном номере налогоплательщика. При оценке правильности составления протокола об административном правонарушении особое внимание необходимо обращать на отраженные в нем сведения о должности лица, составившего протокол, на занесение в протокол фамилий, имен, отчеств и адресов места жительства свидетелей и потерпевших, если таковые имеются. Действовавшая ранее статья 251 КоАП РСФСР, определявшая статус свидетеля, по сути, имела декларативный характер, поскольку сам Кодекс не допускал возможности привода свидетеля. Новый Кодекс РФ об административных правонарушениях не только установил обязанность свидетеля явиться по вызову судьи, органа, должностного лица, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, и дать правдивые показания (ст.25.6 КоАП РФ), но и закрепил возможность привода свидетеля (ст.27.15 КоАП РФ), а также привлечения свидетеля к административной ответственности за умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, а равно законных требований следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении (ст.17.7 КоАП РФ). Отмеченное, однако, не означает, что наличие свидетелей является обязательным условием составления протокола, как иногда ошибочно полагают отдельные правоприменители. В протоколе об административном правонарушении должны получить отражение сведения о месте совершения правонарушения (ст.29.5 КоАП РФ) и времени совершения правонарушения (ст.4.5 КоАП РФ), в нем также должно быть подробно описано событие совершенного правонарушения, указана статья Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, в соответствии с которой предусмотрена административная ответственность за подобное действие (бездействие). Обязательным элементом протокола является объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело. В качестве иных сведений, необходимых для разрешения дела, в протокол может быть включено описание причиненного ущерба, погодных условий, информации о дорожно-транспортном происшествии, которое произошло вследствие конкретного нарушения правил дорожного движения, наличии или отсутствии причинно-следственной связи между нарушением и наступившими последствиями, других обстоятельствах, имеющих значение для объективного рассмотрения дела об административном правонарушении. Вместе с тем, в отличие от Уголовно-процессуального кодекса РФ Кодекс РФ об административных правонарушениях не предусматривает формы протокола об административном правонарушении и других процессуальных документов, а также не содержит норму, поручающую органам исполнительной власти утвердить формы указанных документов. Таким образом, составление протокола об административном правонарушении возможно в произвольной форме. Представляется, что неурегулированность вопроса о формах процессуальных документов, предусмотренных Кодексом, не способствует единству правоприменительной практики и может привести к должностным правонарушениям. На практике федеральные органы исполнительной власти и их подразделения вынуждены решать этот вопрос самостоятельно. При составлении протокола об административном правонарушении процессуальные права и обязанности, предусмотренные Кодексом, разъясняются всем участникам производства по делу об административном правонарушении (см. комментарий к ст.25.1—25.10 КоАП РФ), о чем в протоколе об административном правонарушении делается запись. Весьма существенной гарантией законности последующего рассмотрения дела об административном правонарушении является право физических лиц или законных представителей юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Кроме того, они могут давать объяснения и делать замечания по содержанию этого протокола, а также получать вместе с потерпевшим под расписку копии протокол ла об административном правонарушении. |
|
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
Дата последнего изменения: |