Статья 26.3. Объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показания потерпевшего и свидетелейСтатья 26.3. Объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показания потерпевшего и свидетелей 1. Объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показания потерпевшего и свидетелей представляют собой сведения, имеющие отношение к делу и сообщенные указанными лицами в устной или письменной форме. 2. Объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показания потерпевшего и свидетелей отражаются в протоколе об административном правонарушении, протоколе о применении меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении, протоколе рассмотрения дела об административном правонарушении, а в случае необходимости записываются и приобщаются к делу. Комм. Соловей Ю.П. Комм. Цуканов Н.Н. Распространенным видом доказательств по делу об административном правонарушении являются объяснения лиц, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, показания потерпевших и свидетелей. Именно эти доказательства чаще всего являются основными составляющими доказательственной базы по делу об административном правонарушении. Часть 2 ст.25.6 Кодекса устанавливает обязанность свидетеля явиться по вызову судьи, органа, должностного лица, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, и дать правдивые показания, сообщив все известное ему по делу, и ответить на поставленные вопросы (см. комментарий к ст.25.6 КоАП РФ). При этом дача свидетелем заведомо ложных показаний влечет административную ответственность по статье 17.9 Кодекса. В соответствии со статьей 25.6 Кодекса может быть опрошен и потерпевший по делу об административном правонарушении. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, не обязано давать объяснения, но вправе это сделать (см. комментарий к ст.25.1 КоАП РФ). Отказ от дачи объяснений, так же, как и несообщение этим лицом в своих объяснениях убедительных данных, свидетельствующих о его невиновности, не доказывает его виновности. В случае отказа последнего от дачи объяснений об этом делается соответствующая запись в протоколе об административном правонарушении, а при необходимости — и в иных документах. Согласно части 1 ст.26.3 Кодекса объяснения и показания даются указанными выше лицами в устной или письменной форме. В первом случае поступающая от гражданина доказательственная информация процессуально оформляется субъектом, осуществляющим производство по делу об административном правонарушении. Во втором — гражданин самолично оформляет свои объяснения (показания) письменно. Выбор формы является правом лица, дающего объяснения (показания). Основным способом процессуального закрепления объяснений и показаний, как это следует из части 2 комментируемой статьи, является их отражение в протоколе об административном правонарушении, протоколе о применении меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении, протоколе о рассмотрении дела об административном правонарушении. Формулировка части 2 ст.26.3 Кодекса вовсе не означает, что объяснения и показания должны воспроизводиться в каждом из указанных протоколов. Так, часть 1 ст.27.4, часть 6 ст.27.7, часть 4 ст.27.8 Кодекса и другие нормы, определяющие содержание протоколов о применении мер обеспечения, вовсе не обязывают включать в соответствующие протоколы указанные сведения, хотя в необходимых случаях должностное лицо вправе это сделать. Часть 2 ст.28.2 Кодекса, определяющая содержание протокола об административном правонарушении, указывает на обязательную фиксацию лишь объяснений физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. Следовательно, на стадии подготовки дела об административном правонарушении к рассмотрению достаточным, по общему правилу, является закрепление показаний потерпевшего и свидетелей в одном из протоколов применения мер обеспечения производства, или в протоколе об административном правонарушении, или в иной форме. Обязательной и по смыслу Кодекса достаточной формой закрепления объяснений лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, признается их фиксация в протоколе об административном правонарушении, хотя во всех случаях объяснения и показания могут дополнительно закрепляться и в иных формах. На стадии же рассмотрения дела об административном правонарушении согласно пункту 6 ч.2 ст.29.8 Кодекса обязательному закреплению подлежат все объяснения, показания и заключения соответствующих лиц, участвующих в рассмотрении дела. Объяснения и показания с целью обеспечения всесторонности, полноты, объективности и своевременности выяснения обстоятельств каждого дела требуют полного и точного их закрепления. В случаях, когда в соответствующих протоколах это сделать невозможно (например, по причине большого объема), объяснения и показания оформляются отдельным документом, приобщаемым к делу о правонарушении. Примечательно, что, как и прежде, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях умалчивает о наименовании, форме и содержании такого документа. Современная правоприменительная практика чаще всего именует его «объяснением». По своей форме объяснение может быть аналогично протоколу допроса. При этом учитываются особенности, установленные законодательством об административных правонарушениях (например, согласно части 5 ст.25.6 Кодекса свидетель предупреждается не об уголовной, а об административной ответственности за дачу заведомо ложных показаний). В объяснении должны содержаться сведения о месте, дате его получения, должности и фамилии лица, его составившего, фамилии, имени, отчестве, адресе места жительства опрашиваемого лица, данные о присутствующих в необходимых случаях педагоге, психологе или законном представителе (когда опрашивается свидетель, не достигший возраста 14 лет), сведения о разъяснении опрашиваемому его прав и обязанностей (в том числе и сведения о разъяснении статьи 51 Конституции РФ) и иные необходимые данные. Частной формой закрепления показаний является, например, рапорт сотрудника милиции, ставшего очевидцем административного правонарушения и доставившего правонарушителя в орган внутренних дел. Согласно пункту 4 ч.3 ст.25.6 Кодекса свидетель вправе делать замечания по поводу правильности занесения его показаний в протокол. Это же правило распространяется и на показания потерпевших, и на объяснения лиц, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. Кроме того, данное правило должно распространяться и на процедуру составления объяснений. В случае необходимости показания (объяснения) могут быть зафиксированы с помощью аудио-, видео- и иной техники. При этом факт использования технических средств должен быть отражен в соответствующем протоколе или объяснении. Материалы записи составляют приложение к соответствующему протоколу, объяснению. |
|
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
Дата последнего изменения: |