AZ-libr.ру

информационный портал





Глава 12. Административные правонарушения в области дорожного движения


Глава 12. Административные правонарушения в области дорожного движения

Общий комментарий

Комментируемая глава содержит 37 статей, объединяющих значительно большее, нежели ранее, количество норм, регулирующих общественные отношения в сфере дорожного движения. Появились такие новые составы административных правонарушений, как установка на транспортном средстве заведомо подложных государственных регистрационных знаков (ч.3 ст.12.2 КоАП РФ); пересечение железнодорожного пути вне железнодорожного переезда (ст.12.10 КоАП РФ); нарушение правил движения по автомагистрали (ст.12.11 КоАП РФ); нарушение правил проезда перекрестков (ст.12.13 КоАП РФ); нарушение правил маневрирования (ст.12.14 КоАП РФ); нарушение порядка расположения транспортного средства на проезжей части дороги, встречного разъезда или обгона (ст.12.15 КоАП РФ); нарушение правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшее причинение средней тяжести вреда здоровью потерпевшего (ч.2 ст.12.24 КоАП РФ); невыполнение требования о предоставлении транспортного средства сотрудникам милиции или иным лицам, которым в случаях, предусмотренных законодательством, предоставлено право использовать транспортные средства (ч.1 ст.12.25 КоАП РФ); нарушение правил, установленных для движения транспортных средств в жилых зонах (ст.12.29 КоАП РФ); выпуск на линию транспортного средства с заведомо подложными государственными регистрационными знаками (ч.2 ст.12.32 КоАП РФ); незаконное ограничение прав на управление транспортным средством и его эксплуатацию (ст.12.35 КоАП РФ); воспрепятствование законной деятельности по управлению и эксплуатации транспортных средств (ст.12.36 КоАП РФ); несоблюдение требований об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ст.12.37 КоАП РФ).

Новым Кодексом усилена ответственность за: управление транспортными средствами с подложными государственными регистрационными знаками (ч.3 ст.12.2 КоАП РФ); управление транспортным средством водителем, не имеющим права управления транспортным средством (за исключением учебной езды), лишенным права управления транспортным средством (ст.12.7 КоАП РФ); в состоянии опьянения (ч.1 ст.12.8 КоАП РФ); передачу управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения (ч.2 ст.12.8 КоАП РФ); невыполнение водителем законного требования сотрудника милиции о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения (ст.12.26 КоАП РФ).

За управление транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке, не прошедшим государственный технический осмотр (ст.12.1 КоАП РФ), с нарушением правил установки государственных регистрационных знаков (ст.12.2 КоАП РФ), без документов, предусмотренных Правилами дорожного движения (ст.12.3 КоАП РФ), с нарушением правил применения ремней безопасности или мотошлемов (ст.12.6 КоАП РФ) предусмотрено наказание в виде административного штрафа, имеющего фиксированный характер и составляющего 0,5 минимального размера (ранее от 0,2 до 0,5 минимального размера) оплаты труда.

Некоторые нормы, регулирующие отношения в сфере дорожного движения, законодатель расположил в других главах Кодекса. Например, статьи 1151, 126, 1261, 128, 1311, 1312, 1313, 132, 133 прежнего Кодекса РСФСР, предусматривавшие ответственность за нарушение правил перевозки грузов, охраны полосы отвода автомобильных дорог, порядка перевозок крупногабаритных, тяжеловесных и опасных грузов и других нормативов, перенесены в главу 11 Кодекса РФ «Административные правонарушения на транспорте». Часть 1 ст.114 КоАП РСФСР («Нарушение правил регистрации транспортных средств»), статьи 1341, 1342 КоАП РСФСР («Невыполнение предписаний Государственной автомобильной инспекции, органов Российской транспортной инспекции») в измененной редакции перенесены в главу 19 КоАП РФ «Административные правонарушения против порядка управления» это статья 19.22 («Нарушение правил государственной регистрации транспортных средств всех видов, механизмов и установок») и статья 19.5 («Невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль)».

Законодатель исключил такие самостоятельные в прошлом составы административных правонарушений, как нарушение иных правил дорожного движения (ч.8 ст.115 КоАП РСФСР), повторное управление транспортным средством водителями, находящимися в состоянии опьянения (ч.2 ст.117 КоАП РСФСР), нарушение водителями правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, повлекшее причинение материального ущерба (ч.1 ст.118 КоАП РСФСР), групповое передвижение, создающее помехи для дорожного движения (ст.121 КоАП РСФСР), нарушение правил дорожного движения пешеходами, лицами, управляющими мопедами, велосипедами, а также нарушение правил дорожного движения возчиками, пассажирами и другими лицами, непосредственно участвующими в процессе дорожного движения, повлекшее причинение материального ущерба (ч.4 ст.122 КоАП РСФСР), неоплаченный провоз багажа в троллейбусе, трамвае, автобусе городского и пригородного сообщения и маршрутном такси (ч.2 ст.127 КоАП РСФСР), безбилетный проезд пассажиров в троллейбусе, трамвае, автобусе городского и пригородного сообщения, маршрутном такси (ч.2 ст.128 КоАП РСФСР).

Под дорожным правонарушением следует понимать общественно вредное, противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие либо бездействие, создающее угрозу здоровью и безопасности граждан, сохранности транспортных средств, дорог и дорожных сооружений, безопасности дорожного движения и установленному порядку управления, за которое законодательством Российской Федерации предусмотрена административная ответственность.

Особенностью правонарушений в области дорожного движения является то, что вред общественным отношениям причиняется в основном при нарушении правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, т.е. источниками повышенной опасности. Выделение указанных правонарушений в отдельную главу Кодекса РФ обусловлено единством их родового объекта.

Общественные отношения в области дорожного движения регулируются федеральными законами от 10 декабря 1995г. №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», от 24 июля 1998г. №127-ФЗ «О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения», Законом РФ от 18 апреля 1991г. №1026-1 «О милиции», Правилами дорожного движения Российской Федерации, Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностями должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, Перечнем неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств, утвержденными постановлением Совета Министров — Правительства РФ от 23 октября 1993г. №1090, постановлениями Правительства РФ от 12 августа 1994г. №938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации», от 31 июля 1998г. №880 «О порядке проведения государственного технического осмотра транспортных средств, зарегистрированных в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации», от 4 января 2000г. №2 «Об упорядочении установки и использования на транспортных средствах специальных сигналов и особых государственных регистрационных знаков».

Общественные отношения в области дорожного движения регулируются также государственными (отраслевыми) стандартами и СНиПами. В качестве примера можно привести ГОСТ 25478-91 «Автотранспортные средства. Требования к техническому состоянию по условиям безопасности движения. Методы проверки», ГОСТ Р 50577-93 «Знаки государственные регистрационные транспортных средств. Типы и основные размеры. Технические требования», ГОСТ Р 50574-93 «Автомобили, автобусы и мотоциклы специальных и оперативных служб. Цветографические схемы, опознавательные знаки, надписи, специальные световые и звуковые сигналы. Общие требования», ОСТ 37.001.269-87 «Транспортные средства. Маркировка» и др.

В области дорожного движения действуют, кроме того, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» дорожное движение есть совокупность общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог. Закон устанавливает основные принципы обеспечения безопасности дорожного движения: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения.

Следует подчеркнуть, что Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» и Правила дорожного движения регулируют общественные отношения только в сфере дорожного движения, не распространяясь на сферы движения иных видов транспорта (железнодорожного, водного, воздушного).

Противоправные действия водителей транспортных средств при погрузке и выгрузке грузов, ремонте транспорта, производстве строительных и иных работ также не могут квалифицироваться по статьям комментируемой главы.

Согласно Основным положениям по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностям должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения запрещается эксплуатация автомобилей, автобусов, автопоездов, прицепов, мотоциклов, мопедов, тракторов и других самоходных машин, если их техническое состояние и оборудование подпадают под действие Перечня неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств.

Дорожные правонарушения совершаются как путем действия (управление транспортным средством в состоянии опьянения), так и бездействия (несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги, непредоставление преимущества в движении маршрутному транспортному средству или транспортному средству с включенными специальными световыми или звуковыми сигналами, непредоставление преимущества в движении пешеходам или иным участникам дорожного движения и т.п.).

Следует учесть, что законодатель связывает наступление административной ответственности не с самим фактом несоблюдения соответствующих требований (касающихся регистрации и технического осмотра, установки государственных регистрационных знаков и т.д.), предъявляемых к транспортным средствам, а с управлением ими в нарушение установленных правил.

Критерием разграничения дорожных правонарушений, влекущих административную ответственность, и соответствующих преступлений выступает характер последствий. Если результатом дорожно-транспортного происшествия является причинение легкого вреда здоровью потерпевшего, то налицо административное правонарушение, квалифицируемое по статье 12.24 и другим статьям Кодекса РФ. Если же нарушение повлекло причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека либо крупного ущерба, либо по неосторожности — смерти человека, то наступает уголовная ответственность в соответствии со статьями 168, 264 Уголовного кодекса РФ.

Уголовным законодательством установлена ответственность за неоконченные преступления, приготовление к совершению преступления или покушение на него. Кодекс РФ об административных правонарушениях подобного не предусматривает. Следовательно, неоконченное административное правонарушение не наказуемо, если закон прямо не устанавливает ответственность за него. В этой связи часть 3 ст. 12.2 КоАП РФ можно считать исключением. Законодатель признал противоправными не только управление транспортным средством с заведомо подложными государственными регистрационными знаками, но и подготовительные к этому действия — установку на транспортном средстве подобных знаков.

Субъектом правонарушения в области дорожного движения является физическое вменяемое лицо, достигшее установленного возраста, — граждане и должностные лица, а также юридические лица.

Наиболее распространенный специальный субъект правонарушений, предусмотренных этой главой, — водитель.

Правила дорожного движения водителем признают лицо, управляющее каким-либо транспортным средством, погонщика, ведущего по дороге вьючных верховых животных или стадо. По смыслу статьи 12.7 КоАП РФ водителем следует считать лицо, непосредственно управляющее транспортным средством, вне зависимости от того, получено ли им право на управление транспортными средствами, лишено оно его или нет.

Возраст, по достижении которого наступает административная ответственность водителей за нарушение Правил дорожного движения, определен статьей 2.2 КоАП РФ: административной ответственности подлежат лица, достигшие к моменту совершения административного правонарушения 16-летнего возраста. Вместе с тем необходимо иметь в виду, что удостоверения на право управления автомобилями, троллейбусами и трамваями могут получить лица, достигшие 18 лет, а мотоциклами, мотороллерами, мопедами и мотоколясками — 16 лет. Управлять велосипедом, гужевой повозкой (санями), быть погонщиком вьючных, верховых животных или стада при движении по дорогам разрешается лицам, достигшим 14-летнего возраста.

Водитель транспортного средства выступает субъектом дорожного правонарушения вне зависимости от того, чьей собственностью является транспортное средство, а также от времени и места его работы. Лицо считается водителем, когда оно само ведет автомототранспортное средство, а также когда, осуществляя управление параллельно с учеником-водителем, оно обучает ученика вождению транспортного средства, дает ему указания по поводу управления транспортным средством, сидя рядом с ним.

По смыслу Закона каждое лицо несет административную ответственность только за персонально совершенное им правонарушение. Перенос ответственности непосредственных нарушителей Правил дорожного движения на лиц, находящихся у них в служебном подчинении, недопустим. В то же время для административных правонарушений в области дорожного движения характерны ситуации, когда в связи с совершением одного правонарушения к ответственности привлекаются два, три и более лиц. Например, за эксплуатацию неисправного транспортного средства к административной ответственности могут быть привлечены как водитель, так и должностное лицо автотранспортного предприятия, которое отвечает за техническое состояние транспорта. В подобных случаях административная ответственность виновных лиц наступает не за соучастие в одном и том же правонарушении, а за совершение каждым самостоятельных правонарушений, предусмотренных различными правовыми нормами.

Помимо водителя, специальным субъектом административного правонарушения в области дорожного движения закон признает также пешехода, пассажира транспортного средства, лицо, управляющее мопедом, велосипедом, иного (помимо водителя транспортного средства) участника дорожного движения (ст.12.29, 12.30 КоАП РФ).

Должностные лица, ответственные за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств, должностные лица, ответственные за эксплуатацию транспортных средств, должностные лица, ответственные за перевозку, должностные лица, ответственные за состояние дороги, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений, другие должностные лица являются субъектами правонарушений, предусмотренных статьями 12.4, 12.21, 12.3112.36 КоАП РФ. Следует подчеркнуть — и это одна из новаций этого Кодекса, — что в качестве таких должностных лиц в соответствии со статьями 12.35 и 12.36 могут выступать сотрудники Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД России.

Юридические лица как субъекты дорожных правонарушений упоминаются только в статьях 12.33 и 12.34 КоАП РФ.

Военнослужащие и призванные на военные сборы граждане, сотрудники органов внутренних дел, органов уголовно-исполнительной системы, таможенных органов, как известно, несут ответственность за административные правонарушения в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок прохождения службы в указанных органах. Однако за нарушение Правил дорожного движения эти лица несут административную ответственность на общих основаниях. Следует также подчеркнуть, что к указанным лицам могут быть применены все виды административных наказаний, предусмотренные соответствующими санкциями, за исключением административного ареста (а к военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, — еще и административного штрафа). Кроме того, органы (должностные лица), которым предоставлено право назначать административные наказания, вправе вместо этого передать материалы о правонарушениях соответствующим органам для решения вопроса о привлечении виновных к дисциплинарной ответственности.

С субъективной стороны административные правонарушения в области дорожного движения характеризуются чаще умышленной, реже — неосторожной формами вины.

Необходимо отметить, что если умыслом лица, совершившего нарушение Правил дорожного движения, охватывалось причинение в результате такого нарушения вреда здоровью потерпевшего или материального ущерба, ответственность наступает по иным, не входящим в главу статьям либо по соответствующим статьям Уголовного кодекса РФ.

Комм. Головко В.В.

Статья 12.1. Управление транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке

Статья 12.2. Управление транспортным средством с нарушением правил установки на нем государственных регистрационных знаков

Статья 12.3. Управление транспортным средством водителем, не имеющим при себе документов, предусмотренных Правилами дорожного движения

Статья 12.4. Нарушение правил установки на транспортном средстве устройств для подачи специальных световых или звуковых сигналов либо незаконное нанесение специальных цветографических схем автомобилей оперативных служб

Статья 12.5. Управление транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых эксплуатация транспортныхсредств запрещена

Статья 12.6. Нарушение правил применения ремней безопасности или мотошлемов

Статья 12.7. Управление транспортным средством водителем, не имеющим правауправления транспортным средством

Статья 12.8. Управление транспортным средством водителем, находящимсяв состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения

Статья 12.9. Превышение установленной скорости движения

Статья 12.10. Нарушение правил движения через железнодорожные пути

Статья 12.11. Нарушение правил движения по автомагистрали

Статья 12.12. Проезд на запрещающий сигнал светофора или на запрещающий жест регулировщика

Статья 12.13. Нарушение правил проезда перекрестков

Статья 12.14. Нарушение правил маневрирования

Статья 12.15. Нарушение правил расположения транспортного средства на проезжей части дороги, встречного разъезда или обгона

Статья 12.16. Несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги

Статья 12.17. Непредоставление преимущества в движении маршрутному транспортному средству или транспортному средству с включенными специальными световыми и звуковыми сигналами

Статья 12.18. Непредоставление преимущества в движении пешеходам или иным участникам дорожного движения

Статья 12.19. Нарушение правил остановки или стоянки транспортных средств

Статья 12.20. Нарушение правил пользования внешними световыми приборами, звуковыми сигналами, аварийной сигнализацией или знаком аварийной остановки

Статья 12.21. Нарушение правил перевозки грузов, правил буксировки

Статья 12.22. Нарушение правил учебной езды

Статья 12.23. Нарушение правил перевозки людей

Статья 12.24. Нарушение Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшее причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего

Статья 12.25. Невыполнение требования о предоставлении транспортного средства или об остановке транспортного средства

Статья 12.26. Невыполнение водителем требования о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения

Статья 12.27. Невыполнение обязанностей в связи с дорожно-транспортным происшествием

Статья 12.28, Нарушение правил, установленных для движения транспортных средств в жилых зонах

Статья 12.29. Нарушение Правил дорожного движения пешеходом или иным лицом, участвующим в процессе дорожного движения

Статья 12.30. Нарушение Правил дорожного движения пешеходом или иным участником дорожного движения, повлекшее создание помех в движении транспортных средств либо причинение легкого вредаздоровью потерпевшего

Статья 12.31. Выпуск на линию транспортного средства, не зарегистрированного в установленном порядке, не прошедшего государственного технического осмотра, с заведомо подложными государственными регистрационными знаками, имеющего неисправности, с которыми запрещена эксплуатация, с установленными без соответствующего разрешения устройствами для подачи специальных световых или звуковых сигналов либо с незаконно нанесенными специальными цветографическими схемами автомобилей оперативных служб

Статья 12.32. Допуск к управлению транспортным средством водителя, находящегося в состоянии опьянения либо не имеющего права управления транспортным средством

Статья 12.33. Повреждение дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений

Статья 12.34. Нарушение правил проведения ремонта и содержания дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений

Статья 12.35. Незаконное ограничение прав на управление транспортным средством и его эксплуатацию

Статья 12.36. Воспрепятствование законной деятельности по управлению и эксплуатации транспортных средств

Статья 12.37. Несоблюдение требований об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств








<<< Пред. Оглавление
Начало раздела
След. >>>

П е р с о н а л и и    б и б л и о т е к и
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я

Дата последнего изменения:
Sunday, 15-Jun-2014 06:08:18 UTC





(c) 2017 AZ-libr.ру :: Библиотека - "Люди и книги"