Статья 12.12. Проезд на запрещающий сигнал светофора или на запрещающий жест регулировщикаСтатья 12.12. Проезд на запрещающий сигнал светофора или на запрещающий жест регулировщика Проезд на запрещающий сигнал светофора или на запрещающий жест регулировщика, за исключением случаев, предусмотренных частью 1 статьи 12.10 настоящего Кодекса, — влечет наложение административного штрафа в размере одного минимального размера оплаты труда. Комм. Головко В.В. Объектом административных правонарушений, предусмотренных комментируемой статьей, являются общественные отношения в области обеспечения безопасности дорожного движения, установленный порядок управления. Порядок регулирования движения регламентирован разделом 6 Правил дорожного движения. Регулирование движения осуществляется с помощью сигналов светофора и регулировщика. Светофорному регулированию посвящен ГОСТ 23457-86 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения». Типы применяемых светофоров и их характеристики определены ГОСТом 2569591 «Светофоры дорожные». Он регламентирует светотехнические параметры всех типов светофоров и методы их проверки. Сигналы светофора должны быть различимы водителями при любых погодных условиях с расстояния не менее 100 метров. Под регулировщиком понимается лицо, наделенное в установленном порядке полномочиями по регулированию дорожного движения с помощью сигналов, закрепленных Правилами дорожного движения, и непосредственно осуществляющее указанное регулирование. Регулировщик должен быть в форменной одежде и(или) иметь отличительный знак и экипировку. К регулировщикам относятся сотрудники милиции и военной автомобильной инспекции, а также работники дорожно-эксплуатационных служб, дежурные на железнодорожных переездах и паромных переправах при исполнении ими своих должностных обязанностей. Представляется, что понятие «регулировщик» обозначено в Правилах широко и нуждается в некотором уточнении, так как регулирование дорожного движения в соответствии с действующими правовыми актами осуществляют сотрудники подразделений Госавтоинспекции — инспекторы дорожно-патрульной службы. Вряд ли целесообразно доверять эти полномочия сотрудникам милиции — оперативным уполномоченным уголовного розыска, участковым уполномоченным милиции, не говоря о дежурных на паромных переправах, железнодорожных переездах. Указанные лица могут осуществлять полномочия по остановке или задержанию транспортного средства, что является лишь отдельной частью полномочий сотрудников дорожно-патрульной службы и не охватывается понятием «регулирование дорожного движения», определение которого отсутствует в Правилах дорожного движения. С нашей точки зрения, под регулировщиком следует понимать только должностное лицо Госавтоинспекции, наделенное полномочиями по регулированию дорожного движения и выполняющее эти функции в соответствии с установленными Правилами. Остальные субъекты, выполняющие функции надзора за дорожным движением (сотрудники Федеральной службы надзора в сфере транспорта, ВАИ, дежурные на железнодорожных переездах и паромных переправах и др.), должны относиться к категории лиц, имеющих отдельные полномочия по применению мер административного принуждения в сфере дорожного движения при исполнении служебных обязанностей. Такой подход исключает возможность нарушения законности со стороны ряда иных, не относящихся к Госавтоинспекции, должностных лиц. Значение сигналов светофора и регулировщика определено в пунктах 6.2—6.10 Правил дорожного движения. Полномочия по регулированию дорожного движения и типовой перечень жестов сотрудника Госавтоинспекции определен Наставлением по работе дорожно-патрульной службы Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел РФ, утвержденным приказом МВД РФ от 20 апреля 1999г. №297. Объективная сторона комментируемого состава правонарушения характеризуется проездом на запрещающий сигнал светофора или запрещающий жест регулировщика. К запрещающим сигнала светофора относятся желтые и красные сигналы, а регулировщика — рука, поднятая вверх. Для лучшей видимости регулировщик может применять жезл или диск с красным сигналом (световозвращателем). Следует отметить, что в соответствии с пунктом 6.14 Правил дорожного движения водителям, которые при включении желтого сигнала или поднятии регулировщиком руки вверх не могут остановиться, не прибегая к экстренному торможению в местах, определяемых пунктом 6.13 Правил, разрешается дальнейшее движение. На практике это положение Правил учитывается не всегда, что порождает обоснованные жалобы водителей. В других случаях, при совершении нескольких административных правонарушений, сотрудники милиции иногда не учитывают эти обстоятельства и игнорируют требования действующего законодательства. Так, водитель Н. был остановлен за проезд перекрестка на запрещающий сигнал светофора. Инспектор дорожно-патрульной службы почувствовал от задержанного запах спиртного. Позднее водитель был направлен на медицинское освидетельствование. Состояние алкогольного опьянения подтвердилось. Материалы дела были переданы в районный суд. Решением судьи водитель Н. был признан виновным в совершении административного правонарушения по части 1 ст.12.8 КоАП РФ (Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения), ему было назначено наказание в виде лишения права управления транспортным средством сроком на 1 год. Вместе с тем в части 1 ст.4.4 КоАП РФ (назначение административных наказаний за совершение нескольких административных правонарушений) четко прописано, что при совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение. Сотрудник ГИБДД обязан был привлечь водителя к административной ответственности по статье 12.12 КоАП РФ (проезд на запрещающий сигнал светофора или на запрещающий жест регулировщика). При анализе дел об административных правонарушениях в области дорожного движения выяснилось, что это наиболее типичная ошибка должностных лиц, которые забывают требования законодательства. Водители и пешеходы должны выполнять требования сигналов и распоряжения регулировщика, даже если они противоречат сигналам светофора, требованиям дорожных знаков или разметки. При запрещающем сигнале светофора (кроме реверсивного) или регулировщика водители должны остановиться перед стоп-линией (дорожным знаком 5.33), а при ее отсутствии на перекрестке — перед пересекаемой проезжей частью (с учетом п.13.7 Правил), не создавая помех пешеходам; перед железнодорожным переездом — в соответствии с пунктом 15.4 Правил; в других местах — перед светофором или регулировщиком, не создавая помех транспортным средствам и пешеходам, движение которых разрешено. Выезд на железнодорожный переезд при закрытом или закрывающемся шлагбауме либо при запрещающем сигнале светофора или дежурного по переезду предусматривает административную ответственность по части 1 ст.12.10 КоАП РФ. Действия возчиков, лиц, управляющих мопедами, велосипедами, других участников дорожного движения, которые нарушили пункт 6.13 Правил дорожного движения, должны квалифицироваться по статье 12.29 КоАП РФ. Нарушение требований раздела 6 Правил дорожного движения, повлекшее дорожно-транспортное происшествие с причинением по неосторожности вреда здоровью потерпевшего или смерть людей, квалифицируется соответственно по статье 12.24 КоАП РФ или статье 264 УК РФ. Субъектами комментируемых правонарушений являются водители транспортных средств. Правонарушение совершается как умышленно, так и по неосторожности. Протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, уполномочены составлять и дела о них рассматривать должностные лица органов внутренних дел (милиции). |
|
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
Дата последнего изменения: |