Статья 16.19. Несоблюдение таможенного режима


Статья 16.19. Несоблюдение таможенного режима

1. Несоблюдение условий помещения товаров и(или) транспортных средств под таможенный режим, содержание которого предусматривает полное или частичное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов либо возврата уплаченных сумм и(или) неприменение запретов и(или) ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, путем заявления при декларировании недостоверных сведений о товарах и(или) транспортных средствах, а равно путем представления недействительных документов, если такие сведения и документы могли послужить основанием для помещения товаров и(или) транспортных средств под указанный таможенный режим,

— влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати до двадцати пяти минимальных размеров оплаты труда с конфискацией товаров и(или) транспортных средств, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения; на должностных лиц — от пятидесяти до двухсот минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц — от одной тысячи до пяти тысяч минимальных размеров оплаты труда с конфискацией товаров и(или) транспортных средств, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.

2. Пользование или распоряжение товарами и(или) транспортными средствами в нарушение таможенного режима, под который они помещены, в том числе передача права использования таможенного режима посредством передачи в отношении товаров и(или) транспортных средств прав владения, пользования или распоряжения, если это допускается в соответствии с таможенным режимом, другому лицу без разрешения или письменного уведомления таможенного органа,

— влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати до двадцати пяти минимальных размеров оплаты труда с конфискацией товаров и(или) транспортных средств, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения; на должностных лиц — от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц — от одного до двукратного размера стоимости товаров и(или) транспортных средств, явившихся предметами административного правонарушения, с их конфискацией или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.

3. Незавершение в установленные сроки таможенного режима, в отношении которого установлено требование о его завершении,

— влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц — от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц — от одной второй до однократного размера стоимости товаров и(или) транспортных средств, явившихся предметами административного правонарушения, с их конфискацией или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.

4. Неисполнение при осуществлении внешнеторговых бартерных сделок требований таможенного режима экспорта об обязательном ввозе на таможенную территорию Российской Федерации равноценных по стоимости экспортированным товарам товаров, работ, услуг или исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности либо о зачислении на счета в уполномоченных банках денежных средств, если внешнеторговые бартерные сделки предусматривают частичное использование денежных и(или) иных платежных средств, а равно неподтверждение факта выполнения такой обязанности,

— влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц — от одной второй до однократного размера стоимости товаров, явившихся предметами административного правонарушения.

Комм. Косицин И.А.

Комм. Косицина Л.А.

Объектом правонарушения являются общественные отношения, складывающиеся при применении таможенных режимов.

Часть 1 комментируемой статьи КоАП РФ предусматривает ответственность за активные действия субъекта по несоблюдению условий помещения товаров и(или) транспортных средств под таможенный режим одним из двух способов: путем заявления при декларировании недостоверных сведений о товарах и(или) транспортных средствах, если эти сведения могли послужить основанием для помещения товаров и(или) транспортных средств под конкретный режим; путем представления недействительных документов, если эти документы могли послужить основанием для помещения товаров и(или) транспортных средств под конкретный режим.

Данная статья предусматривает ответственность за несоблюдение условий помещения товаров и(или) транспортных средств под следующие таможенные режимы: под международный таможенный транзит, под таможенный режим их переработки на таможенной территории и вне ее, переработки товаров для внутреннего потребления и др.

Разрешение на помещение товаров под таможенный режим дается таможенным органом при соблюдении лицом заявленного таможенного режима и других условий выпуска товаров. Например, условием помещения товаров под таможенный режим переработки на таможенной территории является возможность идентификации ввезенных товаров в продуктах переработки (ст.174 ТК РФ).

Для получения разрешения на переработку товаров в таможенный орган подается заявление, содержащее сведения о заявителе, о лице (лицах), непосредственно совершающем (совершающих) операции по переработке товаров, о товарах, предназначенных для переработки, продуктах переработки, а также об отходах и остатках, об операциях по переработке товаров, о способах и сроках их совершения, о местонахождении производственных мощностей, с использованием которых совершаются операции по переработке товаров, и др. (ст.180 ТК РФ).

К заявлению должны быть приложены документы, подтверждающие заявленные сведения.

Если заявление при декларировании недостоверных сведений о товарах и(или) транспортных средствах, а равно представление недействительных документов влияют на освобождение от таможенных пошлин или занижение их размера или неприменение запретов и(или) ограничений, установленных в соответствием с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, такие деяния должны быть квалифицированы по частям 2 и 3 ст.16.2 КоАП РФ.

Часть 2 комментируемой статьи предусматривает ответственность за совершение ряда различных деяний, а именно за: пользование товарами и(или) транспортными средствами в нарушение таможенного режима, под который они помещены; распоряжение ими в нарушение таможенного режима, под который они помещены, а также за передачу права использования таможенного режима посредством передачи в отношении товаров и(или) транспортных средств прав владения, пользования или распоряжения, если это допускается в соответствии с таможенным режимом, другому лицу без разрешения или письменного уведомления таможенного органа.

Например, допускается передача временно ввезенных товаров в пользование иному лицу, которое может выступать в качестве декларанта в соответствии со статьей 126 Таможенного кодекса РФ с разрешения таможенного органа. Таможенный орган может разрешить передачу временно ввезенных товаров иному лицу, если оно берет на себя обязательство перед таможенными органами соблюдать условия таможенного режима временного ввоза (ст.211 ТК РФ).

Аналогично решается вопрос о передаче разрешения на переработку товаров. Лицо, получившее разрешение на переработку товаров, в течение срока его действия имеет право передать его с письменного разрешения таможенного органа другому российскому лицу при условии, что это лицо берет на себя обязательства по дальнейшему соблюдению требований и условий, установленных Таможенным кодексом РФ. При этом лицо, получившее разрешение на переработку товаров, должно представить в таможенный орган отчет о выполнении установленных требований и условий (ст.179 ТК РФ).

Отчуждение товаров, находящихся на таможенном складе, передача в отношении их прав владения, пользования или распоряжения допускаются при условии предварительного уведомления таможенного органа в письменной форме.

Часть 3 комментируемой статьи устанавливает ответственность за завершение действия таможенного режима с нарушением установленных сроков. Ряд таможенных режимов предполагает использование товаров в течение определенного периода времени и завершение действия таможенного режима определенном способом. К таким режимам относится, например, переработка товаров на таможенной территории (ст.177 ТК РФ). Срок переработки товаров определяется заявителем по согласованию с таможенным органом и не может превышать два года. Предельный срок переработки любых товаров, за исключением изготовления новых речных и морских судов, определялся в 12 месяцев, а предельный срок при изготовлении новых речных, морских судов — 18 месяцев.

Если лицо, получившее разрешение на переработку товаров, не может завершить таможенный режим в срок, согласованный с таможенным органом, по независящим от лица причинам, то по мотивированному заявлению лица первоначально определенный срок переработки товаров продлевается в пределах двух лет.

Согласно приказу ГТК РФ от 5 сентября 1997г. №543 обращение в таможню должно быть представлено не позднее чем за 10 дней до истечения срока действия лицензии. Подача заявителем обращения в таможню с просьбой о продлении сроков переработки не прерывает и не приостанавливает срок переработки товаров, указанный в лицензии на переработку. Продление срока переработки в случае его нарушения осуществляется только после принятия решения о привлечении заявителя к ответственности и исполнения постановления по делу о нарушении таможенных правил о наложении взыскания.

Согласно статье 218 Таможенного кодекса РФ товары могут находиться в режиме таможенного склада в течение трех лет. Товары, имеющие ограниченные сроки годности и(или) реализации, должны быть заявлены к иному таможенному режиму, чем таможенный режим таможенного склада, и вывезены с таможенного склада не позднее чем за 180 дней до истечения указанного ограниченного срока, за исключением подвергающихся быстрой порче товаров, в отношении которых федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, указанный срок может быть сокращен.

По истечении установленного срока товар должен быть заявлен к помещению под иной таможенный режим.

Если таможенным режимом предусмотрен срок его завершения в целях получения льгот по уплате таможенных платежей, то несоблюдение такого срока влечет лишь необходимость уплаты таможенных платежей или их невозврат, но не привлечение к ответственности. Так, например, статья 234 Таможенного кодекса РФ определяет реимпорт как таможенный режим, при котором товары, ранее вывезенные с таможенной территории Российской Федерации, ввозятся на нее в течение трех лет со дня, следующего за днем пересечения указанными товарами таможенной границы при их вывозе с данной таможенной территории. По мотивированному запросу заинтересованного лица федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, продлевает указанный срок в отношении оборудования, используемого для строительства, промышленного производства, добычи полезных ископаемых и в других подобных целях, при условии соблюдения всех иных положений параграфа 1 гл.20 Таможенного кодекса РФ. В указанные сроки товары ввозятся без уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения к товарам запретов и ограничений экономического характера.

Помещение товаров под таможенный режим реимпорта допускается при соблюдении условий, перечисленных в статье 235 Таможенного кодекса РФ. Однако несоблюдение установленных правил влечет не административную ответственность, а невозможность помещения товаров под данный таможенный режим.

Часть 4 комментируемой статьи описывает два способа совершения правонарушения. Правонарушитель не исполняет требования таможенного режима экспорта, а именно: не ввозит на таможенную территорию Российской Федерации товары, работы, услуги, исключительные права на объекты интеллектуальной собственности, равноценные по стоимости экспортированным товарам; не зачисляет на счета в уполномоченных банках денежные средства, если внешнеторговые бартерные сделки предусматривают частичное использование денежных и (или) иных платежных средств; не подтверждает факт исполнения обязанностей, указанных в п. «а» и «б».

В соответствии с Указом Президента РФ от 18 августа 1996г. №1209 «О государственном регулировании внешнеторговых бартерных сделок» при осуществлении таможенного контроля и таможенного оформления товаров, вывозимых с таможенной территории Российской Федерации по внешнеторговым сделкам (включая бартерные сделки) в соответствии с таможенным режимом экспорта, обязательный ввоз товаров, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, эквивалентных по стоимости экспортированным товарам, либо зачисление на счета в уполномоченных банках валютной выручки от экспорта товаров в установленном порядке является требованием таможенного режима экспорта товаров (ст.165 ТК РФ).

При квалификации деяния по части 4 ст.16.19 КоАП РФ следует учитывать положения пункта 8 Указа Президента РФ от 14 июня 1992г. №629 «О частичном изменении порядка обязательной продажи части валютной выручки и взимания экспортных пошлин», согласно которому за незачисление на счета в уполномоченных банках на территории России валютной выручки от экспорта или реализации за иностранную валюту на данной территории товаров (работ, услуг) предприятия-резиденты подвергаются административной ответственности.

Федеральным законом от 10 декабря 2003 №173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» предусмотрено, что при осуществлении внешнеторговой деятельности резиденты обязаны обеспечить получение от нерезидентов на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты Российской Федерации за переданные им товары, выполненные для них работы, оказанные услуги, переданные им информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них, в сроки, предусмотренные внешнеторговыми договорами (контрактами). Расчеты за экспорт товаров, указанных в разделах XVI, XVII, XIX Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Российской Федерации, могут быть произведены в течение трех лет.

Изучение судебной практики показало, что несвоевременное зачисление валютной выручки является нарушением установленного порядка исполнения таможенного режима экспорта, ответственность за которое предусматривается частью 4 ст.16.19 КоАП РФ.

Кроме того, объективную сторону данного правонарушения образует сам факт просрочки зачисления валютной выручки, а предпринятые меры к прекращению правонарушения могут быть отнесены к смягчающим ответственность обстоятельствам (ч.2 ст.4.2 КоАП РФ).

Субъективная сторона правонарушения характеризуется как умыслом, так и неосторожностью.

Субъектом правонарушения могут являться: гражданин, юридическое лицо, перемещающее товары (транспортные средства), обязанное выполнять требования таможенного режима, его должностное лицо, а также лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, за исключением части 4, ответственность по которой могут нести юридические и должностные лица.

Составлять протоколы об административных правонарушениях и рассматривать дела о них уполномочены таможенные органы. Если таможенный орган или должностное лицо сочтут применение штрафа в качестве меры наказания по частям 1—3 ст.16.19 КоАП РФ недостаточным, они могут передать дело на рассмотрение мировому судье, а в случаях ведения производства в форме административного расследования — судье районного суда.




Поддержите культуру
ЯндексЯндекс. ДеньгиХочу такую же кнопку

Google
 
Web azdesign.ru az-libr.ru

<<< Пред. Оглавление
Начало раздела
След. >>>

П е р с о н а л и и    б и б л и о т е к и
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я

Дата последнего изменения:
Sunday, 15-Jun-2014 06:08:17 UTC