Статья 16.2. Недекларирование либо недостоверное декларирование товаров и(или) транспортных средств


Статья 16.2. Недекларирование либо недостоверное декларирование товаров и(или) транспортных средств

1. Недекларирование по установленной форме (устной, письменной или электронной) товаров и(или) транспортных средств, подлежащих декларированию, за исключением случаев, предусмотренных статьей 16.4 настоящего Кодекса,

— влечет наложение административного штрафа на граждан и юридических лиц в размере от одной второй до двукратного размера стоимости товаров и(или) транспортных средств, явившихся предметами административного правонарушения, с их конфискацией или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения; на должностных лиц — от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда.

2. Заявление декларантом либо таможенным брокером (представителем) при декларировании товаров и(или) транспортных средств недостоверных сведений о товарах и(или) транспортных средствах, если такие сведения послужили основанием для освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов или для занижения их размера,

— влечет наложение административного штрафа на граждан и юридических лиц в размере от одной второй до двукратной суммы неуплаченных таможенных пошлин, налогов с конфискацией товаров и(или) транспортных средств, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения; на должностных лиц — от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда.

3. Заявление декларантом либо таможенным брокером (представителем) при декларировании товаров и(или) транспортных средств недостоверных сведений о товарах и(или) транспортных средствах, а равно представление недействительных документов, если такие сведения и документы могли послужить основанием для неприменения запретов и (или) ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности,

— влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати до двадцати пяти минимальных размеров оплаты труда с конфискацией товаров и(или) транспортных средств, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения; на должностных лиц — от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц — от одной тысячи до трех тысяч минимальных размеров оплаты труда с конфискацией товаров и(или) транспортных средств, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.

Комм. Косицин И.А.

Комм. Косицина Л.А.

Деяния, ответственность за совершение которых предусмотрена комментируемой статьей, посягают на общественные отношения, возникающие в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации и представлением таможенному органу документированных сведений о перемещаемых товарах, о таможенном режиме и других сведений, необходимых для таможенных целей.

Объективная сторона части 1 указанной статьи выражается в недекларировании товаров и транспортных средств в случаях, определяемых статьями 123, 127, 156, 194 Таможенного кодекса РФ. При этом следует иметь в виду, что ответственность за недекларирование физическими лицами иностранной валюты установлена статьей 16.4 КоАП РФ, являющейся специальной по отношению к части 1 ст.16.2 КоАП РФ.

Декларированию таможенным органам подлежат товары, перемещаемые через таможенную границу Российской Федерации либо таможенный режим которых изменяется; отходы, образовавшиеся в результате переработки товаров на таможенной территории, переработки для внутреннего потребления, уничтожения, в отношении которых подлежат уплате таможенные налоги и пошлины; остатки товаров, помещенных под таможенный режим переработки товаров, отходов, образовавшихся в результате уничтожения иностранных товаров.

Декларирование производится путем заявления таможенному органу в таможенной декларации или иным способом в установленной форме (письменной, устной, путем электронной передачи данных или конклюдентной) точных сведений о товарах, об их таможенном режиме и других сведений, необходимых для таможенных целей.

Части 3 и 4 ст.124 Таможенного кодекса РФ содержат исчерпывающий перечень основных сведений, подлежащих указанию в декларации. Форма декларирования определяется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела.

Приказом ГТК РФ от 21 августа 2003г. №915 утверждена Инструкция о порядке заполнения грузовой таможенной декларации при декларировании товаров, помещаемых под таможенные режимы выпуска для внутреннего потребления, экспорта, международного таможенного транзита (только для товаров, перемещаемых трубопроводным транспортом и по линиям электропередачи), переработки на таможенной территории, переработки вне таможенной территории, временного ввоза, таможенного склада, реимпорта, реэкспорта, уничтожения, отказа в пользу государства, временного вывоза, беспошлинной торговли, а также при декларировании отходов и остатков, полученных на таможенной территории Российской Федерации в результате переработки и уничтожения иностранных товаров.

Приказом ГТК РФ от 3 марта 2003г. №203 «О декларировании товаров» установлено, что при декларировании ряда товаров по желанию декларанта может использоваться таможенная декларация в форме письменного заявления. К группе товаров, на которые распространяется эта форма декларирования, относятся: товары, таможенная стоимость которых не превышает суммы, эквивалентной 1000 долларов США (за исключением подакцизных товаров, подлежащих маркировке акцизными и(или) специальными марками и(или) лицензированию, квотированию при ввозе на территорию Российской Федерации, валюты, ценных бумаг, драгоценных металлов и драгоценных камней, товаров, которые в соответствии с федеральным законодательством освобождаются от уплаты таможенных пошлин, налогов, за исключением предоставления тарифных преференций, а также товаров, ввозимых в адреса дипломатических или приравненных к ним представительств иностранных государств или вывозимых в адреса представительств за рубежом), перемещаемых через таможенную границу России в соответствии с таможенными режимами выпуска для свободного обращения и экспорта; товары, перемещаемые одним и тем же лицом, по одному договору; товары, перевозка которых осуществляется на одном транспортном средстве; товары, одновременно представленные таможенному органу.

Часть 2 комментируемой статьи предусматривает ответственность декларанта либо таможенного брокера за предоставление недостоверных сведений о товарах и транспортных средствах. Необходимо отметить, что диспозиции частей 2 и 3 этой статьи содержат одинаковый состав правонарушения и различаются в зависимости от наступивших последствий. В первом случае заявленные недостоверные сведения влияют на размер подлежащих уплате таможенных платежей, налогов, во втором — на применение запретов и ограничений.

Так, согласно статье 169 Таможенного кодекса РФ у декларанта существует обязанность заявлять при декларировании товаров по установленной форме точные сведения о товарах, об их таможенном режиме и другие сведения, необходимые для таможенных целей. С целью обеспечения исполнения декларантом обязанности декларировать товар с заявлением точных сведений о нем статья 173 данного Кодекса предусматривает право декларанта до подачи таможенной декларации осматривать и измерять под таможенным контролем предполагаемые для декларирования товары, брать с разрешения таможенного органа пробы и образцы товаров.

Судебная практика свидетельствует о том, что неисполнение указанного права при определенных условиях может повлечь наложение административной ответственности, предусмотренной частью 2 ст. 16.2 КоАП РФ. Примером может служить постановление Шереметьевской таможни по делу ООО «Б/Б «Meдикл», привлеченного на основании части 2 ст.16.2 КоАП РФ к административной ответственности за заявление в таможенной декларации недостоверных сведений о наименовании товара (декларирование 200 штук фильтрующих элементов под видом специализированного монитора крови).

Считая постановление таможни незаконным, ООО «Б/Б «Медикл» обратилось в арбитражный суд с заявлением о его отмене, указывая, что декларирование фильтрующих элементов произошло ошибочно. По мнению заявителя, недостоверное декларирование явилось ошибкой перевозчика, который вместо ожидаемого монитора доставил обществу груз фильтрующих элементов, вручив при этом на прибывший груз сопроводительные документы на монитор. Суд отказал ООО «Б/Б «Медикл» в удовлетворении заявления об отмене постановления таможенного органа, исходя из того, что ООО «Б/Б «Медикл» не предприняло зависящих от него мер, чтобы не допустить указанное нарушение, так как не воспользовалось предоставленным декларанту правом осмотреть прибывший груз до подачи декларации (ст.173 ТК РФ).

Обязанность декларирования товаров и транспортных средств Таможенный кодекс возлагает на декларанта или таможенного брокера. Следовательно, объективная сторона данного правонарушения связана с противоправным поведением лиц, обязанных осуществить соответствующие операции. Так, лица, которые приобрели на таможенной территории Российской Федерации товары, незаконно перемещенные через таможенную границу России без уплаты таможенных пошлин, налогов, соблюдения запретов и ограничений, установленных законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеэкономической деятельности, обладают правом провести декларирование указанных товаров, но не обязанностью и, следовательно, рассматриваться в качестве субъектов правонарушений не могут.

В целом порядок перемещения товаров физическими лицами предусмотрен главой 23 Таможенного кодекса РФ.

Заслуживает особого внимания конклюдентная форма декларирования, предусмотренная статьей 286 названного Кодекса. Конклюдентная форма декларирования — форма заявления физического лица таможенным органам об отсутствии у него товаров, подлежащих письменному декларированию. При этом незаявление физическим лицом о наличии таких товаров по установленной письменной форме рассматривается как его заявление об отсутствии у него товаров, подлежащих обязательному декларированию в письменной форме.

Непредъявление при таможенном оформлении перемещаемых товаров таможенной декларации должно рассматриваться как выбор физическим лицом конклюдентной формы и, соответственно, влечет при обнаружении товаров, подлежащих обязательному письменному декларированию, ответственность в соответствии с комментируемой статьей как недекларирование по установленной письменной форме.

При квалификации деяния по статье 16.2 КоАП РФ следует учитывать, что действия физических лиц, заполнивших таможенную декларацию на товары, подлежащие обязательному письменному декларированию, но не указавших одновременно перемещаемые товары, которые обязательному письменному декларированию не подлежат, не являются нарушением таможенных правил.

Диспозиция части 2 ст.16.2 КоАП РФ не содержит исчерпывающего перечня недостоверных сведений, за представление которых предусмотрена ответственность. При этом в ней указаны все последствия, к которым указанные действия могут привести:

а) освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов;

б) занижение их размера.

При этом сборы за таможенное оформление в соответствии со статьей 318 Таможенного кодекса РФ являются таможенными платежами, но не относятся ни к таможенным пошлинам, ни к налогам. Таким образом, буквальное прочтение диспозиции части 2 указанной статьи, по нашему мнению, исключает возможность привлечения к ответственности лиц в случае заявления недостоверных сведений о товарах, если такие сведения послужили основанием для занижения размера сборов за таможенное оформление.

В качестве необходимых при декларировании сведений о товарах и транспортных средствах указаны: сведения о транспортных средствах, используемых для международной перевозки товаров и(или) их перевозки по таможенной территории Российской Федерации под таможенным контролем; сведения о товарах: наименование; описание; классификационный код товаров по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности; наименование страны происхождения; наименование страны отправления (назначения); описание упаковок (количество, вид, маркировка и порядковые номера); количество в килограммах (вес брутто и вес нетто) или в других единицах измерения; таможенная стоимость; применение льгот по уплате таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов; применение тарифных преференций; суммы исчисленных таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов; сведения о внешнеэкономической сделке и ее основных условиях; сведения о соблюдении ограничений, установленных федеральным законодательством о государственном регулировании внешнеторговой деятельности; сведения о производителе товаров; сведения, подтверждающие соблюдение условий помещения товаров под заявляемый таможенный режим (п.2 ст.124 ТК РФ).

Например, заявление физическим лицом в таможенной декларации товаров в качестве не предназначенных для предпринимательской деятельности сопряжено с полным или частичным освобождением от уплаты таможенных платежей. В случае установления коммерческих целей ввоза этим лицом товаров это лицо подлежит ответственности по части 2 ст. 16.2 КоАП РФ.

Часть 3 комментируемой статьи отличается от части 2, во-первых, целью заявления недостоверных сведений о товарах и(или) транспортных средствах. В части 2 этой целью является освобождение от уплаты или занижение размера таможенных пошлин, налогов, а в части 3 — неприменение запретов и(или) ограничений, установленных в соответствии с законодательством о государственном регулировании внешнеторговой деятельности. Во-вторых, состав, предусмотренный частью 3, является формальным. В-третьих, часть 3 учитывает представление для достижения противоправной цели недействительных документов.

Субъективная сторона правонарушений может выражаться как в форме умысла, так в форме неосторожности.

Субъектом правонарушений является декларант либо таможенный брокер.

Составлять протоколы об административных правонарушениях и рассматривать дела о них уполномочены таможенные органы. Если таможенный орган или должностное лицо сочтут применение штрафа в качестве меры наказания недостаточным, они могут передать дело на рассмотрение мировому судье, а в случаях ведения производства в форме административного расследования — судье районного суда.




Поддержите культуру
ЯндексЯндекс. ДеньгиХочу такую же кнопку

Google
 
Web azdesign.ru az-libr.ru

<<< Пред. Оглавление
Начало раздела
След. >>>

П е р с о н а л и и    б и б л и о т е к и
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я

Дата последнего изменения:
Sunday, 15-Jun-2014 06:08:17 UTC