AZ-libr.ру

информационный портал





Статья 16.1. Незаконное перемещение товаров и(или) транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации


Статья 16.1. Незаконное перемещение товаров и(или) транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации

1. Нарушение порядка прибытия товаров и(или) транспортных средств на таможенную территорию Российской Федерации путем их ввоза помимо пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации либо иных установленных мест прибытия или вне времени работы таможенных органов, а равно совершение действий, непосредственно направленных на фактическое пересечение таможенной границы Российской Федерации товарами и(или) транспортными средствами при их убытии с таможенной территории Российской Федерации помимо пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации либо иных мест, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о Государственной границе Российской Федерации, или вне времени работы таможенных органов либо без разрешения таможенного органа,

— влекут наложение административного штрафа на граждан и юридических лиц в размере от одной второй до трехкратного размера стоимости товаров и(или) транспортных средств, явившихся предметами административного правонарушения, с их конфискацией или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения; на должностных лиц — от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда.

2. Сокрытие товаров от таможенного контроля путем использования тайников или иных способов, затрудняющих обнаружение товаров, либо путем придания одним товарам вида других при перемещении их через таможенную границу Российской Федерации

— влечет наложение административного штрафа на граждан и юридических лиц в размере от одной второй до трехкратного размера стоимости товаров, явившихся предметами административного правонарушения, с их конфискацией или без таковой и конфискацию товаров и(или) транспортных средств, явившихся орудиями совершения административного правонарушения, либо конфискацию предметов административного правонарушения; на должностных лиц — от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда.

3. Сообщение таможенному органу недостоверных сведений о количестве грузовых мест, об их маркировке, о наименовании, весе и(или) об объеме товаров при прибытии на таможенную территорию Российской Федерации или при убытии с таможенной территории Российской Федерации товаров и(или) транспортных средств, либо для получения разрешения на внутренний таможенный транзит или для его завершения, либо при помещении товаров на склад временного хранения путем представления недействительных документов, а равно использование для этих целей поддельного средства идентификации или подлинного средства идентификации, относящегося к другим товарам и(или) транспортным средствам,

— влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти до двадцати пяти минимальных размеров оплаты труда с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения; на должностных лиц — от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц — от пятисот до одной тысячи минимальных размеров оплаты труда с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.

Примечания

1. За административные правонарушения, предусмотренные настоящей главой, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.

2. Для целей применения настоящей главы под недействительными документами понимаются поддельные документы, документы, полученные незаконным путем, документы, содержащие недостоверные сведения, документы, относящиеся к другим товарам и (или) транспортным средствам, и иные документы, не имеющие юридической силы.

Комм. Косицин И.А.

Комм. Косицина Л.А.

Объектом правонарушения, предусмотренного комментируемой статьей, являются общественные отношения по осуществлению таможенными органами таможенного контроля за товарами, перемещаемыми через таможенную границу Российской Федерации.

Новый Таможенный кодекс РФ дал четкое определение незаконному перемещению товаров и(или) транспортных средств через таможенную границу (п.10 ч.1 ст.11). Под ним понимается совершение действий по ввозу на таможенную территорию Российской Федерации или вывозу с этой территории товаров и (или) транспортных средств с нарушением порядка, установленного данным Кодексом.

Согласно пунктам 7—9 ст.11 Таможенного кодекса РФ под перемещением через таможенную границу товаров и (или) транспортных средств понимается не только фактическое пересечение границы как при ввозе, так и при вывозе, но и все последующие действия до их выпуска таможенными органами.

Объективная сторона части 1 комментируемой статьи является альтернативной. Деяние, связанное с нарушением порядка прибытия товаров и(или) транспортных средств на таможенную территорию Российской Федерации, может быть совершено пятью способами:

— путем ввоза товаров и(или) транспортных средств помимо пунктов пропуска через Государственную границу России либо иных установленных мест прибытия;

— путем ввоза товаров и(или) транспортных средств вне времени работы таможенных органов;

— посредством совершения действий, непосредственно направленных на фактическое пересечение таможенной границы Российской Федерации товарами и(или) транспортными средствами при их убытии с данной таможенной территории помимо пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации либо иных мест, установленных законодательством Российской Федерации;

— посредством совершения действий, непосредственно направленных на фактическое пересечение таможенной границы России товарами и(или) транспортными средствами при их убытии с данной таможенной территории вне времени работы таможенных органов;

— посредством совершения действий, непосредственно направленных на фактическое пересечение таможенной границы Российской Федерации товарами и(или) транспортными средствами при их убытии с таможенной территории России без разрешения таможенного органа.

Несмотря на то что таможенное законодательство относит к перемещению товаров и транспортных средств не только действия, непосредственно направленные на их ввоз на территорию Российской Федерации, но и такие действия, как предварительное уведомление таможенных органов о прибытии товаров и транспортных средств на таможенную территорию Российской Федерации (ст.71), представление документов и сведений при прибытии товаров и транспортных средств на таможенную территорию Российской Федерации (ст.72), разгрузка или перегрузка (ст.78), помещение на склад временного хранения (гл.12), заявление к определенному таможенному режиму либо к внутреннему таможенному транзиту (гл.10), квалифицировать по части 1 ст.16.1 КоАП РФ возможно только действия, связанные с фактическим пересечением товаров и транспортных средств помимо пунктов пропуска через Государственную границу России либо иных установленных мест прибытия.

Действия лица, направленные на перемещение товаров или транспортных средств вне поля зрения таможенных органов, уклонение тем самым от прохождения любой формы контроля, составляют объективную сторону правонарушения, предусмотренного комментируемой статьей. На практике перемещение товаров помимо таможенного контроля, как правило, осуществляется путем объезда постов таможенного контроля.

Новый Таможенный кодекс РФ вводит ранее не использовавшееся понятие прибытия товаров, тесно связанное с понятием пересечения таможенной границы Российской Федерации (ст.69). Согласно статье 68 Таможенного кодекса РФ прибытие товаров и транспортных средств на таможенную территорию России допускается в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, установленных законодательством Российской Федерации, во время работы таможенных органов. В иных местах товары и транспортные средства могут прибывать на таможенную территорию России в соответствии с законодательством о государственной границе. Так, Закон РФ от 1 апреля 1993г. №4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации определяет пункт пропуска через Государственную границу РФ как территорию в пределах железнодорожного, автомобильного вокзала, станции, морского, речного порта, аэропорта, аэродрома, открытого для международных сообщений (международных полетов), а также иное, специально оборудованное место, где осуществляются пограничный, а при необходимости и другие виды контроля, и пропуск через государственную границу лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных. Например, залы официальных лиц и делегаций (далее именуются — залы официальных лиц), организуемые в составе железнодорожных и автомобильных вокзалов (станций), морских и речных портов, аэропортов (аэродромов), открытых для международных сообщений (международных полетов), являются специализированной частью пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации.

Правительство РФ вправе устанавливать пункты пропуска через государственную границу для прибытия на таможенную территорию России отдельных видов товаров. Так, установлено, что алкогольная и табачная продукция, табачное сырье, используемое для промышленного производства табачных изделий, ввозимых автомобильным, воздушным, железнодорожным и морским (речным) транспортом, допускается только в пункты пропуска через государственную границу по перечню, утвержденному постановлением Правительства РФ от 9 декабря 2003г. №743. Прибытие на таможенную территорию Российской Федерации мяса и пищевых субпродуктов домашней птицы, страной происхождения которых являются государства, не имеющие с Россией сухопутных путей сообщения, допускается только в морские (речные) и воздушные пункты пропуска через Государственную границу Российской Федерации согласно постановлению Правительства РФ от 3 ноября 2003г. №665.

К действиям, непосредственно направленным на вывоз товаров и(или) транспортных средств с таможенной территории Российской Федерации, относятся:

— вход (въезд) физического лица, выезжающего из Российской Федерации, в зону таможенного контроля;

— въезд автотранспортного средства в пункт пропуска через государственную границу в целях убытия его с таможенной территории Российской Федерации;

— сдача транспортным организациям товаров либо организациям почтовой связи международных почтовых отправлений для отправки за пределы данной таможенной территории;

— действия лица, непосредственно направленные на фактическое пересечение таможенной границы товарами и(или) транспортными средствами вне установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации мест.

Порядок убытия товаров и транспортных средств с российской территории установлен главой 13 Таможенного кодекса РФ. Место и время убытия товаров и транспортных средств устанавливается аналогично с местом прибытия товаров на таможенную территорию Российской Федерации.

Убытие товаров и транспортных средств допускается с разрешения таможенного органа. Для получения разрешения таможенного органа на убытие товаров и(или) транспортных средств в таможенный орган представляются таможенные документы, подтверждающие помещение товаров под таможенный режим, предусматривающий вывоз товаров с таможенной территории Российской Федерации.

До убытия товаров и транспортных средств перевозчик обязан представить в таможенный орган документы и сведения, список которых предусмотрен статьями 73—76 Таможенного кодекса РФ в зависимости от вида транспорта, на котором осуществляется международная перевозка товаров. Таможенный орган не вправе требовать от перевозчика представления сведений, не предусмотренных названными статьями.

Время работы таможенных органов определяется начальником таможенного органа в зависимости от места расположения и других условий. Так, время работы таможенных органов в портах, аэропортах и иных пунктах пропуска через государственную границу должно соответствовать времени работы контролирующих органов и служб в этих пунктах пропуска. В иных местах таможенного оформления она устанавливается с учетом потребностей транспортных организаций и участников внешнеэкономической деятельности.

В пунктах пропуска через государственную границу, которые по местонахождению совмещены с пунктами пропуска сопредельных государств, время работы таможенных органов по возможности должно совпадать с временем работы таможенных органов этих сопредельных государств. По мотивированному запросу заинтересованного лица и при возможности таможенных органов отдельные таможенные операции могут совершаться вне времени работы таможенного органа.

Часть 2 ст.16 Кодекса предусматривает ответственность за сокрытие товаров от таможенного контроля при перемещении их через таможенную границу Российской Федерации.

Согласно пункту 19 ч.1 ст.11 Таможенного кодекса РФ под таможенным контролем понимается совокупность мер, осуществляемых таможенными органами в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации.

Формы и порядок проведения таможенного контроля установлены нормами главы 35 раздела IV Таможенного кодекса РФ. Так, статья 366 названного Кодекса предписывает должностным лицам таможенных органов проводить таможенный контроль путем:

а) проверки документов и сведений,

б) устного опроса,

в) получения пояснений,

г) таможенного наблюдения,

д) таможенного осмотра товаров и транспортных средств,

е) таможенного досмотра товаров и транспортных средств,

ж) личного досмотра,

з) проверки маркировки товаров специальными марками, наличия на них идентификационных знаков,

и) осмотра помещений и территорий,

к) таможенной ревизии.

При осуществлении различных форм таможенного контроля таможенные органы вправе: проводить экспертизу, исследования, для чего брать пробы или образцы товаров; привлекать для участия в совершении конкретных действий при проведении таможенного контроля не заинтересованного в их результатах специалиста, обладающего специальными знаниями и навыками, специалиста других правоохранительных органов; собирать информацию о лицах, осуществляющих деятельность, связанную с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу, а также осуществляющих деятельность в области таможенного дела; использовать технические средства.

Согласно статье 360 Таможенного кодекса РФ товары и транспортные средства, ввезенные на таможенную территорию РФ, считаются находящимися под таможенным контролем с момента пересечения таможенной границы при их прибытии на таможенную территорию Российской Федерации и до момента выпуска для свободного обращения, уничтожения, отказа в пользу государства, обращения товаров в федеральную собственность, фактического вывоза товаров и транспортных средств с таможенной территории Российской Федерации.

Российские товары и транспортные средства считаются находящимися под таможенным контролем при их вывозе с таможенной территории России с момента принятия таможенной декларации или совершения действий, непосредственно направленных на вывоз товаров с таможенной территории Российской Федерации, и до пересечения таможенной границы.

В качестве способов сокрытия товаров от таможенного контроля диспозиция части 2 комментируемой статьи рассматривает использование тайников и иных способов, затрудняющих обнаружение товара, придание одним товарам вида других товаров.

Тайниками являются специальные хранилища, изготовленные в целях сокрытия товаров от контроля, а также оборудованные и приспособленные в этих же целях на транспортных средствах конструктивные емкости и предметы, предварительно подвергавшиеся разборке, монтажу и т.п. В транспортном средстве и его грузовых помещениях должны отсутствовать потайные места для сокрытия товаров, все места, в которых могут находиться товары, должны быть легко доступны для таможенного осмотра.

К иным способам, затрудняющим обнаружение товаров, могут быть отнесены различные ухищренные способы утаивания товаров, такие, как физическое сокрытие товаров, когда должностное лицо таможенного органа не может их обнаружить путем обычного визуального досмотра без проведения личного досмотра как исключительной формы таможенного контроля или применения технических средств таможенного контроля, а также помещение товаров в места, не предназначенные для их транспортировки или хранения, доступ в которые затруднен (например, перемещение товара в шинах автомобиля и т.п.).

Под приданием одним товарам вида других понимается существенное изменение внешних характерных признаков товаров, которые позволяют отнести их к товарам иного вида.

Состав правонарушения, предусмотренного частью 3 комментируемой статьи, образуют следующие действия: представление недействительных документов, использование поддельного средства идентификации, использование подлинного средства идентификации, но относящегося к другим товарам и(или) транспортным средствам.

Деяния подлежат квалификации по части 3 данной статьи, если они совершены при прибытии товаров и(или) транспортных средств на таможенную территорию Российской Федерации или их убытии с данной территории, а также для получения разрешения на внутренний таможенный транзит или для его завершения, либо при помещении товаров на склад временного хранения.

Выше указанные действия должны быть сопряжены с предоставлением недостоверных сведений о количестве грузовых мест, об их маркировке, весе и(или) об объеме товаров.

Несоответствие фактического адреса поставки товаров адресу, заявленному в таможенной декларации, фальсификация писем (например, сообщения иностранного партнера об отправке товара по маршруту, не указанному в контракте), подложность контракта (например, контракт подписан иностранной фирмой, не зарегистрированной в качестве торговой компании) в настоящее время уже не могут рассматриваться в качестве обстоятельств, образующих состав правонарушения, предусмотренного частью 3 ст.16.1 КоАП РФ, поскольку диспозиция названной статьи не содержит указанных деяний.

Вместе с тем согласно постановлению Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 10 июля 2001г. №3733/01 привлечение к административной ответственности за представление таможенному органу документов, содержащих недостоверные сведения, возможно лишь при обманном использовании таких документов. Под обманным же использованием документов, содержащих недостоверные сведения, следует понимать заявление лицом для таможенных целей заведомо ложных сведений о товаре и транспортных средствах.

Необходимо учитывать, что товары должны быть фактически вывезены с таможенной территории Российской Федерации в том же количестве и состоянии, в котором они находились в момент их помещения под определенный таможенный режим, за исключением изменения количества и состояния товаров вследствие естественного износа или убыли либо вследствие изменения естественных свойств товаров при нормальных условиях перевозки, транспортировки и хранения, а также изменения количества товаров вследствие наличия несливаемых остатков в транспортном средстве.

Российские товары могут быть вывезены в меньшем количестве, чем количество, заявленное при их помещении под определенный таможенный режим, вне зависимости от причин, по которым произошло уменьшение количества товаров (ст.122 ТК РФ).

Согласно статье 380 Таможенного кодекса РФ товары и транспортные средства, находящиеся под таможенным контролем, могут идентифицироваться таможенными органами.

Идентификация производится путем наложения пломб, печатей, нанесения цифровой, буквенной и иной маркировки, идентификационных знаков, транспортных (перевозочных), коммерческих и иных документов, проставления штампов, взятия проб и образцов, подробного описания товаров и транспортных средств, составления чертежей, изготовления масштабных изображений, фотографий, иллюстраций и других средств идентификации.

Средства идентификации могут изменяться или уничтожаться только таможенными органами или с их разрешения, за исключением случаев, если существует реальная угроза уничтожения, безвозвратной утраты или существенной порчи товаров и транспортных средств. Таможенному органу незамедлительно сообщается об изменении, удалении или уничтожении средств идентификации и представляются доказательства существования указанной угрозы.

В отношении товаров, помещаемых под таможенную процедуру внутреннего таможенного транзита, таможенный орган отправления в соответствии со статьей 83 Таможенного кодекса РФ осуществляет идентификацию. Идентификация производится в целях обеспечения возможности обнаружения таможенным органом назначения следов изъятия товаров, вложения товаров в транспортное средство или совершения с товарами каких-либо операций, если указанные действия могли быть совершены при перевозке этих товаров в соответствии с внутренним таможенным транзитом. Примером сокрытия от таможенного контроля перемещаемых товаров путем представления таможенному органу документов, содержащих недостоверные сведения, а также с использованием средства идентификации, относящегося к другому товару, может служить использование фотографии другого товара.

Деяние квалифицируется по статье 16.1 КоАП РФ, если стоимость перемещенных товаров не превышает двухсот пятидесяти тысяч рублей, в противном случае наступает уголовная ответственность по статье 188 УК РФ.

Ответственность за деяния, предусмотренные комментируемой статьей, наступает лишь в случаях совершения их с умыслом.

Субъектом правонарушений является лицо, фактически перемещающее товар, в качестве такового может выступать перевозчик, экспедитор, лица, указанные в пункте 6 ст. 80 Таможенного кодекса РФ.

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 2 данной статьи, рассматривают мировые судьи, а в случае ведения производства в форме административного расследования — судьи районных судов. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных частями 1 и 3, рассматривают таможенные органы, при этом они могут передать дело на рассмотрение судье.

Составлять протоколы об административных правонарушениях имеют право должностные лица таможенных органов.

Конфискация транспортных средств, являющихся орудием совершения правонарушения, производится независимо от того, находятся ли они в собственности лица, совершившего нарушение таможенных правил, а также независимо от того, установлено это лицо или нет. По части 2 комментируемой статьи конфискация товаров применяется только в отношении тех из них, которые сокрыты от таможенного контроля.








<<< Пред. Оглавление
Начало раздела
След. >>>

П е р с о н а л и и    б и б л и о т е к и
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я

Дата последнего изменения:
Sunday, 15-Jun-2014 06:08:17 UTC





(c) 2017 AZ-libr.ру :: Библиотека - "Люди и книги"