Статья 13.11. Нарушение установленного законом порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (персональных данных)Статья 13.11. Нарушение установленного законом порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (персональных данных) Нарушение установленного законом порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (персональных данных) — влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц — от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц — от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда. Комм. Кулинко М.В. Объектом правонарушения выступает установленный порядок сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (персональных данных). Конституцией РФ определяются основы правового режима информации о гражданах и создается база для дальнейшего нормотворчества. Единый порядок сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах должен быть урегулирован соответствующим федеральным законом. До его принятия деятельность негосударственных организаций и частных лиц, касающаяся сбора, обработки, хранения и предоставления органам государственной власти, гражданам и иным организациям персональной информации, регламентируется рядом нормативных актов. Так, деятельность, связанная с обработкой и предоставлением пользователям персональных данных, подлежит обязательному лицензированию в соответствии с действующим законодательством. Отдельные (частные) вопросы сбора, хранения и распространения персональной информации о гражданах регулируются отраслевым законодательством, например, главой 14 Трудового кодекса РФ, которая целиком посвящена защите персональных данных работника. Законодательством предусмотрен ряд изъятий для получения информации о гражданах без их согласия. В частности, Федеральный закон от 12 августа 1995г. №144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» в целях борьбы с преступностью допускает вмешательство правоохранительных органов в частную жизнь граждан без их согласия. Аналогичным образом статья 61 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993г. устанавливает перечень случаев, когда медицинская тайна может быть разглашена в интересах субъекта персональных данных или охраны прав и интересов других граждан. Предметом правонарушения выступает информация о гражданах (персональные данные). Понятие персональных данных статья 2 Федерального закона от 20 февраля 1995г. №24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации» трактует как сведения о фактах, событиях и обстоятельствах жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность. Статья 11 указанного Закона, а также Указ Президента РФ от 6 марта 1997г. №188 «Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера» относят персональные данные к категории конфиденциальной информации, т.е. информации с ограниченным доступом. Перечни персональных данных, включаемых в состав федеральных информационных ресурсов, информационных ресурсов совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, информационных ресурсов субъектов Федерации, информационных ресурсов органов местного самоуправления, а также получаемых и собираемых негосударственными организациями, должны быть закреплены на уровне федерального закона. Объективная сторона правонарушения состоит в действиях или бездействии, нарушающих установленный законом порядок сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах. Нарушение порядка сбора персональной информации чаще всего проявляется в получении персональных данных гражданами, должностными лицами либо государственными органами, не имеющими права ее использования. Хранение информации должно исключать возможность ее утраты, искажения, изменения, а также получения ее лицами, не имеющими соответствующего допуска к использованию такой информации. Распространением может быть как непосредственная передача информации персонального характера заинтересованному, а равно не заинтересованному в такой информации лицу, так и доведение данной информации до широкого круга лиц (например, ее помещение в информационных сетях связи общего пользования). Субъектом административного правонарушения могут быть граждане, должностные и юридические лица, нарушившие порядок сбора, хранения, использования или распространения персональных данных. Субъективная сторона правонарушения характеризуется виной в форме умысла или неосторожности. Неосторожная форма вины может проявляться при сборе и последующем хранении информации персонального характера. В настоящее время законодательством Российской Федерации не закреплен перечень, устанавливающий виды персональных данных. В этой связи на практике часто возникают ситуации, при которых граждане, должностные и юридические лица в своей повседневной деятельности осуществляют сбор информации, которая так или иначе затрагивает права и свободы граждан, не подозревая при этом, что информация такого характера по своей сути относится к персональным данным. Дела о данных правонарушениях возбуждаются прокурором и рассматриваются судьями. |
|
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
Дата последнего изменения: |