Статья 8.6. Порча земельСтатья 8.6. Порча земель 1. Самовольное снятие или перемещение плодородного слоя почвы — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти до пятнадцати минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц — от двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц — от двухсот до трехсот минимальных размеров оплаты труда. 2. Уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порча земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати до двадцати минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц — от тридцати до сорока минимальных размеров оплаты труда; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от тридцати до сорока минимальных размеров оплаты труда или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от трехсот до четырехсот минимальных размеров оплаты труда или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток. Комм. Косицин И.А. Правонарушение, ответственность за совершение которого предусмотрена комментируемой статьей, посягает на общественные отношения, складывающиеся в области охраны окружающей среды и природопользования по поводу земель. Указанные отношения регулируются рядом нормативных правовых актов, основным из которых является Земельный кодекс Российской Федерации. Часть 1 ст.8.6 Кодекса описывает два состава административного правонарушения, предметом которого является плодородный слой почвы. Во-первых, снятие плодородного слоя почвы и, во-вторых, его перемещение. Самовольное снятие или перемещение плодородного слоя почвы выражается в отделении его от поверхности земли и изменении положения в пространстве, например, произведенные без соответствующего разрешения смещение плодородного слоя почвы со строительного участка на прилегающую территорию, изъятие плодородного слоя почвы из леса для изготовления клумбы. Площадь и объем снятого или перемещенного слоя почвы для квалификации правонарушения значения не имеют. Часть 2 комментируемой статьи устанавливает административную ответственность за уничтожение плодородного слоя почвы и порчу земель в результате нарушения правил обращения с различными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами. Под порчей и уничтожением плодородного слоя почвы понимается частичное или полное его разрушение в результате умышленных или неосторожных действий, а также вследствие непринятия мер по предотвращению негативных последствий, вызванных антропогенными и природными факторами. Порча и уничтожение характеризуются утратой плодородного слоя почвы или ухудшением его физических и биологических свойств, а также снижением природно-хозяйственной ценности земель (см.: приказ Минприроды РФ от 25 мая 1994г. №160 «Об утверждении инструкции по организации и осуществлению государственного контроля за использованием и охраной земель органами Минприроды России»). Одной из разновидностей веществ, опасных для здоровья людей и окружающей среды, нарушение правил обращения с которыми может привести к административно наказуемой порче земель, являются пестициды и агрохимикаты. Другой разновидностью веществ, опасных для здоровья людей и окружающей среды, в комментируемой статье названы отходы производства и потребления. Административной ответственности подлежит нарушение правил обращения не со всеми отходами, а только с опасными для здоровья людей и окружающей среды. Под ними понимаются отходы, которые содержат вредные вещества, обладающие опасными свойствами (токсичностью, взрывоопасностью, пожароопасностью, высокой реакционной способностью) или содержащие возбудителей инфекционных болезней, либо которые могут представлять непосредственную или потенциальную опасность для окружающей природной среды и здоровья человека самостоятельно или при вступлении в контакт с другими веществами. Комментируемая норма является бланкетной. Административная ответственность наступает за нарушение правил обращения с опасными веществами, которое повлекло уничтожение плодородного слоя почвы или порчу земель, установленных подзаконными актами. Например, постановлением Главного государственного санитарного врача РФ введены в действие санитарные правила СП 1.2.1170-02 «Гигиенические требования к безопасности агрохимикатов». При квалификации деяний по статье 8.6 Кодекса следует учитывать, что Уголовный кодекс РФ предусматривает уголовную ответственность за подобные деяния, но с тяжкими последствиями. Например, статья 254 УК РФ устанавливает уголовную ответственность за отравление, загрязнение или иную порчу земли вредными продуктами хозяйственной или иной деятельности вследствие нарушения правил обращения с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами и иными опасными химическими или биологическими веществами при их хранении, использовании и транспортировке, повлекшие причинение вреда здоровью человека или окружающей среде, а статья 246 — за нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ, если это повлекло существенное изменение радиоактивного фона, причинение вреда здоровью человека, массовую гибель животных либо иные тяжкие последствия. Под иными тяжкими последствиями нарушения правил охраны окружающей среды при производстве работ в соответствии с постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 5 ноября 1998г. №14 «О практике применения судами законодательства об ответственности за экологические правонарушения» понимаются не только существенное ухудшение качества окружающей среды или состояния ее объектов, устранение которого требует длительного времени и больших финансовых и материальных затрат, уничтожение отдельных объектов, но и деградация земель и иные негативные изменения окружающей среды, препятствующие ее сохранению и правомерному использованию. Рассматриваемое правонарушение может быть совершено как умышленно, так и по неосторожности. Субъектом правонарушения может являться как физическое лицо — гражданин или должностное лицо, в том числе лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, так и юридическое лицо. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных настоящей статьей, рассматривают органы, уполномоченные в сфере государственного контроля за использованием и охраной земель, государственного экологического контроля, а частью 2 комментируемой статьи — также органы, уполномоченные в сфере санитарно-эпидемиологического надзора в части административных правонарушений о порче земель опасными для здоровья людей и окружающей среды отходами производства и потребления, и органы, уполномоченные в сфере государственного контроля за химизацией и использованием химических веществ в сельском хозяйстве, в части административных правонарушений о порче земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами. Протоколы об административных правонарушениях имеют право составлять должностные лица указанных органов, а также должностные лица органов внутренних дел (милиции). |
|
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
Дата последнего изменения: |