Статья 18.1. Нарушение режима Государственной границы Российской ФедерацииСтатья 18.1. Нарушение режима Государственной границы Российской Федерации 1. Нарушение правил пересечения Государственной границы Российской Федерации лицами и(или) транспортными средствами либо нарушение порядка следования таких лиц и(или) транспортных средств от Государственной границы Российской Федерации до пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации и в обратном направлении, за исключением случаев, предусмотренных статьей 18.5 настоящего Кодекса, — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере до двадцати минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц — от тридцати до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда. 2. Те же действия, совершенные иностранным гражданином или лицом без гражданства, — влекут наложение административного штрафа в размере до двадцати минимальных размеров оплаты труда с административным выдворением за пределы Российской Федерации или без такового. 3. Ведение на Государственной границе Российской Федерации либо вблизи нее хозяйственной, промысловой или иной деятельности без уведомления пограничных органов либо с уведомлением таких органов, но с нарушением установленного порядка ведения на Государственной границе Российской Федерации либо вблизи нее хозяйственной, промысловой или иной деятельности — влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере до десяти минимальных размеров оплаты труда с конфискацией орудий совершения или предмета административного правонарушения или без таковой; на должностных лиц — от тридцати до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда с конфискацией орудий совершения или предмета административного правонарушения или без таковой; на юридических лиц — от ста до трехсот минимальных размеров оплаты труда с конфискацией орудий совершения гит предмета административного правонарушения или без таковой. Комм. Сахно А.И. Объектом административных правонарушений, предусмотренных комментируемой статьей, является установленный режим Государственной границы Российской Федерации. Режим Государственной границы Российской Федерации является специальным правовым режимом, который регулируется Законом РФ «О Государственной границе Российской Федерации», другими федеральными законами, международными договорами и соглашениями Российской Федерации с целью обеспечения безопасности государства и включает в себя правила: 1) содержания государственной границы; 2) пересечения государственной границы лицами и транспортными средствами; 3) перемещения через государственную границу грузов, товаров и животных; 4) пропуска через государственную границу лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных; 5) ведения на государственной границе либо вблизи нее на российской территории хозяйственной, промысловой и иной деятельности; 6) разрешения с иностранными государствами инцидентов, связанных с нарушением указанных правил. Части 1 и 2 комментируемой статьи предусматривают административную ответственность за нарушение установленного порядка пересечения государственной границы и порядка следования по российской территории от линии государственной границы до пунктов пропуска через нее и в обратном направлении. Пересечение Государственной границы Российской Федерации на суше лицами и транспортными средствами осуществляется на путях международного железнодорожного, автомобильного сообщения либо в иных местах в соответствии с международными договорами Российской Федерации или решениями Правительства РФ. Этими актами может определяться время пересечения границы и устанавливаться порядок следования от границы до пунктов пропуска через нее и в обратном направлении. При этом ими не допускаются высадка людей, выгрузка грузов, товаров, животных и прием их на транспортные средства. Пункты пропуска через государственную границу устанавливаются Правительством РФ по представлениям федеральных органов исполнительной власти, субъектов Федерации, согласованным с пограничными органами и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, с учетом интересов сопредельных и других иностранных государств (о пункте пропуска через государственную границу см.: комментарий ст.18.4 КоАП РФ). Российские и иностранные суда, иностранные военные корабли и другие государственные суда, эксплуатируемые в некоммерческих целях, при следовании от государственной границы до пунктов пропуска и обратно, при плавании в российской части вод пограничных рек, озер и иных водоемов без захода в порты (на рейды) Российской Федерации обязаны выполнять следующие требования пограничных органов: показать свой флаг, если он по какой-либо причине не был поднят; изменить курс, если он ведет в запретный для плавания или временно опасный для плавания район, а также в зону безопасности, установленную вокруг искусственного острова, установки или сооружения; сообщить о целях захода на территорию России и др. Этим судам при следовании от государственной границы до пунктов пропуска и обратно, кроме случаев, предусмотренных международными договорами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами, запрещаются: а) заход в порты (на рейды) Российской Федерации, не открытые Правительством РФ для захода иностранных судов; б) заход в запретный для плавания или временно опасный для плавания район, а также в зону безопасности, установленную вокруг искусственного острова, установки или сооружения, если о таких районах и зоне сообщено для всеобщего сведения; в) остановка, высадка (посадка) людей, выгрузка (погрузка) любых грузов, товаров, валюты, животных, спуск на воду или прием на борт любых плавучих средств, подъем в воздух, посадка или принятие на борт любого летательного аппарата, ведение промысловой, исследовательской, изыскательской или иной деятельности без соответствующего на то разрешения либо с нарушением условий такого разрешения и др. Воздушные суда пересекают государственную границу по специально выделенным воздушным коридорам пролета с соблюдением правил, устанавливаемых Правительством РФ и публикуемых в документах аэронавигационной информации. Пересечение границы вне выделенных воздушных коридоров, кроме случаев, указанных в законе, допускается только по разрешению Правительства РФ. При следовании от государственной границы до пунктов пропуска и обратно, а также при транзитном пролете через воздушное пространство Российской Федерации воздушным судам запрещаются: а) посадка в аэропортах, на аэродромах Российской Федерации, не открытых Правительством РФ для международных полетов; б) вылет из аэропортов, с российских аэродромов, не открытых Правительством РФ для международных полетов. В отдельных случаях при выполнении специальных международных полетов вылет воздушных судов из Российской Федерации, а также их посадка после взлета в Российскую Федерацию могут производиться в аэропортах, на российских аэродромах, не открытых для международных полетов, только по разрешениям Минтранса России или Минобороны России, согласованным с ФСБ России, ФТС России, Минздравом и соцразвития России; в) залет в запретные для полетов районы, о которых сообщено для всеобщего сведения, и др. Часть 3 рассматриваемой статьи предусматривает административную ответственность за нарушение установленного порядка ведения на Государственной границе Российской Федерации либо вблизи нее хозяйственной, промысловой или иной деятельности без уведомления пограничных органов либо с их уведомлением, но с нарушением установленного порядка ведения на государственной границе либо вблизи нее хозяйственной, промысловой или иной деятельности. Объективная сторона рассматриваемых правонарушений может проявляться в конкретных действиях, нарушающих установленные правила, составляющие режим Государственной границы Российской Федерации, а именно: а) нарушении правил пересечения государственной границы российскими гражданами, иностранными гражданами и лицами без гражданства; б) нарушении правил пересечения государственной границы транспортными средствами — автомобильными, морскими, речными, воздушными; в) нарушении лицами и транспортными средствами порядка их следования от Государственной границы Российской Федерации до пунктов пропуска через нее и в обратном направлении; г) ведении на государственной границе либо вблизи нее хозяйственной, промысловой и иной деятельности без уведомления пограничных органов либо с уведомлением таких органов, но с нарушением установленного порядка ведения на границе либо вблизи нее указанной деятельности. Для привлечения нарушителей к административной ответственности необходимо установить, какие конкретно предписания, определяющие правовой режим Государственной границы Российской Федерации, были нарушены. Эти предписания содержатся в федеральных законах, указах Президента РФ, постановлениях Правительства РФ, нормативных правовых актах федеральных органов исполнительной власти, регулирующих отношения в сфере пограничной безопасности, а также в законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, касающихся ведения хозяйственной, промысловой и иной деятельности на границе и вблизи нее, принятых в пределах их полномочий. Административные правонарушения, предусмотренные комментируемой статьей и связанные с нарушением режима государственной границы, необходимо отграничивать от преступлений, предусмотренных статьей 322 Уголовного кодекса РФ (незаконное пересечение Государственной границы Российской Федерации). Во всех случаях такое отграничение проводится прежде всего по объективной стороне состава правонарушения. Незаконное пересечение Государственной границы Российской Федерации признается преступлением, если оно осуществлено любым способом и в любом направлении без установленных документов или без надлежащего разрешения, а также совершено группой лиц по предварительному сговору или организованной группой либо с применением насилия или с угрозой его применения. Субъектами административных правонарушений, предусмотренных частью 1 комментируемой статьи, могут выступать граждане Российской Федерации, достигшие 16-летнего возраста, должностные лица, ответственные за соблюдение указанных в диспозиции правил, частью 2 — иностранные граждане и лица без гражданства, частью 3 — граждане Российской Федерации, должностные лица, а также юридические лица, ведущие на границе либо вблизи нее хозяйственную, промысловую или иную деятельность. С субъективной стороны правонарушения могут характеризоваться умыслом либо неосторожностью. Составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях вправе должностные лица пограничных органов, а также органов, уполномоченных в сфере организации воздушного движения Российской Федерации. Дело о правонарушении, предусмотренном частью 2 ст.18.1 КоАП РФ, может быть рассмотрено судьей в случае, если это дело передано ему на рассмотрение должностными лицами пограничных органов. |
|
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
Дата последнего изменения: |