Статья 18.5. Нарушение правил, относящихся к мирному проходу через территориальное море Российской Федерации или к транзитному пролету через воздушное пространство Российской ФедерацииСтатья 18.5. Нарушение правил, относящихся к мирному проходу через территориальное море Российской Федерации или к транзитному пролету через воздушное пространство Российской Федерации Нарушение правил, относящихся к мирному проходу через территориальное море Российской Федерации или к транзитному пролету через воздушное пространство Российской Федерации, — влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от трехсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда. Комм. Сахно А.И. Общим объектом административных правонарушений является установленный режим Государственной границы Российской Федерации. Непосредственным объектом посягательства выступает порядок мирного прохода через территориальное море или транзитного пролета через воздушное пространство Российской Федерации. Согласно Федеральному закону «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» на территориальное море, воздушное пространство над ним, а также на дно территориального моря и его недра распространяется суверенитет Российской Федерации с признанием права мирного прохода иностранных судов через территориальное море. Невоенные суда и военные корабли пересекают государственную границу на море, реках, озерах и иных водоемах в соответствии с федеральными законами и международными договорами Российской Федерации. Иностранные невоенные суда и военные корабли пользуются правом мирного прохода через территориальное море Российской Федерации при условии соблюдения общепризнанных принципов и норм международного права, международных договоров Российской Федерации, российского законодательства. Проход является мирным, если им не нарушается мир, добрый порядок или безопасность России. Проход через территориальное море иностранного судна, иностранного военного корабля или. другого государственного судна считается нарушающим мир, добрый порядок или безопасность России, если указанное судно осуществляет любой из видов деятельности, перечисленных в статье 19 Конвенции Организации Объединенных Наций по морскому праву от 10 декабря 1982г. Мирный проход через территориальное море Российской Федерации осуществляется с целью его пересечения без захода в российские внутренние воды или с целью прохода во внутренние воды, в порты (на рейды) России за пределами внутренних вод либо выхода из них. Осуществляя мирный проход, иностранные невоенные суда и военные корабли должны следовать морскими коридорами или схемами (системами) разделения движения в тех местах, где они установлены или предписаны российскими компетентными органами, либо могут следовать обычными курсами, рекомендованными этими органами. Иностранным судам, иностранным военным кораблям и другим государственным судам, российским судам при следовании от государственной границы до пунктов пропуска через границу и обратно, иностранным невоенным судам при мирном проходе без захода во внутренние воды Российской Федерации и плавании в российской части вод пограничных рек, озер и иных водоемов без захода в российские порты (на рейды) запрещается (кроме случаев, предусмотренных законодательством о границе): а) заход в порты (на рейды) России, не открытые Правительством РФ для международных сообщений, захода иностранных судов; б) выход из портов (с рейдов), не открытых Правительством РФ для международных сообщений; в) заход в запретные для плавания районы, о которых сообщено для всеобщего сведения; г) остановка, высадка (посадка) людей, выгрузка (погрузка) грузов, товаров и животных в не установленных для этого местах или в установленных местах, но без соответствующего на то разрешения, спуск на воду плавучих средств, подъем в воздух летательных аппаратов и прием их на борт, ведение промысловой, исследовательской и иной деятельности и др. Федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные в области обороны или в области охраны государственной границы, могут временно приостановить (в определенных районах территориального моря) осуществление права мирного прохода через территориальное море для иностранных судов, иностранных военных кораблей и других государственных судов. Во время прохода через территориальное море иностранные подводные лодки и другие подводные транспортные средства должны следовать на поверхности и под своим флагом. Иностранные суда, иностранные военные корабли и другие государственные суда с ядерными двигателями, а также иностранные суда, перевозящие ядерные или другие опасные или ядовитые по своей природе вещества или материалы, во время прохода через территориальное море должны иметь на борту необходимые документы, соблюдать особые меры предосторожности (установленные для таких судов международными договорами Российской Федерации) и следовать по установленным для них морским коридорам и схемам разделения движения в территориальном море. Воздушные суда пересекают государственную границу по специально выделенным воздушным коридорам полета с соблюдением правил, устанавливаемых Правительством РФ и публикуемых в документах аэронавигационной информации. При следовании от государственной границы до пунктов пропуска через границу и обратно, а также при транзитном пролете через воздушное пространство Российской Федерации воздушным судам запрещается (кроме случаев, предусмотренных законодательством о границе): а) посадка в аэропортах, на аэродромах Российской Федерации, не открытых Правительством РФ для международных полетов; б) вылет из аэропортов, с аэродромов, не открытых Правительством РФ для международных полетов. В отдельных случаях, при выполнении специальных международных полетов, вылет воздушных судов из Российской Федерации, а также их посадка после взлета на данную территорию могут производиться в аэропортах, на аэродромах, не открытых для международных полетов, только по разрешениям Минтранса России или Минобороны России, согласованным с ФСБ России, Минздравсоцразвития России; в) залет в запретные для полетов районы, о которых сообщено для всеобщего сведения, и др. В интересах обеспечения пограничной безопасности государства, а также по просьбе иностранных государств решением Правительства РФ пересечение государственной границы на отдельных ее участках может быть временно ограничено или прекращено с уведомления властей заинтересованных государств. При возникновении чрезвычайных ситуаций, вызванных крупными авариями, катастрофами или стихийными бедствиями, аварийно-спасательные, аварийно-восстановительные формирования (силы) пересекают государственную границу для локализации и ликвидации таких ситуаций. При транзитном пролете воздушных судов через воздушное пространство России действуют те же запреты, что и в случае следования воздушного судна от государственной границы до пунктов пропуска и обратно через государственную границу (см.: комментарий ст.18.1 КоАП РФ). Объективная сторона рассматриваемых правонарушений состоит в действиях или бездействии, нарушающих правила, относящиеся к мирному проходу через территориальное море Российской Федерации или транзитного пролета через воздушное пространство России. Административные правонарушения, предусмотренные комментируемой статьей, необходимо отграничивать от преступления, предусмотренного статьей 271 Уголовного кодекса РФ, в соответствии с которой устанавливается ответственность за несоблюдение указанных в разрешении маршрутов, мест посадки, воздушных ворот, высоты полета и т.д. Субъектами правонарушений могут быть юридические лица, ответственные за соблюдение правил, относящихся к мирному проходу через территориальное море или к транзитному пролету через воздушное пространство Российской Федерации. Субъективная сторона правонарушений характеризуется виной в форме умысла или неосторожности. Составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях вправе должностные лица пограничных органов. |
|
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
Дата последнего изменения: |