Статья 14.4. Продажа товаров, выполнение работ либо оказание населению услуг ненадлежащего качества или с нарушением санитарных правил


Статья 14.4. Продажа товаров, выполнение работ либо оказание населению услуг ненадлежащего качества или с нарушением санитарных правил

1. Продажа товаров, выполнение работ либо оказание населению услуг, не соответствующих требованиям стандартов, техническим условиям или образцам по качеству, комплектности или упаковке,

— влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти до пятнадцати минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц — от двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц — от двухсот до трехсот минимальных размеров оплаты труда.

2. Продажа товаров, выполнение работ либо оказание населению услуг с нарушением санитарных правил или без сертификата соответствия (декларации о соответствии), удостоверяющего (удостоверяющей) безопасность таких товаров, работ либо услуг для жизни и здоровья людей,

— влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати до двадцати пяти минимальных размеров оплаты труда с конфискацией товаров или без таковой; на должностных лиц — от сорока до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от сорока до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда с конфискацией товаров или без таковой либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток с конфискацией товаров или без таковой; на юридических лиц — от четырехсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда с конфискацией товаров или без таковой либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток с конфискацией товаров или без таковой.

Комм. Опарин В.Н.

Правонарушения, предусмотренные комментируемой статьей, посягают на права потребителей в сфере торговли и в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Законом РФ «О защите прав потребителей» регулируются отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливаются права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, на получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), на государственную и общественную защиту их интересов, а также определяется механизм реализации этих прав.

Одним из критериев признания гражданина «потребителем» является приобретение им товаров (работ, услуг) исключительно для личных (бытовых) нужд, не связанных с извлечением прибыли. Изготовителями, продавцами, исполнителями являются организации (коммерческие и некоммерческие) независимо от формы собственности и от организационно-правовой формы, а также индивидуальные предприниматели.

В соответствии со статьями 129, 455, 702, 730, 779 Гражданского кодекса РФ, а также Законом РФ «О защите прав потребителей» следует признавать:

товаром — любую вещь, не изъятую из гражданского оборота, реализуемую по договору купли-продажи гражданину для личных (бытовых) нужд, не связанных с предпринимательской деятельностью. Сырье, материалы, комплектующие изделия, полуфабрикаты и т.п. могут рассматриваться в качестве товара в тех случаях, когда они реализуются потребителю продавцом по договору купли-продажи в качестве самостоятельной товарной единицы;

работами — деятельность (работу) исполнителя, осуществляемую за плату по заданию потребителя, имеющую материальный результат (строительство жилого дома, ремонт обуви и т.п.), который передается гражданину для удовлетворения личных (бытовых) нужд;

услугами — совершение за плату определенных действий или осуществление определенной деятельности по заданию гражданина для удовлетворения личных (бытовых) нужд (услуги по перевозке, связи, консультационные, образовательные и т.п.).

Продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар, выполнить работу либо оказать услугу надлежащего качества, т.е. соответствующих стандартам, техническим условиям или образцам по качеству, с соблюдением санитарных правил, с сертификатом соответствия, удостоверяющим безопасность таких товаров, работ либо услуг для жизни и здоровья людей.

Под «стандартом» Федеральным законом от 27 декабря 2002г. №184-ФЗ «О техническом регулировании» понимается документ, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг. Стандарт может также содержать требования к терминологии, символике, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения.

Стандартизация в соответствии с указанным Федеральным законом — это деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышение конкурентоспособности продукции, работ или услуг. Целями стандартизации служат повышение уровня безопасности жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, экологической безопасности, безопасности жизни или здоровья животных и растений и содействие соблюдению требований технических регламентов.

Технический регламент — это документ, который устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции, в том числе зданиям, строениям и сооружениям, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации). Соответствие продукции требованиям технических регламентов подтверждается сертификатом соответствия.

Технические регламенты принимаются в целях: защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества; охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений; предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей.

Субъект предпринимательской деятельности обязан обеспечивать соответствие продукции требованиям технических регламентов. Кроме того, он обязан выпускать в обращение продукцию после осуществления такого подтверждения соответствия, а также указывать в сопроводительной технической документации и при маркировке продукции сведения о сертификате соответствия или декларации о соответствии, приостанавливать или прекращать реализацию продукции, если срок действия сертификата соответствия или декларации о соответствии истек либо их действие приостановлено либо прекращено.

В соответствии с пунктом 12 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных постановлением Правительства РФ от 19 января 1998г. №55, продавец имеет право доводить до сведения информацию об обязательном подтверждении соответствия товаров требованиям безопасности в товарно-сопроводительных документах, оформленных изготовителем или поставщиком (продавцом), содержащих по каждому наименованию товара сведения о подтверждении его соответствия установленным требованиям (номер сертификата соответствия, срок его действия, орган, выдавший сертификат) и заверенных подписью и печатью изготовителя (поставщика, продавца) с указанием его адреса и телефона, без представления копии сертификата.

Продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг должны осуществляться с учетом санитарных правил, принимаемых в соответствии с Федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и устанавливающих санитарно-эпидемиологические требования, в том числе критерии безвредности факторов среды обитания для человека, гигиенические и иные нормативы, несоблюдение которых создает угрозу жизни и здоровью человека.

На территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила. Они подлежат регистрации и официальному опубликованию, их соблюдение является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

Применение комментируемых норм об административной ответственности основано на нормах Федерального закона от 2 января 2000г. №29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов», а также постановлений Правительства РФ от 22 ноября 2000г. №883 «Об организации и проведении мониторинга качества, безопасности пищевых продуктов и здоровья населения», от 21 декабря 2000г. №987 «О государственном надзоре и контроле в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов», от 21 декабря 2000г. №988 «О государственной регистрации новых пищевых продуктов, материалов и изделий».

Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 7 сентября 2001г. №23 «О введении в действие санитарных правил (вместе с санитарно-эпидемиологическими требованиями к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов)». Они устанавливаются в целях предотвращения возникновения и распространения инфекционных и неинфекционных заболеваний (отравлений) и включают в себя требования к размещению, устройству, планировке, санитарно-техническому состоянию, содержанию организаций торговли продовольственным сырьем и пищевыми продуктами, условиям транспортировки, приемки, хранения, переработки, реализации продовольственного сырья и пищевых продуктов, а также к условиям труда.

В настоящее время действует целый ряд санитарных правил, которые необходимо соблюдать при продаже товаров, выполнении работ либо оказании услуг субъектами предпринимательской деятельности.

Объективная сторона правонарушения выражается в нарушении рассмотренных выше требований, установленных стандартами, техническими регламентами, санитарными правилами при продаже товаров, выполнении работ и оказании услуг населению.

Административные правонарушения, предусмотренные комментируемой статьей, следует отличать от других нарушений обязательных требований государственных стандартов, правил обязательной сертификации, санитарных правил, ответственность за совершение которых установлена статьями 6.36.7, 6.14, 8.2, 8.31, 10.6, 10.8, 13.6, 13.8, частью 2 ст.13.12 КоАП РФ и др.

Необходимо отличать составы административных правонарушений, предусмотренных статьей 14.4 КоАП РФ, от аналогичных преступных деяний, ответственность за которые установлена статьей 236 УК РФ (нарушение санитарно-эпидемиологических правил) и статьей 238 УК РФ (производство, хранение, перевозка либо сбыт товаров и продукции, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности). В первом случае виновное лицо будет привлекаться к уголовной ответственности за нарушение санитарно-эпидемиологических правил, повлекшее по неосторожности массовое заболевание или отравление людей либо смерть человека. Во втором — за производство, хранение или перевозку в целях сбыта либо сбыт товаров и продукции, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни или здоровья потребителей, а равно неправомерные выдачу или использование официального документа, удостоверяющего соответствие указанных товаров, работ или услуг требованиям безопасности.

Субъектами административных правонарушений являются граждане, должностные лица и юридические лица.

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, рассматривают судьи, если орган или должностное лицо, к которым поступило дело о правонарушении, передает его на рассмотрение судье (ч.2); органы, уполномоченные в сфере государственного санитарно-эпидемиологического надзора РФ (ч.2) и в сфере защиты прав потребителей.

Протоколы об административных правонарушениях вправе составлять должностные лица органов внутренних дел (милиции) и указанные выше органы, кроме судей.




Поддержите культуру
ЯндексЯндекс. ДеньгиХочу такую же кнопку

Google
 
Web azdesign.ru az-libr.ru

<<< Пред. Оглавление
Начало раздела
След. >>>

П е р с о н а л и и    б и б л и о т е к и
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я

Дата последнего изменения:
Sunday, 15-Jun-2014 06:08:14 UTC