AZ-libr.ру

информационный портал





Статья 20.8. Нарушение правил производства, продажи, коллекционирования, экспонирования, учета, хранения, ношения или уничтожения оружия и патронов к нему


Статья 20.8. Нарушение правил производства, продажи, коллекционирования, экспонирования, учета, хранения, ношения или уничтожения оружия и патронов к нему

1. Нарушение правил производства, продажи, хранения или учета оружия и патронов к нему

— влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц — от четырехсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда.

2. Нарушение правил хранения, ношения или уничтожения оружия и патронов к нему гражданами

— влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от пяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда с возмездным изъятием оружия и патронов к нему или без такового.

3. Нарушение правил коллекционирования или экспонирования оружия и патронов к нему

— влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти до пятнадцати минимальных размеров оплаты труда с возмездным изъятием оружия и патронов к нему или без такового; на юридических лиц — от двухсот до трехсот минимальных размеров оплаты труда с возмездным изъятием оружия и патронов к нему или без такового.

Комм. Соловей Ю.П.

Комм. Цуканов Н.Н.

Под оружием согласно статье 1 Федерального закона от 13 декабря 1996г. №150-ФЗ «Об оружии» понимаются устройства и предметы, конструктивно предназначенные для поражения живой или иной цели, подачи сигналов, а также основные части оружия, определяющие его функциональное назначение (ствол, затвор, барабан, рамка, ствольная коробка).

В зависимости от целей использования, а также по основным параметрам и характеристикам оружие подразделяется на гражданское, служебное, боевое ручное стрелковое и холодное. В зависимости от устройства выделяют огнестрельное, пневматическое, газовое и другие виды оружия.

Под оборотом оружия понимается его производство, торговля, продажа, передача, приобретение, коллекционирование, экспонирование, учет, хранение, ношение, перевозка, транспортирование, использование, изъятие, уничтожение, ввоз на территорию Российской Федерации и вывоз за ее пределы.

Основными нормативными актами, определяющими правила оборота оружия в Российской Федерации, являются уже упомянутый Федеральный закон «Об оружии», постановления Правительства РФ от 21 июля 1998г. №814 «О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации», от 15 октября 1997г. №1314 «Об утверждении Правил оборота боевого ручного стрелкового и иного оружия, боеприпасов и патронов к нему, а также холодного оружия в государственных военизированных организациях», от 3 сентября 2001г. №648 «Об утверждении правил учета и ношения холодного клинкового оружия, предназначенного для ношения с казачьей формой», а также соответствующие ведомственные нормативные правовые акты.

Законодательство, регламентирующее применение мер принуждения, направленных на обеспечение установленного порядка оборота оружия, складывается из ряда составляющих.

Во-первых, речь идет о применении принудительных мер организационного характера, к числу которых относятся вынесение предупреждения, аннулирование лицензий и разрешений по основаниям, предусмотренным указанным Федеральным законом. Огромное значение имеет реализация такой меры, как изъятие оружия, основания которой предусмотрены статьей 27 Федерального закона «Об оружии», пунктами 24, 27 ст.11 Закона РФ «О милиции» и рядом иных нормативных актов. Порядок ее осуществления регламентирован постановлением Правительства РФ от 21 июля 1998г. №814 и иными нормативными правовыми актами. Указанная мера воздействия применяется как в случаях нарушения правил хранения оружия при наличии соответствующего разрешения, так и при выявлении фактов незаконного приобретения, ношения, хранения гладкоствольного огнестрельного, холодного и иных видов оружия.

Во-вторых, отдельные виды нарушений установленного порядка оборота оружия влекут применение мер уголовной ответственности, например незаконные приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка, ношение огнестрельного оружия (за исключением гражданского гладкоствольного) — часть 1 ст.222 УК РФ; незаконный сбыт газового оружия, холодного оружия, в том числе метательного — часть 4 ст.222 УК РФ; незаконные изготовление огнестрельного, газового, холодного, в том числе метательного оружия — статья 223 УК РФ и др.

В-третьих, законодательство об ответственности за нарушения правил оборота оружия дополняется соответствующими нормами комментируемого Кодекса. В связи с этим следует отметить некоторую несогласованность данного нормативного акта с нормами уголовного законодательства. Так, в силу ряда причин сегодня остаются открытыми вопросы относительно ответственности за незаконные:

а) приобретение физическими лицами огнестрельного гладкоствольного, холодного, пневматического, сигнального, газового оружия;

б) изготовление пневматического оружия с дульной энергией менее 7,5 Дж. и калибра 4,5 миллиметра, электрошокового устройства и т.д.;

в) сбыт огнестрельного гладкоствольного, сигнального оружия и т.д.

Родовым объектом рассматриваемых правонарушений является общественная безопасность, видовым — установленные правила оборота оружия, непосредственным — установленные правила производства, продажи, коллекционирования, экспонирования, учета, хранения, ношения или уничтожения оружия.

Под производством понимается исследование, разработка, испытание, изготовление, а также художественная отделка и ремонт оружия, изготовление боеприпасов, патронов и их составных частей.

Продажа — форма распоряжения собственником объектом права собственности путем совершения сделки купли-продажи, условия которой предполагают возмездное отчуждение имущества продавцом в пользу покупателя. Нарушение правил продажи оружия может выражаться в несвоевременном предоставлении в орган внутренних дел соответствующих документов, продаже гражданами снаряженных ими патронов к охотничьему огнестрельному гладкоствольному оружию, продаже электрошоковых устройств или искровых разрядников лицам, не достигшим 18-летнего возраста, и т.д.

Коллекционирование оружия и патронов к нему предполагает его сбор и хранение для формирования культурно-исторических коллекций (собраний) в научных, информационных и познавательных целях. Не требуется получения лицензий на коллекционирование типов и моделей оружия, приобретение которых разрешается без лицензий. Административную ответственность может влечь, например, нарушение правил регистрации и хранения коллекции, а также коллекционирование без лицензии в случаях, когда такая лицензия необходима.

Экспонирование оружия и патронов к нему представляет собой показ юридическими и физическими лицами принадлежащих им коллекций, а также оружия либо патронов, принадлежащих другим владельцам. Не является экспонированием демонстрация оружия и патронов, принадлежащих поставщикам (продавцам), в помещениях, расположенных в пределах производственных территорий, и торговых залах, а также проведение таких мероприятий органами исполнительной власти. Нарушение правил экспонирования может выражаться в отсутствии необходимой лицензии, договора об аренде помещений, непредставлении в орган внутренних дел по месту проведения выставки плана экспонирования и схемы размещения экспозиций для их согласования, несанкционированном допуске посторонних лиц к местам размещения и хранения экспонируемого оружия и патронов к нему и т. д.

Нарушение правил учета оружия и патронов к нему может выражаться в нарушении порядка ведения документации, требования к которой определяются нормативными правовыми актами соответствующих организаций.

Оружие и патроны в соответствии с требованиями, установленными МВД России, подлежат хранению в изолированных помещениях, специально оборудованных для этих целей, оснащенных техническими средствами охраны и иными средствами защиты, в запирающихся на замок сейфах или металлических шкафах. Оружие и патроны должны храниться по месту проживания граждан с соблюдением условий, обеспечивающих их сохранность, безопасность хранения и исключающих доступ к ним посторонних лиц, в запирающихся на замок сейфах или металлических шкафах, ящиках из высокопрочных материалов либо в деревянных ящиках, обитых железом. Органы внутренних дел по месту жительства владельцев имеют право проверять условия хранения зарегистрированного ими оружия.

Хранение оружия и патронов в местах временного пребывания должно осуществляться с соблюдением условий, исключающих доступ к оружию посторонних лиц.

Примером нарушения правил хранения оружия и патронов к нему, влекущего административную ответственность по комментируемой статье, может выступать, например, незаконное хранение огнестрельного гладкоствольного, соответствующего газового оружия, оружия, оборот которого в соответствии со статьей 6 Федерального закона «Об оружии» запрещен (если за это не установлена уголовная ответственность), отсутствие необходимых технических средств охраны (металлических шкафов, охранной сигнализации и т.д.), хранение патронов, дымного или бездымного пороха в заводских упаковках сверх разрешенного объема и т.д.

Под ношением оружия следует понимать его нахождение в одежде или непосредственно на теле правонарушителя, а равно переноску в сумке, портфеле и т.д. Нарушение правил ношения оружия может выражаться в отсутствии необходимых документов (документов, удостоверяющих личность гражданина, и выданных органами внутренних дел лицензий либо разрешений на хранение либо ношение имеющегося оружия), в ношении холодного оружия в целях самообороны, оружия, оборот которого в соответствии со статьей 6 Федерального закона «Об оружии» запрещен (если за эти действия не установлена уголовная ответственность), а также любого оружия при проведении митингов, уличных шествий, демонстраций, пикетирования и других массовых публичных мероприятий и др.

Порядок уничтожения оружия и патронов, технически непригодных для эксплуатации, самодельных или переделанных, а также запрещенных к обороту на территории Российской Федерации, устанавливается МВД России.

Уничтожение оружия и патронов в процессе производства осуществляется в порядке, установленном Минэкономразвития России по согласованию с МВД России и Минздравсоцразвития России.

Важно иметь в виду, что неправомерные действия лица, связанные с оборотом оружия, могут одновременно содержать признаки состава как административного правонарушения, так и преступления. Рассматривая подобные ситуации, Пленум Верховного Суда РФ в своем постановлении от 12 марта 2002г. №5 «О судебной практике по делам о хищении, вымогательстве и незаконном обороте оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств» указал: «...Когда допущенное лицом административное правонарушение (например, нарушение правил хранения или ношения оружия и боеприпасов, их продажи, несвоевременная регистрация и перерегистрация оружия и т.п.) содержит также признаки уголовно наказуемого деяния, указанное лицо может быть привлечено лишь к административной ответственности».

Субъектом правонарушения выступает как юридическое, так и физическое вменяемое лицо.

С субъективной стороны правонарушение характеризуется как умышленной, так и неосторожной формами вины.

Протоколы об административных правонарушениях составляются должностными лицами органов внутренних дел (милиции).

Дела рассматриваются должностными лицами органов внутренних дел (милиции), а также судьями.








<<< Пред. Оглавление
Начало раздела
След. >>>

П е р с о н а л и и    б и б л и о т е к и
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я

Дата последнего изменения:
Sunday, 15-Jun-2014 06:08:20 UTC





(c) 2017 AZ-libr.ру :: Библиотека - "Люди и книги"