Статья 8.21. Нарушение правил охраны атмосферного воздуха


Статья 8.21. Нарушение правил охраны атмосферного воздуха

1. Выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения

— влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати до двадцати пяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц — от сорока до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда; ни лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от сорока до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от четырехсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

2. Нарушение условий специального разрешения на выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него

— влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати до двадцати минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц — от тридцати до сорока минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц — от трехсот до четырехсот минимальных размеров оплаты труда.

3. Нарушение правил эксплуатации, неиспользование сооружений, оборудования или аппаратуры для очистки газов и контроля выбросов вредных веществв атмосферный воздух, которые могут привести к его загрязнению, либо использование неисправных указанных сооружений, оборудования или аппаратуры

— влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Комм. Футо С.Р.

Комментируемая статья является в некотором смысле новеллой законодательства об административных правонарушениях, поскольку в ней закреплены различные составы правонарушений, ранее предусматривавшиеся КоАП РСФСР (ст.77-79).

Объектом посягательства данных административных правонарушений являются общественные отношения в области охраны атмосферного воздуха. В качестве предмета противоправного посягательства выступает атмосферный воздух.

Атмосферный воздух, являясь жизненно важным компонентом окружающей природной среды, представляет собой естественную смесь газов атмосферы, находящуюся за пределами жилых, производственных и иных помещений. Согласно статье 4 Федерального закона от 10 января 2002г. «Об охране окружающей среды» атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство являются объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности. Право граждан на благоприятную окружающую природную среду гарантировано не только Конституцией РФ и нормативными правовыми актами, но и международными правовыми актами. В соответствии со статьей 1 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» под охраной атмосферного воздуха понимается комплекс мер, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами в целях улучшения качества атмосферного воздуха и предотвращения его вредного воздействия на здоровье человека и окружающую природную среду.

Статья 20 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» определила четкие требования по качеству атмосферного воздуха в городских и сельских поселениях, на территориях промышленных организаций, воздуха в рабочих зонах производственных помещений, жилых и других помещениях. Атмосферный воздух в указанных местах не должен оказывать вредного воздействия на человека, а критерии его безопасности устанавливаются санитарными правилами.

Объективная сторона правонарушения может выражаться в форме действия:

— выбросе вредных веществ в атмосферный воздух или вредном физическом воздействии на него, а также нарушении условий таких действий в соответствии со специальным разрешением (ч.1 и 2);

— нарушении правил эксплуатации сооружений, оборудования или аппаратуры для очистки газов и контроля выбросов вредных веществ в атмосферный воздух, которые могут привести к его загрязнению, либо использовании неисправных указанных сооружений, оборудования или аппаратуры (ч.3);

Правонарушение может быть совершено и в форме бездействия — неиспользовании указанных в части 3 ст.8.21 Кодекса специальных сооружений, оборудования или аппаратуры.

Под выбросами понимается поступление в атмосферу загрязняющих веществ от какого-либо источника. Вредными (загрязняющими) веществами при этом являются химические или биологические вещества либо их смеси, которые содержатся в атмосферном воздухе и которые в определенных концентрациях оказывают вредное воздействие на здоровье человека и окружающую природную среду. Загрязнением атмосферного воздуха является не только поступление или образование в нем вредных (загрязняющих) веществ в концентрациях, превышающих установленные государством гигиенические и экологические нормативы качества атмосферного воздуха, но и вредное физическое на него воздействие.

Под вредным физическим воздействием на атмосферный воздух понимается воздействие шума, вибрации, ионизирующего излучения, температурного и других физических факторов, изменяющих температурные, энергетические, волновые, радиационные и другие физические свойства атмосферного воздуха, оказывающих влияние на здоровье человека и окружающую природную среду.

Легальный выброс и сброс вредных веществ в окружающую среду (в том числе и в атмосферный воздух) возможен лишь в пределах установленных лимитов и по специальным разрешениям, выданным органами исполнительной власти, осуществляющим государственное управление в области охраны окружающей среды.

При отсутствии разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредные физические воздействия на атмосферный воздух, а также при нарушении условий, предусмотренных разрешениями, выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредные физические воздействия на него могут быть ограничены, приостановлены или прекращены. Порядок ограничения, приостановления или прекращения выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на атмосферный воздух устанавливается постановлением Правительства РФ от 28 ноября 2002г. №847 «О порядке ограничения, приостановления или прекращения выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на атмосферный воздух».

Для очистки газа и контроля выбросов вредных веществ в атмосферный воздух на стационарных источниках устанавливаются специальные сооружения, оборудование или аппаратура. Нарушение правил эксплуатации указанных объектов выражается в различных активных действиях (например, в отключении очистных сооружений, несвоевременной замене фильтров, смене режимов работы установок и сооружений либо иных действиях, нарушающих нормативы, инструкции, технические условия и руководство по их эксплуатации), приводящих к загрязнению атмосферного воздуха.

Неиспользование сооружений, оборудования или аппаратуры для очистки газов и контроля выбросов вредных веществ в атмосферный воздух заключается в неприменении либо применении заведомо неисправных технических средств.

Состав рассматриваемого правонарушения формальный, т.е. административная ответственность наступает за сам факт совершенного деяния безотносительно к реальному наступлению материальных последствий в виде причинения вреда атмосферному воздуху. Оконченным правонарушение считается с момента совершения действий либо неисполнения правовой обязанности, указанных в комментируемой статье.

Если в результате осуществления виновными лицами действий (бездействия) наступили общественно вредные последствия в виде загрязнения или иного изменения природных свойств воздуха, причинения вреда здоровью либо смерти человека по неосторожности, то ответственность за данное правонарушение наступает по статье 251 УК РФ.

Субъектами административных правонарушений выступают юридические лица, должностные лица, а по частям 1 и 2 — также и граждане.

Субъективная сторона административных правонарушений выражается в форме как умысла, так и неосторожности.

Дела об административных правонарушениях рассматривают органы, уполномоченные в сфере гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды, и органы, осуществляющие государственный экологический контроль.

Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица вышеназванных органов и органов внутренних дел (милиции).




Поддержите культуру
ЯндексЯндекс. ДеньгиХочу такую же кнопку

Google
 
Web azdesign.ru az-libr.ru

<<< Пред. Оглавление
Начало раздела
След. >>>

П е р с о н а л и и    б и б л и о т е к и
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я

Дата последнего изменения:
Sunday, 15-Jun-2014 06:08:16 UTC