Статья 20.4. Нарушение требований пожарной безопасностиСтатья 20.4. Нарушение требований пожарной безопасности 1. Нарушение требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса, — влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц — от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц — от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда. 2. Те же действия, совершенные в условиях особого противопожарного режима, —влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти до пятнадцати минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц — от двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц — от двухсот до трехсот минимальных размеров оплаты труда. 3. Нарушение требований стандартов, норм и правил пожарной безопасности, повлекшее возникновение пожара без причинения тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека либо без наступления иных тяжких последствий, — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати до двадцати минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц — от тридцати до сорока минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц — от трехсот до четырехсот минимальных размеров оплаты труда. 4. Выдача сертификата соответствия на продукцию без сертификата пожарной безопасности в случае, если сертификат пожарной безопасности обязателен, — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати до сорока минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц — от трехсот до четырехсот минимальных размеров оплаты труда. 5. Продажа продукции или оказание услуг, подлежащих обязательной сертификации в области пожарной безопасности, без сертификата соответствия — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц — от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда. 6. Несанкционированное перекрытие проездов к зданиям и сооружениям, установленных для пожарных машин и техники, — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц — от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц — от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда. Комм. Соловей Ю.П. Комм. Цуканов Н.Н. Объектом правонарушения является пожарная безопасность, которая определяется Федеральным законом от 21 декабря 1994г. №69-ФЗ «О пожарной безопасности» как состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров. Требования пожарной безопасности — специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом. К нормативным документам в сфере пожарной безопасности согласно статье 20 Федерального закона «О пожарной безопасности», относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности. В настоящее время на всей территории Российской Федерации действуют Правила пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ-01-03), утвержденные приказом МЧС России от 18 июня 2003г. №313. Правила разработки и введения в действие нормативных документов по пожарной безопасности установлены приказом МВД России от 23 ноября 1998г. №769 «Об утверждении правил разработки и введения в действие нормативных документов по пожарной безопасности». Объективную сторону правонарушений образуют невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности. Ответственность по части 1 комментируемой статьи влекут противоправные действия либо бездействие, нарушающие требования пожарной безопасности, кроме случаев, предусмотренных статьями 8.32 КоАП РФ («Нарушение правил пожарной безопасности в лесах»), 11.16 КоАП РФ («Нарушение правил пожарной безопасности на железнодорожном, морском, внутреннем водном или воздушном транспорте») Кодекса. Указанные выше действия (бездействие), совершенные в условиях особого противопожарного режима, наказуемы по части 2 комментируемой статьи. В соответствии со статьей 30 Федерального закона «О пожарной безопасности» особый противопожарный режим может устанавливаться решением органов государственной власти или органов местного самоуправления на соответствующих территориях в случаях повышения пожарной опасности: появления реальной угрозы жизни, здоровью людей и окружающей их природной среде, обусловленной возможностью возникновения крупных пожаров. Особый противопожарный режим характеризуется дополнительными требованиями пожарной безопасности, которые согласуются с Государственной противопожарной службой. Состав административного правонарушения, закрепленный частью 3 комментируемой статьи, в отличие от других предусмотренных ею составов правонарушения, является материальным. В качестве его обязательного элемента выступает возникновение пожара без причинения тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека либо без наступления иных тяжких последствий. Пожаром согласно статье 1 указанного Федерального закона является неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства. Если же названные в части 3 ст.20.4 КоАП РФ последствия имели место, виновные лица будут нести ответственность в соответствии со статьей 219 УК РФ («Нарушение правил пожарной безопасности»). Часть 4 ст.20.4 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за выдачу сертификата соответствия на продукцию без сертификата пожарной безопасности в случае, если сертификат пожарной безопасности обязателен. Согласно статье 2 Федерального закона от 27 декабря 2002г. №184-ФЗ «О техническом регулировании» под сертификатом соответствия понимается документ, удостоверяющий соответствие объекта требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров. Обязательной составной частью сертификата соответствия является сертификат пожарной безопасности. Порядок организации и проведения сертификации продукции и услуг в области пожарной безопасности, а также перечень продукции и услуг, подлежащих обязательной сертификации, определяется Государственной противопожарной службой. Правонарушение совершается исключительно в форме действий. Административную ответственность по части 5 комментируемой статьи влечет продажа продукции (например, строительных конструкций, транспортных средств, электробытовой техники и т.д.) либо оказание услуг (например, огнезащита строительных конструкций, ремонт и зарядка огнетушителей, монтаж, наладка, техническое обслуживание систем противопожарной защиты и т.д.) без сертификата соответствия. Часть 6 комментируемой статьи объявляет наказуемым несанкционированное перекрытие проездов к зданиям и сооружениям, установленных для пожарных машин и техники. Норма обеспечивает реализацию пункта 23 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации, согласно которому дороги, проезды и подъезды к зданиям, сооружениям, открытым складам, наружным пожарным лестницам и водоисточникам, используемым для целей пожаротушения, должны быть всегда свободными для проезда пожарной техники, содержаться в исправном состоянии, а зимой быть очищенными от снега и льда. Временный запрет движения транспорта на улицах и дорогах может вводиться уполномоченными на то должностными лицами федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в пределах их компетенции самостоятельно. Состав правонарушения формальный. Очевидно, речь идет о случаях самовольного перекрытия соответствующих проездов путем установки заграждений из металлических труб, бетонных блоков, захламления стройматериалами, разрытия траншей и иных действиях, могущих препятствовать своевременному прибытию пожарных машин и техники к месту пожара. Аналогичные действия, создавшие помехи в дорожном движении, влекут административную ответственность по статье 12.33 КоАП РФ. Субъектами правонарушений, предусмотренных комментируемой статьей, могут являться соответствующие должностные лица, юридические лица, а частями 1—3, 6 — также и физические вменяемые лица, достигшие 16-летнего возраста. С субъективной стороны правонарушения характеризуются как умышленной, так и неосторожной формами вины. Протоколы об административных правонарушениях вправе составлять должностные лица органов, осуществляющих государственный пожарный надзор, должностные лица органов внутренних дел (милиции), а о правонарушениях, предусмотренных частями 1—3, — кроме того, и должностные лица органов, уполномоченных в сфере горного и промышленного надзора. Рассматриваются дела данной категории должностными лицами органов, осуществляющих государственный пожарный надзор, а также комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав. |
|
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
Дата последнего изменения: |