AZ-libr.ру

информационный портал



Статья 5.27. Нарушение законодательства о труде и об охране труда


Статья 5.27. Нарушение законодательства о труде и об охране труда

1. Нарушение законодательства о труде и об охране труда

— влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от пяти до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от трехсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

2. Нарушение законодательства о труде и об охране труда должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение,

— влечет дисквалификацию на срок от одного года до трех лет.

Комм. Головко В.В.

Комм. Хесин Б.Л.

Объектом правонарушения, ответственность за которое предусмотрена комментируемой статьей, являются общественные отношения, возникающие по поводу реализации гражданами прав, предусмотренных нормами законодательства о труде и охране труда.

Конституция РФ устанавливает гарантии реализации гражданином своих трудовых прав. В соответствии со статьей 7 Конституции РФ в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда. Согласно статье 30 Конституции РФ каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов.

Статья 37 Конституции РФ гласит, что труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Принудительный труд запрещен. Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы. Признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку. Каждый имеет право на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.

Законодательство о труде и охране труда (см. общий комментарий к главе) конкретизирует и детализирует эти конституционные нормы.

Так, в соответствии со статьей 2 Трудового кодекса РФ основными принципами правового регулирования трудовых отношений в Российской Федерации являются, в частности:

— запрещение принудительного труда и дискриминации в сфере труда;

— защита от безработицы и содействие в трудоустройстве;

— обеспечение права каждого работника на справедливые условия труда, в том числе на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, права на отдых, включая ограничение рабочего времени, предоставление ежедневного отдыха, выходных и нерабочих праздничных дней, оплачиваемого ежегодного отпуска;

— равенство прав и возможностей работников;

— обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда и др.

Законодательством об охране труда также установлен ряд гарантий прав работника на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда (ст.8 Федерального закона «Об основах охраны труда в Российской Федерации»).

В частности, каждый работник имеет право на:

— рабочее место, соответствующее требованиям охраны труда;

— обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с законодательством Российской Федерации;

— получение достоверной информации от работодателя, соответствующих государственных органов и общественных организаций об условиях и охране труда на рабочем месте, о существующем риске повреждения здоровья, а также о мерах по защите от воздействия вредных или опасных производственных факторов;

— отказ от выполнения работ в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья вследствие нарушения требований охраны труда, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, до устранения такой опасности и др.

Объективная сторона правонарушения может выражаться в действии (бездействии), заключающемся в невыполнении или нарушении норм действующего законодательства о труде и об охране труда. В данном случае спектр подобных деяний довольно широк и административную ответственность по комментируемой статье может повлечь фактически любое нарушение установленных трудовым законодательством правил, требований и иных правовых предписаний, касающихся заключения, изменения и расторжения трудового договора, перевода на другую работу, работы по совместительству, служебных командировок, отстранения от работы, хранения и использования персональных данных работников, продолжительности рабочего времени и т.д. Данные деяния могут быть выявлены на основании соответствующих заявлений работников или в ходе проверок, проводимых уполномоченными государственными органами.

В качестве одного из распространенных примеров данного правонарушения можно привести следующий: Государственной инспекцией труда в Рязанской области проведена проверка выполнения требований трудового законодательства предпринимателем П. и выявлено несоблюдение им срока расчета при увольнении двух работников, в связи с чем составлен протокол о нарушении законодательства о труде и принято постановление о привлечении предпринимателя к административной ответственности в виде взыскания штрафа в размере 4500 рублей на основании части 1 ст.5.27 КоАП РФ.

Субъектом правонарушения, предусмотренного частью 1 данной статьи, является должностное лицо, т.е. работодатель или представитель работодателя, на которого возложены обязанности по обеспечению условий труда и по охране труда, либо предприниматель без образования юридического лица, либо юридическое лицо. При этом юридическое лицо может быть подвергнуто новому виду административного наказания — административному приостановлению деятельности (см. комментарий к ст.3.12 КоАП РФ).

Субъектом правонарушения, предусмотренного частью 2 этой статьи, является исключительно должностное лицо. Однако речь идет о должностном лице, ранее подвергнутом административному наказанию за аналогичное административное правонарушение.

Рассматриваемые правонарушения могут быть совершены как умышленно, так и по неосторожности.

Квалификация вины и общественно опасных последствий деяния важна для разграничения административных правонарушений и преступлений, так как нарушения правил охраны труда, повлекшие по неосторожности причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью, квалифицируются по частям 1, 2 ст.143 УК РФ (нарушение правил охраны труда).

Рассмотрение дел по части 1 комментируемой статьи осуществляют должностные лица Федеральной службы по труду и занятости и ее территориальные органы, а также судьи, по части 2 — только судьи, поскольку речь идет о применении административного наказания в виде дисквалификации (см. комментарий к ст.3.11 КоАП РФ).

Составлять протоколы об административных правонарушениях вправе должностные лица Федеральной службы по труду и занятости и ее территориальные органы.








<<< Пред. Оглавление
Начало раздела
След. >>>

П е р с о н а л и и    б и б л и о т е к и
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я

Дата последнего изменения:
Sunday, 15-Jun-2014 06:08:13 UTC




(c) 2017 AZ-libr.ру :: Библиотека - "Люди и книги"