AZ-libr.ру

информационный портал





Статья 5.1. Нарушение права гражданина на ознакомление со списком избирателей, участников референдума


Статья 5.1. Нарушение права гражданина на ознакомление со списком избирателей, участников референдума

Нарушение права гражданина на ознакомление со списком избирателей, участников референдума, либо нерассмотрение в установленный законом срок заявления о неправильности в списке избирателей, участников референдума, либо отказ выдать гражданину письменный ответ о причине отклонения заявления о внесении исправления в список избирателей, участников референдума влечет наложение административного штрафа в размере от десяти до пятнадцати минимальных размеров оплаты труда.

Комм. Головко В.В.

Комм. Хесин Б.Л.

Объектом правонарушения, предусмотренного комментируемой статьей, являются общественные отношения, возникающие по поводу реализации права гражданина участвовать в выборах и референдумах и, в частности, права на ознакомление со списком избирателей, участников референдума, права на рассмотрение в установленный законом срок заявления о неправильности в списке избирателей, участников референдума, права на получение письменного ответа о причине отклонения заявления о внесении исправления в список избирателей, участников референдума.

Граждане Российской Федерации обладают пассивным и активным избирательным правом.

Пассивное избирательное право — право граждан быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления. Оно наступает: для избрания в депутаты Государственной Думы — при достижении 21 года, для избрания Президентом России — при условии достижения 35 лет и постоянного проживания на территории Российской Федерации не менее 10 лет. Минимальный возраст, устанавливаемый конституциями (уставами), законами субъектов Федерации, не может превышать 21 года для избрания депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, 30 лет — для избрания высшим должностным лицом субъекта Федерации и 21 года — для избрания в органы местного самоуправления.

Под активным избирательным правом понимается право гражданина участвовать в выборах в качестве избирателя (данное право появляется у гражданина по достижении им 18-летнего возраста).

В соответствии с Конституцией РФ не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда (ч.3 ст.32).

Выборы — форма прямого волеизъявления граждан, осуществляемого в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований в целях формирования органа государственной власти, органа местного самоуправления или наделения полномочиями должностного лица. Граждане Российской Федерации принимают участие в выборах добровольно, на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

В референдуме имеют право участвовать граждане, достигшие 18-летнего возраста. Референдум — это голосование по наиболее важным вопросам государственного и местного значения.

Право граждан Российской Федерации на участие в референдуме закреплено частью 2 ст.32 Конституции РФ. Вопросы, связанные с порядком организации и проведения референдума, регламентированы Федеральным конституционным законом «О референдуме Российской Федерации». Референдум субъекта Российской Федерации, а также местные референдумы проводятся в соответствии с Конституцией РФ, упомянутым Федеральным конституционным законом, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований.

Данные учета избирателей лежат в основе составления списков избирателей, образования избирательных округов и участков, осуществления других избирательных действий. В связи с этим точный учет избирателей имеет первостепенное значение для реализации гражданами своих избирательных прав.

Установленные нормами законодательных актов Российской Федерации порядок и правила включения граждан в списки избирателей, списки участников референдума относятся к числу гарантий избирательных прав граждан и прав на участие в референдуме (см. ст.17 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», ст.27 и 28 Федерального конституционного закона «О референдуме Российской Федерации», ст.25—28 Федерального закона «О выборах Президента Российской Федерации», ст.15—17 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»).

Регистрация (учет) избирателей, участников референдума осуществляется главой муниципального образования или лицом, уполномоченным на то представительным органом местного самоуправления (на основании сведений, представленных органами учета населения (паспортные службы, военкоматы, органы загса, миграционная служба), командиром воинской части, руководителем дипломатического представительства, консульского учреждения Российской Федерации по состоянию на 1 января и 1 июля каждого года. Регистрация (учет) избирателей, участников референдума осуществляется в порядке, установленном Положением о государственной системе регистрации (учета) избирателей, участников референдума в Российской Федерации, утвержденным постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 6 ноября 1997г. №134/973-И.

При осуществлении регистрации (учета) избирателей, участников референдума может использоваться государственная автоматизированная информационная система, в которую вводятся следующие данные об избирателях (участниках референдума): фамилия, имя, отчество, дата рождения, место рождения, пол, гражданство, адрес места жительства, вид документа, удостоверяющего личность, серия и номер этого документа, наименование или код органа, выдавшего документ, дата выдачи документа.

Избиратель (участник референдума) имеет право на беспрепятственный доступ к документированной информации (персональным данным) о себе, в том числе к информации, находящейся на машиночитаемых носителях, на уточнение этой информации в целях обеспечения ее полноты и достоверности, а также имеет право знать, кто и в каких целях использует или использовал эту информацию, кем и кому она предоставлена.

На основании сведений, полученных с использованием государственной системы регистрации (учета) избирателей (участников референдума), избирательными комиссиями (коллегиальными органами, организующими и обеспечивающими подготовку и проведение выборов) составляются списки избирателей (участников референдума). В эти списки на избирательных участках (участках референдума) включаются граждане Российской Федерации, обладающие на день голосования активным избирательным правом и проживающие на территории данного избирательного участка.

Факт нахождения места жительства либо временного пребывания гражданина на территории избирательного участка, участка референдума устанавливается органами регистрационного учета граждан Российской Федерации. Гражданин может быть включен в список избирателей, участников референдума только на одном избирательном участке, участке референдума.

В случаях, предусмотренных Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», в список избирателей, включаются иностранные граждане, достигшие на день голосования 18 лет (п.3 ст.17).

Список избирателей представляется участковой избирательной комиссией для ознакомления избирателей и дополнительного уточнения не позднее, чем за 20 дней до дня голосования. Списки граждан, имеющих право на участие в референдуме Российской Федерации, представляются для всеобщего ознакомления не позднее, чем за 30 дней до дня проведения референдума Российской Федерации.

Заявление (жалоба) гражданина о невключении его в список избирателей, устранении ошибок и неточностей в сведениях о нем, внесенных в список избирателей, должно быть рассмотрено участковой избирательной комиссией в течение 24 часов, а в день голосования — в течение 2 часов с момента обращения, но не позднее момента окончания голосования. Комиссия обязана либо удовлетворить заявление, либо дать заявителю письменный ответ с указанием причин отклонения заявления.

Из смысла законодательства следует, что заявление (жалобу) на неточности в списках избирателей гражданин может подать лишь в отношении себя, так как в соответствии с пунктом 7 ст.16 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» избиратель, участник референдума имеет право на беспрепятственный доступ к документированной информации только о себе (и уточнение такой информации). Однако согласно гражданскому законодательству заявление может быть подано как самим гражданином, так и его уполномоченным представителем на основании соответствующей доверенности.

При этом заявление (если оно подается в письменном виде) должно содержать наименование и адрес соответствующей избирательной комиссии или ее должностного лица, фамилию, имя, отчество, адрес места жительства заявителя и его личную подпись (подпись представителя). Заявление, не содержащее этих сведений, считается анонимным и рассмотрению не подлежит. На заявление, изложенное гражданином в ходе приема в устной форме, дается устный ответ, о чем делается отметка в регистрационном журнале лицом, осуществляющим прием.

Объективная сторона правонарушения выражается в совершении действий (бездействия), нарушающих права граждан на ознакомление со списком избирателей, списком участников референдума, либо в нерассмотрении в установленный срок заявления о неправильности в списке избирателей, списке участников референдума, либо в отказе выдать гражданину письменный ответ о причине отклонения его заявления о внесении исправления в список избирателей, список участников референдума. Правонарушением будет являться и направление гражданину ответа без изложения мотивов отклонения его заявления.

Субъектом рассматриваемого правонарушения может быть член избирательной комиссии, комиссии по проведению референдума (в том числе председатель, заместитель председателя, секретарь комиссии и члены избирательной комиссии), уполномоченный рассматривать заявления граждан (конкретные обязанности должностных лиц по рассмотрению поступающих заявлений обычно устанавливаются регламентами избирательных комиссий, инструкциями по делопроизводству в комиссиях и т.д.), к которому обратился гражданин с просьбой об ознакомлении со списком избирателей, списком участников референдума и от которого получил отказ, или член избирательной комиссии, к которому поступило заявление от гражданина или непосредственное указание председателя комиссии о рассмотрении поступившего заявления и который нарушил сроки либо порядок его рассмотрения, или член избирательной комиссии, который не дал письменного ответа на поступившее заявление гражданина, а также если ответ был им дан после истечения установленных законом сроков.

Правонарушение может быть совершено как умышленно, так и по неосторожности. Однако в данном случае необходимо принимать во внимание, что при наличии в составе правонарушения вины в форме прямого умысла, оно может подпадать под действие статьи 141 Уголовного кодекса РФ.

Дела о данном административном правонарушении возбуждаются прокурором и рассматриваются судьями.








<<< Пред. Оглавление
Начало раздела
След. >>>

П е р с о н а л и и    б и б л и о т е к и
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я

Дата последнего изменения:
Sunday, 15-Jun-2014 06:08:12 UTC





(c) 2017 AZ-libr.ру :: Библиотека - "Люди и книги"