AZ-libr.ру

информационный портал





Статья 28.7. Административное расследование


Статья 28.7. Административное расследование

1. В случаях, если после выявления административного правонарушения в области антимонопольного законодательства, законодательства о рекламе, о выборах и референдумах, законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, законодательства о защите прав потребителей, в области налогов и сборов, таможенного дела, охраны окружающей среды, производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, пожарной безопасности, дорожного движения и на транспорте осуществляются экспертиза или иные процессуальные действия, требующие значительных временных затрат, проводится административное расследование.

2. Решение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования принимается должностным лицом, уполномоченным в соответствии со статьей 28.3 настоящего Кодекса составлять протокол об административном правонарушении, в виде определения, а прокурором в виде постановления немедленно после выявления факта совершения административного правонарушения.

3. В определении о возбуждении дела об административном правонарушении указываются дата и место составления определения, должность, фамилия и инициалы лица, составившего определение, повод для возбуждения дела об административном правонарушении, данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, статья настоящего Кодекса либо закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение.

4. Административное расследование проводится по месту совершения или выявления административного правонарушения. Административное расследование по делу об административном правонарушении, возбужденному должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, проводится указанным должностным лицом, а по решению начальника органа, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, или его заместителя — другим должностным лицом этого органа, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях.

5. Срок проведения административного расследования не может превышать один месяц с момента возбуждения дела об административном правонарушении.

В исключительных случаях указанный срок по письменному ходатайству должностного лица, в производстве которого находится дело, может быть продлен вышестоящим должностным лицом на срок не более одного месяца, а по делам о нарушении таможенных правил — начальником вышестоящего таможенного органа на срок до шести месяцев.

6. По окончании административного расследования составляется протокол об административном правонарушении либо выносится постановление о прекращении дела об административном правонарушении.

Комм. Авдейко А.Г.

Институт административного расследования является новеллой Кодекса. Ранее подобная форма подготовки материалов дела об административном правонарушении к рассмотрению была предусмотрена только статьей 18 Федерального закона от 8 июля 1999г. №143-ФЗ «Об административной ответственности юридических лиц (организаций) и индивидуальных предпринимателей за правонарушения в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции».

Комментируемая статья ограничивает круг административных правонарушений, при совершении которых может быть проведено административное расследование, правонарушениями в области антимонопольного законодательства, законодательства о рекламе, о выборах и референдумах, законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, валютного законодательства, законодательства о защите прав потребителей, в области налогов и сборов, таможенного дела, охраны окружающей среды и т.д.

При этом основополагающим мотивом принятия решения о проведении административного расследования является необходимость осуществления экспертиз или иных процессуальных действий, требующих значительных временных затрат.

Включение в Кодекс нормы, предусматривающей административное расследование, преследует цель упорядочения осуществления органами государственной власти и их должностными лицами административно-юрисдикционных полномочий и ликвидацию поверхностного подхода к производству по наиболее сложным делам об административных правонарушениях.

Частью 2 рассматриваемой статьи устанавливается отличный от общего порядок возбуждения дела об административном правонарушении. Он предполагает принятие должностным лицом, уполномоченным в соответствии со статьей 28.3 КоАП РФ составлять протокол об административном правонарушении, определения, а прокурором — постановления немедленно после выявления факта совершения административного правонарушения. Обязанность вынесения отдельного определения (постановления) о возбуждении дела об административном правонарушении сразу после выявления факта совершения административного правонарушения служит определенной гарантией против перевода в режим административного расследования дел, производство по которым не требует значительных временных затрат, с пропущенными сроками исполнения.

Законодатель предоставил право лицу, возбуждающему дело об административном правонарушении, самостоятельно принимать решение о проведении по нему административного расследования. При этом утверждения такого определения вышестоящим должностным лицом либо лицом, которому в соответствии с главой 23 КоАП РФ предоставлено право рассматривать дело об административном правонарушении, не требуется. Вместе с тем применяемое на практике некоторыми федеральными органами исполнительной власти с целью контроля за уполномоченными ими должностными лицами утверждение подобных определений, по нашему мнению, при соблюдении установленных процессуальных сроков не противоречит действующему законодательству.

Частью 3 комментируемой статьи в числе сведений, которые должны содержаться в определении (постановлении) о возбуждении дела об административном правонарушении, указывается повод для возбуждения дела об административном правонарушении и данные, свидетельствующие о наличии события правонарушения. Полное же описание события административного правонарушения заносится в протокол об административном правонарушении (см. комментарий к ч.2 ст.28.2 КоАП РФ).

Требование Кодекса о проведении административного расследования по месту совершения или выявления административного правонарушения вполне логично, поскольку при осуществлении административного расследования предполагается сбор необходимых доказательств. Такой подход согласуется с частью 2 ст.29.5 Кодекса, согласно которой расследованное дело об административном правонарушении рассматривается по месту нахождения органа, проводившего административное расследование.

Определенный частью 5 анализируемой статьи срок проведения административного расследования (1 месяц, а при продлении расследования — 2 и 7 месяцев), по окончании которого составляется протокол об административном правонарушении, существенно увеличен по сравнению с обычным сроком составления протокола (2 суток) ввиду необходимости проведения действий, направленных на сбор доказательств по делу об административном правонарушении (см. комментарий к ст.28.5 КоАП РФ). Вместе с тем данная норма не допускает сложения сроков, предусмотренных частью 2 ст.28.5 и частью 5 ст.28.7 КоАП РФ. Необходимо отметить, что сравнение общих сроков давности привлечения к административной ответственности (ст.4.5 КоАП РФ) и сроков административного расследования свидетельствует о затруднительности проведения административного расследования дел о правонарушениях в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, пожарной безопасности, дорожного движения и на транспорте, по которым установлен не годичный, а двухмесячный срок давности привлечения к административной ответственности. При продлении до двух месяцев срока административного расследования дел об этих правонарушениях не остается времени для их всестороннего рассмотрения и объективного разрешения. В подобных случаях истечение срока давности зачастую позволяет правонарушителям уходить от ответственности. Административное расследование завершается составлением протокола об административном правонарушении (ст.28.2 КоАП РФ) либо постановления о прекращении дела об административном правонарушении (ст.24.5, 29.10 КоАП РФ).








<<< Пред. Оглавление
Начало раздела
След. >>>

П е р с о н а л и и    б и б л и о т е к и
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я

Дата последнего изменения:
Sunday, 15-Jun-2014 06:08:20 UTC





(c) 2017 AZ-libr.ру :: Библиотека - "Люди и книги"