AZ-libr.ру

информационный портал





Глава 15. Административные правонарушения в области финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг


Глава 15. Административные правонарушения в области финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг

Общий комментарий

Административные правонарушения, предусмотренные главой 15 Кодекса РФ, представляют собой противоправные виновные деяния, посягающие на общественные отношения в области:

1) налогов и сборов (ст.15.315.9, 15.11 КоАП РФ);

2) финансов, банковских и бюджетных отношений (ст.15.1, 15.2, 15.10, 15.1215.16, 15.2515.27 КоАП РФ);

3) рынка ценных бумаг (ст.15.17-15.24 КоАП РФ).

Комментируемая глава включает в себя 27 статей. Большинство вошедших в нее составов административных правонарушений ранее не входили в главу 12 Кодекса РСФСР, некоторые из них входили (ст.1467 — продажа подакцизных товаров без маркировки марками установленных образцов, ст.1561 — уклонение от подачи декларации о доходах, ст.1562 — необеспечение маркировки марками установленных образцов при производстве подакцизных товаров). Отдельные статьи являются принципиально новыми для законодательства Российской Федерации об административных правонарушениях (например, ст.15.27 КоАП РФ). Кроме того, соответствующие составы правонарушений содержались также в части первой Налогового кодекса РФ от 31 июля 1998г., пункте 12 ст.7 Закона РФ от 21 марта 1991г. №943-1 «О налоговых органах Российской Федерации», пункте 3 ст.5 Закона РФ от 12 декабря 1991г. №2020-1 «О налоге с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения» и др.

Обращает на себя внимание некоторая непоследовательность законодателя — он не решился на полное объединение норм в области налогов и сборов, бюджетного законодательства, содержащихся в различных правовых актах, в отличие от ситуации с главой 16 Кодекса РФ, в которой сгруппированы составы административных правонарушений, выведенные из Таможенного кодекса РФ. В этой связи следует отметить, что, несмотря на довольно большое количество составов административных правонарушений в области налогов и сборов, бюджетного законодательства, закрепленных главой 15 КоАП РФ, ряд составов административных правонарушений в рассматриваемой сфере остался в рамках Налогового кодекса РФ и Бюджетного кодекса РФ.

При сравнении составов административных правонарушений в области налогов и сборов, расположенных в главе 15 КоАП РФ, и налоговых правонарушений, ответственность за совершение которых предусмотрена частью первой НК РФ, можно прийти к выводу о том, что их диспозиции фактически имеют одинаковое содержание (ст.15.3 КоАП РФ — ст.116 НК РФ, ст.15.4 КоАП РФ — ст.118 НК РФ, ст.15.5 КоАП РФ — ст.119 НК РФ, ст.15.6 КоАП РФ — ст.126 НК РФ и т.д.). Следовало бы, на наш взгляд, сосредоточить указанные составы в Кодексе РФ об административных правонарушениях, учитывая, что выделение налоговой ответственности в качестве самостоятельного вида ответственности весьма условно и достаточно спорно.

В настоящее время разграничение указанных правонарушений должно осуществляться по субъекту ответственности. К ответственности по нормам Кодекса РФ должны привлекаться должностные лица организаций (директоры, главные (старшие) бухгалтеры либо лица, осуществляющие эти функции фактически, за исключением индивидуальных предпринимателей), в то время как к налоговой ответственности привлекаются физические лица, организации (юридические лица) и индивидуальные предприниматели (примечание к ст.15.3 КоАП РФ).

Аналогичная ситуация складывается и с нарушениями бюджетного законодательства.

Родовым объектом правонарушений, предусмотренных главой 15 Кодекса, являются общественные отношения, складывающиеся в области финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг.

Для некоторых правонарушений, предусмотренных анализируемой главой, характерным является наличие предмета посягательства. В качестве такового могут выступать: денежная наличность (ст.15.1 КоАП РФ — нарушение работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций); бухгалтерские учетные документы (ст.15.11 КоАП РФ — грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности); товары и продукция (ст.15.12 КоАП РФ — выпуск или продажа подлежащих маркировке товаров и продукции без маркировки, ст.15.25 КоАП РФ — нарушение валютного законодательства) и т.д.

Объективная сторона правонарушений в области финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг выражается как в форме действий, так и бездействия. Диспозиции некоторых статей одновременно содержат несколько самостоятельных составов правонарушений, объективная сторона которых представлена и действиями, и бездействием (например, ст.15.1, 15.6, 15.13, 15.25 КоАП РФ).

По законодательной конструкции комментируемые составы правонарушений являются формальными. Административная ответственность наступает за сам факт совершенного деяния (действия или бездействия) независимо от наступления каких-либо вредных последствий материального характера. Большинство составляющих главу 15 Кодекса норм имеют бланкетный характер, отсылая правоприменителя к конкретным правилам и предписаниям, закрепленным в законодательстве о налогах и сборах, рынке ценных бумаг, банковском законодательстве и т.д.

Субъектами административных правонарушений в области финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг выступают как физические (граждане и должностные лица), так и юридические лица. При этом субъектом правонарушений, предусмотренных частью 1 ст.15.6, частью 2 ст.15.12, частями 1 и 2 ст.15.25 КоАП РФ, могут быть только граждане, а статьями 15.215.5, частью 2 ст.15.6, статьями 15.715.9, 15.11, 15.21 КоАП РФ — только должностные лица.

Следует отметить, что согласно примечанию к статье 15.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, не подлежат административной ответственности за совершение административных правонарушений, предусмотренных статьями 15.415.9, 15.11 этого Кодекса. За перечисленные в примечании к статье 15.3 Кодекса административные правонарушения указанные лица несут ответственность в соответствии с нормами части первой Налогового кодекса РФ.

С субъективной стороны административные правонарушения в области финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг совершаются в большинстве своем умышленно. Тем не менее определенная категория административных правонарушений может совершаться и по неосторожности, как, например, в случаях нарушения срока возврата бюджетных средств, полученных на возвратной основе (ст.15.15 КоАП РФ), нарушения сроков перечисления платы за пользование бюджетными средствами (ст.15.16 КоАП РФ), нарушения правил ведения реестра владельцев ценных бумаг (ст.15.22 КоАП РФ) и т.п.

Юридическое лицо будет признано виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась реальная возможность осуществить те действия, которые предписаны правовой нормой (воздержаться от их выполнения), но им не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению (см. комментарий ст.2.1 КоАП РФ).

Основным видом административного наказания за правонарушения в области финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг выступает административный штраф, исчисляемый исходя из минимального размера оплаты труда. Лишь в отдельных случаях он исчисляется, исходя из стоимости предмета административного правонарушения. Минимальный размер административного штрафа в зависимости от вида правонарушения составляет: в отношении граждан и должностных лиц — в размере трех, юридических лиц — ста минимальных размеров оплаты труда. Максимальный размер штрафа — соответственно 25, 50 и 1000 минимальных размеров оплаты труда.

В главе 15 Кодекса отсутствует такой вид административного наказания, как предупреждение. Достаточно редким является также и административное наказание в виде конфискации предметов административного правонарушения (только в ст.15.12 КоАП РФ).

Комм. Футо С.Р.

Статья 15.1. Нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций

Статья 15.2. Невыполнение обязанностей по контролю за соблюдением правил ведения кассовых операций

Статья 15.3. Нарушение срока постановки на учет в налоговом органе

Статья 15.4. Нарушение срока представления сведений об открытии и о закрытии счета в банке или иной кредитной организации

Статья 15.5. Нарушение сроков представления налоговой декларации

Статья 15.6. Непредоставление сведений, необходимых для осуществления налогового контроля

Статья 15.7. Нарушение порядка открытия счета налогоплательщику

Статья 15.8. Нарушение срока исполнения поручения о перечислении налога или сбора (взноса)

Статья 15.9. Неисполнение банком решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента

Статья 15.10. Неисполнение банком поручения государственного внебюджетного фонда

Статья 15.11. Грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности

Статья 15.12. Выпуск или продажа подлежащих маркировке товаров и продукции без маркировки

Статья 15.13. Уклонение от подачи декларации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции или декларации об использовании этилового спирта

Статья 15.14. Нецелевое использование бюджетных средств

Статья 15.15. Нарушение срока возврата бюджетных средств, полученных на возвратной основе

Статья 15.16. Нарушение сроков перечисления платы за пользование бюджетными средствами

Статья 15.17. Недобросовестная эмиссия ценных бумаг

Статья 15.18. Незаконные сделки с ценными бумагами

Статья 15.19. Нарушение требований законодательства, касающихся представления и раскрытия информации на рынке ценных бумаг

Статья 15.20. Воспрепятствование осуществлению инвестором прав по управлению хозяйственным обществом

Статья 15.21. Использование служебной информации на рынке ценных бумаг

Статья 15.22. Нарушение правил ведения реестра владельцев ценных бумаг

Статья 15.23. Уклонение от передачи регистратору ведения реестра владельцев ценных бумаг

Статья 15.24. Публичное размещение, реклама под видом ценных бумаг документов, удостоверяющих денежные и иные обязательства

Статья 15.25. Нарушение валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования

Статья 15.26. Нарушение законодательства о банках и банковской деятельности

Статья 15.27. Нарушение законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма








<<< Пред. Оглавление
Начало раздела
След. >>>

П е р с о н а л и и    б и б л и о т е к и
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я

Дата последнего изменения:
Sunday, 15-Jun-2014 06:08:15 UTC





(c) 2017 AZ-libr.ру :: Библиотека - "Люди и книги"