Статья 15.7. Нарушение порядка открытия счета налогоплательщикуСтатья 15.7. Нарушение порядка открытия счета налогоплательщику 1. Открытие банком или иной кредитной организацией счета организации или индивидуальному предпринимателю без предъявления ими свидетельства о постановке на учет в налоговом органе — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда. 2. Открытие банком или иной кредитной организацией счета организации или индивидуальному предпринимателю при наличии у банка или иной кредитной организации решения налогового органа либо таможенного органа о приостановлении операций по счетам этого лица — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда. Комм. Футо С.Р. Для законодательства об административных правонарушениях комментируемая статья является новой. Аналогичный по объективной стороне, но отличающийся по субъектам ответственности состав правонарушения предусмотрен статьей 132 Налогового кодекса РФ. Объектом правонарушений являются общественные отношения в сфере осуществления налогоплательщиками (организациями и индивидуальными предпринимателями) обязанностей по уплате обязательных платежей (налогов, сборов и страховых взносов) через банковскую систему Российской Федерации. Объективная сторона может выражаться в: 1) открытии счета организации без предъявления свидетельства о постановке на учет в налоговом органе; 2) открытии счета организации или индивидуальному предпринимателю при наличии решения о приостановлении операций по их счетам. Согласно статье 86 Налогового кодекса РФ банки открывают счета организациям и индивидуальным предпринимателям только при предъявлении свидетельства о постановке на учет в налоговом органе и сообщают об этом в налоговый орган по месту их учета в пятидневный срок со дня открытия или закрытия счета. При квалификации деяния должностных лиц банка или иной кредитной организации по комментируемой статье следует учитывать, что в настоящее время у налогоплательщика-организации или индивидуального предпринимателя отсутствует закрепленная законом обязанность представлять банку или иной кредитной организации свидетельство о постановке на учет в органе государственного внебюджетного фонда. Однако должностные лица банка или иной кредитной организации для открытия счета могут требовать такие сведения от организаций и индивидуальных предпринимателей. Частью 2 комментируемой статьи устанавливается ответственность за действия должностных лиц банка или иной кредитной организации, нарушающие режим приостановления операций по счетам налогоплательщиков-организаций и индивидуальных предпринимателей. Приостановление операций по счетам налогоплательщика-организации в банке означает прекращение банком всех расходных операций по данному счету. Решение об этом принимается руководителем или заместителем руководителя налогового органа при наличии следующих оснований: 1) наличие у организации недоимки по налогам; 2) непредставление налоговой декларации в течение двух недель после истечения срока ее подачи; 3) отказ в представлении налоговой декларации. Статья 76 Налогового кодекса РФ не предусматривает приостановления операций по счетам индивидуальных предпринимателей. Тем не менее на практике привлечение к ответственности по части 2 ст.15.7 КоАП РФ должностных лиц банка или иной кредитной организации за открытие счета указанной категории лиц при наличии подобных ограничений вполне возможно (см.: постановление Пленума ВАС РФ от 28 февраля 2001г. №5 «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации»). Решение налогового органа (таможенного органа) о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации в банке подлежит безусловному исполнению банком в течение одного операционного дня при условии его соответствия установленной форме. Решения органов государственных внебюджетных фондов о приостановлении операций по счетам не являются легитимными, поскольку такие органы в соответствии с Налоговым кодексом РФ подобными полномочиями, в отличие от налоговых и таможенных органов, не обладают. Вследствие этого должностные лица банка или иной кредитной организации в случае открытия счета организации при наличии решения органа государственного внебюджетного фонда о приостановлении операции по счетам к административной ответственности привлекаться не должны. Четкого срока, ограничивающего применение такого способа обеспечения исполнения обязательств по уплате налогов и сборов, Налоговый кодекс РФ не устанавливает. Он может действовать с момента принятия решения уполномоченным органом и получения такого решения банком (при наличии отметки о его получении) до фактической его отмены. Решение об отмене приостановления операций по счету принимается теми же субъектами (должностными лицами налогового или таможенного органа), вышестоящими должностными лицами (органами), а также в судебном порядке. О неисполнении банком решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента см. также комментарий статьи 15.9 КоАП РФ. Моментом окончания данного административного правонарушения считается момент (день) открытия банковского счета. По конструкции состав правонарушения является формальным. Субъектом административного правонарушения выступают должностные лица банка и иной кредитной организации. Сам банк, иная кредитная организация при выполнении действий, указанных в диспозиции частей 1 и 2 комментируемой статьи, привлекается к налоговой ответственности в соответствии со статьей 132 НК РФ. Субъективная сторона правонарушения представлена виной в форме как умысла, так и неосторожности. Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица налоговых органов (ч.1), органов государственных внебюджетных фондов (ч.1) и таможенных органов (ч.2). Дела о данных правонарушениях рассматривают судьи (мировые судьи). |
|
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
Дата последнего изменения: |