Статья 15.1. Нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций


Статья 15.1. Нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций

Нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов,

— влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц — от четырехсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда.

Комм. Футо С.Р.

Объектом рассматриваемого правонарушения выступают общественные отношения в сфере организации расчетов в Российской Федерации. Под расчетами понимается погашение задолженности (оплата), осуществляемое как с использованием наличных денег, так и с помощью безналичных расчетов (платежей) через банк.

В качестве предмета посягательства выступает денежная наличность. Цель комментируемой нормы — оптимизация находящейся в обороте денежной наличности, обеспечение интересов государства и субъектов налично-денежного обращения.

Диспозиция комментируемой статьи носит бланкетный характер и отсылает к нормативным правовым актам, регулирующим порядок ведения кассовых операций и работы с денежной наличностью.

Объективную сторону рассматриваемого административного правонарушения составляют действия и бездействие, выразившиеся в:

1) превышении лимитов расчетов наличными денежными средствами;

2) неоприходовании (неполном оприходовании) денежной наличности в кассу;

3) несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств;

4) накоплении в кассе наличных денежных средств сверх установленных лимитов.

На всей территории Российской Федерации законным платежным средством, обязательным к приему по нарицательной стоимости, является рубль. В соответствии со статьями 140, 861 Гражданского кодекса РФ расчеты между юридическими лицами, а также расчеты с участием граждан, связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности, производятся в безналичном порядке. В ряде случаев расчеты между этими лицами могут производиться также и наличными деньгами. При этом предельный размер расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке в соответствии с Указанием Центрального банка России от 14 ноября 2001г. №1050-У не может превышать 60 тысяч рублей.

Критерием определения лимита наличных расчетов служит одна сделка, а с позиции контролирующих органов — один договор, заключенный между юридическими лицами, (см.: письмо МНС РФ и ЦБР от 1, 2 июля 2002г. №24-2-02/252, №85-Т «По вопросам осуществления расчетов между юридическими лицами наличными деньгами»). Исходя из этого, расчеты наличными деньгами, осуществляемые между юридическими лицами по одному или нескольким денежным документам в рамках одного договора, не могут превышать предельный размер расчетов наличными деньгами.

Определение порядка ведения кассовых операций в соответствии со статьей 34 Федерального закона от 10 июля 2002г. «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» относится к ведению Центрального Банка России. В настоящее время порядок ведения кассовых операций установлен письмом ЦБ РФ от 4 октября 1993г. №18, в соответствии с которым предприятия, объединения, организации и учреждения независимо от организационно-правовых форм и сферы деятельности обязаны хранить свободные денежные средства в учреждениях банков. Для осуществления расчетов наличными деньгами каждое предприятие должно иметь кассу и вести кассовую книгу по установленной форме. Наличные деньги, полученные предприятиями в банках, расходуются на цели, указанные в чеке. Предприятия могут иметь в своих кассах наличные деньги в пределах лимитов, установленных банками, по согласованию с руководителями предприятий. При необходимости лимиты остатков касс пересматриваются.

Предприятия обязаны сдавать в банк всю денежную наличность сверх установленных лимитов остатка наличных денег в кассе в порядке и сроки, согласованные с обслуживающими банками. Если же лимит не установлен, то формально, исходя из пункта 1 Порядка ведения кассовых операций, организация вообще не вправе оставлять в своей кассе на ночь никаких наличных денег.

Предприятия, имеющие постоянную денежную выручку, по согласованию с обслуживающими их банками могут расходовать ее на оплату труда и выплату социально-трудовых льгот, закупку сельскохозяйственной продукции, скупку тары и вещей у населения и т.д.

Предприятия не имеют права накапливать в своих кассах наличные деньги сверх установленных лимитов для осуществления предстоящих расходов, в том числе на оплату труда, до установленного срока их выплаты. В кассе предприятия может оставаться в пределах лимита лишь такая сумма денег, которая необходима для осуществления на следующий день неотложных платежей небольшого объема. В качестве исключения предприятия имеют право хранить в своих кассах наличные деньги сверх установленных лимитов только для оплаты труда, выплаты пособий по социальному страхованию и стипендий не свыше 3 рабочих дней (для предприятий, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, — до 5 дней), включая день получения денег в банке.

Под оприходованием денежной наличности, поступающей в кассу предприятия (организации), понимается инкассация (сбор) денежной наличности в учреждения банков в порядке, установленном главой 2 Положения о правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации от 5 января 1998г. №14-П, утвержденного Советом директоров Банка России от 19 декабря 1997г. протокол №47, и раздела 1 Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации. Неоприходование (неполное оприходование) денежной наличности выражается в уклонении от сдачи или в сдаче с нарушением установленных для предприятия лимитов денежной наличности в учреждения банков.

Несоблюдение правил хранения свободных денежных средств имеет место и тогда, когда деньги получены, но не внесены в кассу (даже если на них и оформлен приходный ордер). Наличные денежные средства, принятые в уплату за проданные товары (услуги), должны быть зачислены на расчетный счет предприятия с обязательным отражением в кассовой книге предприятия.

В кассах предприятий могут храниться наличные деньги в пределах лимитов, устанавливаемых обслуживающими их учреждениями банков по согласованию с руководителями этих предприятий. Лимит остатка кассы определяется, исходя из объемов налично-денежного оборота предприятий, с учетом особенностей режима его деятельности, порядка и сроков сдачи наличных денежных средств в учреждения банков, обеспечения сохранности и сокращения встречных перевозок ценностей.

Лимит остатка наличных денег в кассе устанавливается учреждениями банков ежегодно всем предприятиям, независимо от организационно-правовой формы и сферы деятельности, имеющим кассу и осуществляющим налично-денежные расчеты. Для установления лимита остатка наличных денег в кассе предприятие представляет в учреждение банка, осуществляющее его расчетно-кассовое обслуживание, соответствующий расчет. Организации обязаны сдавать в банк всю денежную наличность сверх установленных лимитов остатка наличных денег в кассе в порядке и сроки, согласованные с обслуживающими банками. Для организации, не представившей расчет на установление лимита остатка наличных денег в кассе ни в одно из обслуживающих учреждений банка, лимит остатка кассы считается нулевым, а несданная денежная наличность — сверхлимитной.

Нарушения порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций относятся к недлящимся административным правонарушениям. Состав данного правонарушения формальный, не требующий наступления материальных последствий для привлечения лица к административной ответственности.

Субъектами административного правонарушения выступают должностные лица организации и юридическое лицо. В качестве должностных лиц к административной ответственности могут быть привлечены руководитель организации, главный (старший) бухгалтер, кассир или иное лицо (по специальному полномочию руководителя предприятия, оформленному приказом и договором о полной материальной ответственности), а также лицо, ответственное за соблюдение требований Порядка ведения кассовых операций (например, руководитель финансовой службы, заведующий кассой).

Действие настоящей статьи не распространяется на граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

С субъективной стороны предусмотренное статьей 15.1 КоАП РФ административное правонарушение предполагает не только прямой умысел, но и неосторожность. Нельзя согласиться с мнением некоторых авторов, утверждающих, что комментируемое правонарушение совершается только с прямым умыслом.

Дела о данных правонарушениях рассматривают и протоколы о них составляют должностные лица налоговых органов, а также органов внутренних дел (милиции).




Поддержите культуру
ЯндексЯндекс. ДеньгиХочу такую же кнопку

Google
 
Web azdesign.ru az-libr.ru

<<< Пред. Оглавление
Начало раздела
След. >>>

П е р с о н а л и и    б и б л и о т е к и
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я

Дата последнего изменения:
Sunday, 15-Jun-2014 06:08:15 UTC